Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение поведения менеджера в качестве лидера.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1.дать определение менеджеру и лидерству;
2.показать качества, которыми должен обладать менеджер и лидер;
3.дать сравнительную характеристику менеджера и лидера.
4.дать советы менеджеру, который хочет стать цивилизованным и преуспевающим лидером.
Введение……………………………………………………………………… 2
1. Менеджер……………………………………………………………… 3
1.1. Понятие «менеджер»…………………………………………………. 3
1.2. Функции и роли менеджера………………………………………….. 5
1.3. Образ идеального менеджера разных стран………………………… 10
2. Лидер……………..……………………………………………………. 12
2.1. Определение понятия лидерства……………………………………. 12
2.2. Классификация лидерства……………………………………………. 14
2.3. Отличие менеджера от лидера……………………………………… 18
3 Практическая часть…………………………………………………… 21
3.1. Как стать успешным менеджером…………………………………… 21
3.2. Характерные черты лидера…….…………………………………….. 23
3.3. Советы менеджеру……………………………………………………. 25
3.4. Тест на развитие лидерских качеств………………………………… 27
Заключение……………………………………………………………………. 30
Цитированная литература…………………………………………………… 31
Менеджер |
Лидер |
Администратор |
Инноватор |
Поручает |
Вдохновляет |
Работает по целям других |
Работает по своим целям |
План – основа действий |
Видение – основа действий |
Полагается на систему |
Полагается на людей |
Использует только доводы |
Использует как доводы, так и эмоции |
Контролирует |
Доверяет |
Поддерживает движение |
Дает импульс движению |
Профессионален |
Энтузиаст |
Уважаем |
Обожаем |
Делает дело правильно |
Делает правильное дело |
На практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся в разных измерениях.
«Не чини то, что работает»,- этот совет прекрасно отражает образ мышления менеджеров. Лидеры верят в другую истину: «Пока нет никаких поломок, у тебя есть редкая возможность все подправить».
Менеджер задается вопросом : «Какие проблемы требуют решения и как лучше добиться желаемых результатов, не нарушив слаженности трудовых процессов?». С этой точки зрения руководство заключается в том, чтобы просто предпринимать практические шаги по урегулированию деловых вопросов. Более того, желая выполнить свою задачу, менеджер требует эффективных действий и от остальных сотрудников, обладающих разным статусом и объемом полномочий. Чтобы быть менеджером, не требуется гениальности или героизма. Нужны лишь настойчивость, трезвость мышления, усердие, аналитические способности, терпение и доброжелательность.
Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический». Руководство – явление более стабильное, менее подверженное перепадам мнений и настроений членов группы, чем лидерство.
Руководитель всегда
назначается на должность, поэтому
его способность влиять на других
людей при осуществлении
В целом лидерские отношения отличает то, что последователи признают лидера составной частью организации только тогда, когда он доказал свою компетентность и ценность. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также оказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей.
3.Как стать успешным менеджером
3.1.Лидерство: врожденное или приобретенное качество
Для достижения успеха в
сфере управленческой деятельности,
менеджер должен обладать огромным спектром
личностных и профессиональных качеств,
но поскольку подлинным критерием
деятельности руководителя служит конечный
результат труда всего
Следовательно, главная задача менеджера – выполнять работу при помощи других людей, добиваться коллективной работы.
Многим российским предпринимателям первой волны проблема развития лидерских качеств кажется надуманной. По их мнению, лидерство — это дар, дающийся человеку от природы, и либо он есть, либо его нет и никогда не будет. Однако им можно привести по крайней мере три возражения. Во–первых, западные компании уже десятилетиями успешно развивают и воспитывают лидеров. Во–вторых, никто не рождается лидером. Бывают люди с такими задатками, но, чтобы превратиться в настоящих лидеров, им необходимо развивать свой потенциал, и тут не обойтись без специальных знаний и навыков. И в–третьих: если ознакомиться с биографией успешных российских предпринимателей, то станет ясно, что многие из них прошли определенную школу лидерства на комсомольской или партийной работе.
Признав саму возможность развития лидерства в компании, нужно понять, какие лидерские качества необходимо развивать, как перестроить систему развития персонала, культуру компании в целом, чтобы вовремя выявлять будущих лидеров, воспитывать их, продвигать по служебной лестнице и удерживать в компании. Некоторые самые успешные международные компании славятся не только своими великими руководителями, но и умением развивать людей на всех уровнях организации и превращать их в лидеров.
Конечно, на разных ступенях карьеры от людей требуются разные лидерские качества. На нижних — лидерство подразумевает умение и желание взять на себя ответственность, отношение к порученной работе, как к своему собственному делу, готовность выйти за рамки задания. По мере продвижения «вверх» требования меняются: с повышением уровня ответственности все более важной чертой становится умение развивать необходимые качества в других сотрудниках. На верхних ступенях карьерной лестницы решающими качествами становятся видение будущего компании и умение вести за собой других.
3.2.Характерные черты лидера
Нельзя обозначить лидерство какой-то формулой. Это искусство, мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают этим даром от природы. Другие – специально обучаются этому. А третьи никогда не смогут сталь лидерами.
Но, в конце концов, каждый находит свой стиль. Один динамичен, обаятелен, способен воодушевлять других. Другой – спокоен, сдержан в речи и поведении. Однако они оба могут действовать с равной эффективностью – внушать к себе доверие и добиваться того, чтобы работа выполнялась быстро и качественно.
Каждый менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать лидером. Для этого он должен знать общие характерные черты, присущие лидерам[11,с.96]:
1)Лидер предан своей фирме, он не принижает свою фирму в глазах сотрудников и не унижает своих сотрудников в глазах руководства фирмы.
2)Лидер должен быть оптимистом. Ведь оптимист всегда охотно выслушивает других и их идеи, потому что он всегда ждет хороших новостей. Оптимист думает, что люди по преимуществу готовы прийти на помощь друг другу, обладают творческим началом и стремятся к созиданию. 3)Лидер любит людей. Лучшие лидеры заботятся о своих сотрудниках.
4) Хороший лидер доступен и человечен. Он не прячется за дверью кабинета. Лучшие лидеры человечны, они отдают себе отчет в собственных слабостях, что делает их терпимее к слабостям других.
5) Лидер должен быть смелым. Он всегда попытается найти новый способ выполнить задачу только потому, что этот способ лучше.
6) Лидер обладает широтой взглядов. Он никогда не скажет: “Это не мое дело”. Если он ожидает, что его группа сотрудников энергично включится в работу, когда возникнут какие-либо необычные ситуации, он демонстрирует им, что он сам с удовольствием готов взяться за новое дело, когда его об этом попросят. Лидер проявляет большой интерес ко всем аспектам деятельности фирмы.
7)Лидер должен быть решительным. Лидер всегда готов принимать решения. 8)Лидер тактичен и внимателен. Основной принцип: критиковать работу, а не человека, ее выполняющего.
9) Справедливость – также важная черта лидера. Например, если сотрудник получает надбавку, а он ничего не сделал, чтобы ее заслужить, у руководителя, вероятно, появится десяток недовольных.
10) Лидер всегда честен. Быть честным по отношению к руководству – это говорить вышестоящим менеджерам то, что им, возможно, не всегда приятно слышать. Быть честным по отношению к подчиненным – это говорить когда они правы, и когда они неправы. Быть честным – это умение признавать свои ошибки.
11)Лидер честолюбив. Он радуется не только за себя, но и за достижения сотрудников и разделяет их успех.
12) Лидер последователен и скромен. Он не нуждается в лести окружающих, к тому же ему не надо скрывать свои ошибки.
13) Лидер должен быть наставником. Он помогает своим подчиненным развивать в себе уверенность, любовь к людям, честолюбие, энтузиазм, честность, уравновешенность и решительность.
14)Лидер уверен в себе.
3.2.Советы менеджеру
Несомненно, менеджер должен ясно осознавать, что такие черты поведения как вежливость, тактичность, деликатность, абсолютно необходимы не только для “умения вести себя в обществе”, но и для обыкновения житейского бытия. Нельзя также забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями, стрессами. Необходимо иметь свой образ имидж менеджера, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности.
Проанализировав теоретический материал на данную тему, можно дать советы менеджеру, который хочет стать цивилизованным и преуспевающим:
1) Будучи уверенным в себе, избегать самоуверенности, самоуверенность - предпосылка использования не лучших приемов и методов в работе.
2) Менеджер должен
выработать привычку: все, с чем
вы сталкиваетесь,
3) Чтобы эффективно подчинять, надо уметь подчиняться, хотя бы обстоятельствам.
4) Быть внимательным и объективным к “бесполезным” предложениям.
5) Отклонять ненужные предложения, но тактично и вежливо.
6) Менеджер должен помнить, что менеджер высокого класса способен превращать вредное (мешающее делу явление) в полезное (помогающее достижению цели).
7) Менеджер должен помнить, что ничто так не компрометирует предпринимателя, как его растерянность.
8) Выполнять обещания в срок. Если не смогли выполнить - не оправдывайтесь, а определите новый срок и сдержите слово, пусть с опозданием.
9) Воспитывать подчиненных ненавя
10) Никогда не забывать, что ваше мнение вовсе не всегда хорошо, есть и другие мнения, отнюдь не худшие.
11) Руководствоваться в работе тремя “не”: не раздражаться, не теряться, не распыляться.
12) Быть терпимым к недостаткам людей, если эти недостатки не мешают вашему бизнесу.
13) Хвалить на людях, поощрять с глазу на глаз.
14) Уметь слушать, иметь бесконечное терпение.
15) Предоставлять сотрудникам
максимум свободы для
3.4Тест на развитие лидерских качеств
Только талантливый лидер-руководитель способен распознать будущего лидера.
В организациях необходимо проводить тренинги на развитие лидерских качеств.
Ниже приводится список из 24 характеристик, который поможет выявить потенциального лидера и определить его уровень.
Качества потенциального лидера |
баллы | |||||
0 (никогда) |
1 (редко) |
2 (иногда) |
3 (обычно) |
4 (всегда) | ||
1 |
Оказывает позитивное влияние на коллег |
|||||
2 |
Дисциплинирован |
|||||
3 |
Добивается хороших результатов в продажах |
|||||
4 |
Обладает высоко развитыми навыками общения |
|||||
5 |
Быстро и качественно решает трудные задачи |
|||||
6 |
Не довольствуется существующим порядком вещей |
|||||
7 |
Умеет справляться со стрессом |
|||||
8 |
Всегда позитивно настроен |
|||||
9 |
Понимает людей |
|||||
10 |
Часто берет на себя ответственность |
|||||
11 |
Помогает руководителю осуществлять перемены |
|||||
12 |
Порядочен |
|||||
13 |
Способен предвидеть следующий шаг |
|||||
14 |
Воспринимается окружающими людьми как лидер |
|||||
15 |
Постоянно совершенствует свои навыки продаж |
|||||
16 |
Привлекает к себе людей |
|||||
17 |
Обладает адекватной самооценкой – осознает свои слабые и сильные стороны |
|||||
18 |
Помогает коллегам в решении сложных задач |
|||||
19 |
Не унывает и не паникует, когда возникают большие проблемы |
|||||
20 |
Способен развивать лидерские качества и в себе и в окружающих |
|||||
21 |
Инициативен |