Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение поведения менеджера в качестве лидера.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1.дать определение менеджеру и лидерству;
2.показать качества, которыми должен обладать менеджер и лидер;
3.дать сравнительную характеристику менеджера и лидера.
4.дать советы менеджеру, который хочет стать цивилизованным и преуспевающим лидером.
Введение……………………………………………………………………… 2
1. Менеджер……………………………………………………………… 3
1.1. Понятие «менеджер»…………………………………………………. 3
1.2. Функции и роли менеджера………………………………………….. 5
1.3. Образ идеального менеджера разных стран………………………… 10
2. Лидер……………..……………………………………………………. 12
2.1. Определение понятия лидерства……………………………………. 12
2.2. Классификация лидерства……………………………………………. 14
2.3. Отличие менеджера от лидера……………………………………… 18
3 Практическая часть…………………………………………………… 21
3.1. Как стать успешным менеджером…………………………………… 21
3.2. Характерные черты лидера…….…………………………………….. 23
3.3. Советы менеджеру……………………………………………………. 25
3.4. Тест на развитие лидерских качеств………………………………… 27
Заключение……………………………………………………………………. 30
Цитированная литература…………………………………………………… 31
Опрос президентов 41 крупной японской компании позволил выделить следующие качества, необходимые менеджеру-президенту: энергичная инициативность и решительность, в том числе в условиях риска (42%), долгосрочное предвидение и гибкость (34%), широта взглядов, глобальный подход (29%),умение правильной расстановки кадров и справедливых санкций (24%), готовность и способность выслушать мнение других (22%), личное обаяние (22%), использование открытого стиля управления, приветствующего сотрудничество (19%), умение четко формировать цели и установки (17%).
В книге Е.Е.Вендерова «Психологические проблемы управления» (1969 г.) приведена российская статистика : 20% опрошенных к основным качествам руководителя относили отзывчивость, внимательность, вежливость, 18%- техническую грамотность, 15 % -волю,настойчивость, 14 %-ум, толковость, сообразительность, 13%-организаторские способности.[10.c.143].
Проходят годы, десятилетия, а вопрос : « Каким должен быть хороший менеджер?»- актуален, как и прежде. Менеджер- это не только профессия, должность, но и прежде всего призвание.
2.Лидер
2.1.Определение понятия лидерства
Вопрос лидерства вызывал
интерес людей с древних
Лидерство как содержание теории и научных исследований есть результат исключительно американского творчества. Нет нечего удивительного в том, что понятие “лидерство” привлекает столь большое внимание. Справедливо мнение о том, что не все лидеры становятся менеджерами, все же трудно представить преуспевающего менеджера, который не был бы хорошим лидером.[8,с.136].
Менеджеры любят говорить о лидерстве, а исследователи любят его изучать, ибо в значительной мере успех и выживание определенной организации зависят от квалификации ее лидеров. Лидерство это искусство, которое должно развиваться.
Эффективное лидерство представляет уникальную смесь служебного положения и стиля поведения. Все менеджеры должны стремиться стать эффективными лидерами.
Тема лидерства оказалась более сложным предметом, чем это казалось большинству исследователей, и эта тема в течении десятилетий занимала многие великие умы в области менеджмента.
Можно с уверенностью утверждать, что многие менеджеры согласны сегодня с чрезмерно упрощенным мнением о том, что лидеры обладают специфическими личными качествами или реагируют соответствующим образом в самых уникальных ситуациях.
Лидерство- это тип
управленческого
Лидерство представляет совокупность свойств и характеристик поведения человека (в том числе руководителя), оцениваемую как его способность оказывать влияние на группу людей для достижения определенных целей. Оно является важным аспектом эффективного руководства группой (организацией), которая трудно поддается исследованиям.
Лидера могут назначить (формальный лидер) , а в ряде случаев он сам выделяется внутри группы (становится неформальным лидером). При этом лидер может оказывать влияние на других людей и за пределами деятельности, определяемой должностными полномочиями. Таким образом, менеджер по определению всегда должен быть лидером (обладать способностями лидера), однако не каждый лидер может иметь способности руководителя. Другими словами – понятие «руководитель» может быть определено как лидер, обладающий определенными организационными полномочиями. В свою очередь , полномочия тесно связаны с понятием власти.[4,с.499].
Лидерство, как и власть,- это потенциал, имеющийся у человека.
В ходе изучения проблемы лидерства учеными было предложено много различных определений данного понятия. Согласно Дж.Терри, лидерсто- это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р.Танненбаум, И.Вэшлер и Ф.Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели . В практике управления лидерство- это способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для других видения в реальность. Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации.
Классификация лидерства
Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов[10,с.47]:
1. Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п.
2. Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.
3. Ситуативное лидерство. По своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара.
Имеются и другие классификации лидерства в зависимости от типов лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера:
В основу типологии лидерства, предложенной проф. Б. Д. Прыгиным положены три различных критерия: во-первых, по содержанию; во-вторых, по стилю; в-третьих, по характеру деятельности лидера.
1)По содержанию различают:
2)По стилю различают:
3)По характеру деятельности лидера различают:
Помимо названных, нередко используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров:
1) «один из нас». Лидер этого типа особо не выделяется среди членов группы. Он воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере, наиболее удачливый или волею случая оказавшийся на руководящей должности. В целом же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные решения, делает ошибки и т.п., как и все другие члены коллектива;
2) «лучший из нас». Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания;
3) «хороший человек». Лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь и т.п.;
4) «служитель». Такой лидер всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.
Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один сотрудник может оценивать лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя» и т.п.
Лидерство различается по силе влияния на членов группы (организации). Одного лидера люди слушаются беспрекословно, советам же или указаниям другого следуют лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками.
В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации лидерство делится на:
В реальной жизни грани между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством.
Конструктивное лидерство, как уже отмечалось, — один из важнейших компонентов эффективного руководства. Оптимальным для руководителя является сочетание в себе качеств формального и неформального лидера. Однако совмещение в одном лице этих социальных ролей, особенно роли руководителя и эмоционального лидера, трудно достижимо.
Отличие менеджера от лидера
В повседневной жизни часто путают термин «менеджер» и «лидер», но это различающиеся понятия. Американский исследователь Дж.Коттер писал, что самая главная функция лидера организации- определить необходимые цели, точнее, миссию организации, и разработать стратегию для ее достижения. А работа менеджера заключается в том, чтобы осуществить эту стратегию на практике. Менеджер воплощает в жизнь видение организационного будущего, миссию, цели, которые создаются лидером. Основная обязанность менеджера –решение конкретных задач, а лидеры осуществляют общее руководство и намечают генеральный план развития компании (отдела) обладая видением будущего. Эффективные лидеры заставляют людей верить в их видение и идти за ними по пути достижения целей. Путаница между этими двумя терминами возникает потому, что различие между выбором миссии и ее осуществлением часто стирается – это происходит оттого, что от многих лидеров ждут не только постановки задачи, но и помощи в ее реализации. Также от менеджеров часто требуют вести подчиненных, хотя это работа лидеров. Слишком много так называемых лидеров не справляется с управленческими аспектами своей работы, так как ставят недостижимые цели.Поэтому необходимо учитывать, что некоторые менеджеры являются лидерами, а некоторые-нет.[1.с.150].
Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе психологического воздействия. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных.
Способности лидера- это опыт,который преобретается и совершенствуется путем проб и ошибок.
Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям.(Табл. 1).
Таблица 1
Отличие менеджера от лидера (по О.С. Виханскому, А. И. Наумову)