Межличностные конфликты и их классификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 13:16, реферат

Краткое описание

Целью моей работы является исследование классификаций межличностных конфликтов по различным основаниям. Для достижения этой цели необходимо поставить перед собой задачи:
Проанализировать понятие конфликта с разных точек зрения;
Исследовать причины возникновения конфликтов
Рассмотреть структуру и динамику межличностного конфликта;

Содержание

Введение
1. Анализ конфликта и его сущности
2. Причины межличностных конфликтов
3. Структура и динамика межличностного конфликта
4. Классификации межличностных конфликтов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

1170749_704B1_klassifikacii_mezhlichnostnyh_konfliktov.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

Динамика конфликта традиционно рассматривается как последовательная смена четырех стадий. На первой стадии возникает объективная конфликтная ситуация. На второй стадии объективная ситуация осознается в качестве таковой хотя бы одним из участников. На третьем этапе происходит переход к конфликтному взаимодействию. Конфликтное поведение усиливает эмоциональную вовлеченность, обостряет эмоциональный фон. Часто этот фон носит негативный характер из-за того, что действия, направленные на достижение своих целей и на противодействие другой стороне, вызывают обиды, неудовольствие, огорчения. Наконец, на четвертой фазе происходит полное или частичное разрешение конфликта. Полное разрешение включает устранение объективных противоречий, составляющих основу конфликта, а также субъективную удовлетворенность оппонентов от его исхода. Частичное разрешение конфликта появляется тогда, когда имеется субъективная удовлетворенность, либо при сохранившихся объективных противоречиях, либо при сохранении субъективной неудовлетворенности хотя бы одной из сторон при исчезновении объективных причин противоречий.

Таким образом, динамика конфликта развивается линейно. Каждая фаза сменяется последующей.

 

3. Классификации межличностных конфликтов

Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные и т.д.

По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные», а также «смешанные». К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга. К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие.

По значению для группы и организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). Первые приносят делу пользу, вторые — вред. От первых уходить нельзя, от вторых - нужно.

По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные.

М. Дойч классифицирует конфликты по критерию истинности-ложности или реальности:

  • «подлинный» конфликт — существующий объективно и воспринимаемый адекватно;
  • «случайный, или условный» — зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;
  • «смещенный» — явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного;
  • «неверно приписанный» — конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем;
  • «латентный» — конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;
  • «ложный» — конфликт, существующий только в силу ошибок восприятия и понимания при отсутствии объективных оснований.

Классификация конфликтов по типу социальной формализации: официальные и неофициальные (формальные и неформальные). Эти конфликты, как правило, связаны с организационной структурой, ее особенностями и могут быть как «горизонтальными», так и «вертикальными».

По своему социально-психологическому эффекту конфликты делятся на две группы:

  • развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из конфликтующих личностей и группу в целом;
  • способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц.

По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные.

Межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу. В социально-психологических исследованиях показано, что «своя» группа в любой ситуации выглядит лучше «другой».

Внутригрупповой конфликт включает, как правило, саморегуляционные механизмы. Если групповая саморегуляция не срабатывает, а конфликт развивается медленно, то конфликтность в группе становится нормой отношений. Если же конфликт развивается быстро и нет саморегуляции, то наступает деструкция. Если конфликтная ситуация развивается по деструктивному типу, то возможен ряд дисфункциональных последствий.

Внутриличностный конфликт — это, как правило, конфликт мотивации, чувств, потребностей, интересов и поведения у одного и того же человека.

Межличностный конфликт — это наиболее часто возникающий конфликт. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей, отношением личности к ситуации и психологическими особенностями межличностных отношений.

Психологически малоконструктивное поведение в конфликте часто  объясняется индивидуально-личностными  особенностями человека. К чертам «конфликтной» личности относят  нетерпимость к недостаткам других, пониженная самокритичность, импульсивность, несдержанность в чувствах, укоренившиеся негативные предрассудки, предубежденное отношение к другим людям, агрессивность, тревожность и др.

 

Заключение

Итак, конфликта не стоит бояться. Если подойти к нему как к проявлению противоречий, то вполне можно признать, что ничего страшного в конфликте нет. Тем не менее, большинство конфликтологов полагают, что практически каждый конфликт можно разрешить рационально и конструктивно.

Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни. Конфликты могут быть скрытыми или явными, горизонтальными или вертикальными, конструктивными или деструктивными, объективные или субъективные, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия.

Существуют два основных типа конфликтов - внутриличностный и межличностный. Необходимо четко различать, что конфликт у человека может быть, если не с самим собой, то с окружающими - и здесь, как говорится, третьего не дано.

Межличностный конфликт - трудноразрешимое противоречие, возникающее  между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.

В межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.

В процессе управления межличностными конфликтами важно учитывать их причины и факторы, а также характер межличностных отношений конфликтантов до конфликта, их взаимные симпатии и антипатии.

  
Список литературы

 

  1. Боголюбов Л. Н. Обществознание. Профильный уровень. М.: Просвщение,2009. – 416 с. 
  2. Гришина Н., В. Психология межличностного конфликта: - СПб.: СПбГУ, 1995. 
  3. Гришина Н., В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000.
  4. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. - СПб.: Лань, 1999.
  5. Почебут Л. Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - СПБ: Речь, 2000.
  6. Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова - М.: Проспект, 1998.
  7. www.psyera.ru (по состоянию на 25.05.2013).
  8. www.psyfactor.org (по состоянию на 30.04.2013).
  9. www.sbiblio.com (по состоянию на 25.05.13)
  10. www.financial-lawyer.ru (по состоянию на 25.05.13)
  11. www.psylist.net (по состоянию на 25.05.13)
  12. www.newpsychologia.ru (по состоянию на 25.05.13)

 


Информация о работе Межличностные конфликты и их классификации