Менеджер в системе управления, его имидж и стили руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 11:08, контрольная работа

Краткое описание

Самой большой ценностью в любой организации, на любом предприятии являются люди, поведение которых непредсказуемо для управления. Все это актуально по отношению к не только промышленным и торговым организациям, но и к любой оперативной деятельности, вне зависимости от конечной цели этой деятельности - получение прибыли или другого результата, относится она к производству или к работе в правительстве. Только люди являются фактором, который определяет целостность и непоследовательность в характере любого вида деятельности. Только убежденными людьми, действующими в определенном культурном и историческом контексте, их поведением деятельность организаций приводиться в движение. Они управляются не системами и технологиями, а человеком, который следует своим путем, преследуя свои цели, применяя умственные способности, инстинкты и эмоции, таким человеком и является менеджер.

Содержание

Введение
Глава 1. Менеджер в системе управления
1.1 Сущность деятельности менеджера
1.2 Сущность ролевых функций менеджера
1.3 Уровни управления
Глава 2. Имидж менеджера
2.1 Портрет современного менеджера
2.2 Имидж менеджера
2.2.1 Культура одежды бизнесмена
2.2.2 Культура одежды деловой женщины
2.2.3 Владение искусством устной и письменной деловой речи
Глава 3.Стили руководства менеджера
3.1 Классификация стилей руководства
3.2 Многомерные стили руководства
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 110.39 Кб (Скачать файл)

Автократ приемлем, терпим в сложных и динамичных условиях, но вряд ли стоит доверять ему руководство  творческими, педагогическими, научно-исследовательскими коллективами и особенно общественными  организациями. Либерала же нецелесообразно  назначать руководителем коллектива, где возникает необходимость  принимать и энергично выполнять  решения, рисковать. Итак, из трех основных стилей руководства предпочтение следует  отдать демократическому стилю. Автократический  стиль целесообразен лишь в исключительных случаях (аварийная ситуация, особый склад характера подчиненного и  т.п.), а либеральный может применяться  лишь в виде исключения по отношению  к отдельным подчиненным особо  высокой квалификации - в иных случаях  он может привести к анархии, резко  снизить эффективность управления. При наличии авторитарного стиля, как уже говорилось, упор делается на административные методы руководства, т.е. на распорядительную деятельность руководителя; при наличии демократического стиля - больше на социально-психологические методы руководства, т.е. на умение контактировать с людьми, воодушевлять их на производительный труд; при наличии либерального стиля - на организационные методы, т.е. на четкое регламентирование прав и обязанностей работников, которые они должны реализовать без непосредственного вмешательства самого руководителя.5

3.2 Многомерные стили руководства

В современных условиях успех  дела предопределяется не только характером отношений между руководителем  и подчиненными и степенью свободы, которая им предоставляется, но и  рядом других обстоятельств. Отражением этого являются "многомерные" стили управления, представляющие собой  комплекс взаимодополняющих, переплетающихся  подходов, каждый из которых независим  от других, поэтому может реализовываться  наряду с ними.

Первоначально сложилась  идея "двумерного" стиля управления, основывающегося на двух подходах, один из которых ориентируется на создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата, налаживание  человеческих отношений, а другой —  на создание надлежащих организационных  и технических условий, при которых  человек достаточно полно сможет раскрыть свои способности.

Наиболее простое сочетание  этих подходов демонстрирует так  называемая "управленческая решетка" Р. Блейка и М. Муттона, изображенная на схеме 3. Она представляет собой  таблицу, состоящую из 9 строк и 9 столбцов, пересечение которых образует 81 поле. Если такую таблицу наложить на правый верхний квадрат, образованный осями абсцисс и ординат, то на них можно отобразить величину экспертных оценок подходов, которых придерживается тот или иной конкретный руководитель, и определить занимаемое им поле на "решетке", характеризующее применяемый  им на практике стиль управления.

В результате руководитель, ориентация которого в каждом направлении  оценивается одним баллом, попадает на поле 1.1., пребывание на котором свидетельствует  о том, что он в равной мере не уделяет внимания ни первому, ни второму  подходам. Понятно, что при таком  отношении к делу он долго на своем  посту продержаться не сможет.

Руководитель, занимающий поле 1.9., главное внимание уделяет людям, созданию и упрочению коллектива, благоприятного морально-психологического климата и творческого настроя  в нем, считая, что таким способом можно достичь высоких результатов  даже при отсутствии внимания к организационно-техническим  условиям. Зачастую такой подход вовсе  не является признаком однобокости, Поскольку во многих организациях, например, в научных коллективах, основа успеха состоит именно в этом.

Схема 3. «Решетка управления»  Р.Блейка и М.Муттона

Руководитель с поля 9.1., наоборот, основное внимание уделяет  организационно- технической стороне  дела, мало внимания обращая на отдельных  людей и коллектив в целом. Но и здесь в основе такого стиля  могут лежать объективные обстоятельства, например, технологические процессы, в которых роль взаимоотношений  работников и их коллективных действий минимальна. Руководитель, находящийся  на поле 5.5. примерно поровну делит  свои "привязанности" между людьми и организационно-техническими факторами  производства. Он твердо стоит на ногах  во всех сферах управленческой деятельности, однако не хватает с неба звезд.

И, наконец, руководитель, позиции  которого характеризуются баллами 9.9. создает команду единомышленников, способных на любые дела. Здесь  совместно определяются цели деятельности, совместно создаются благоприятные  условия для их осуществления  и самореализации людей.

Пользуясь "управленческой решеткой", можно заранее определить комбинацию оценок, соответствующих  требованиям к той или иной должности, предусмотренной штатным  расписанием организации, и, сравнив  с ними экспертные оценки качеств  претендентов, определить их пригодность  к ее замещению. В современных  управленческих концепциях западных специалистов делается попытка осуществить иные комбинации подходов, формирующих стиль  управления. Так, считается, что авторитарные методы руководства, содержащие в себе опасность культа личности руководителя, в большей степени сочетается с подходом, ориентированным на создание благоприятных организационно-технических  условий производства, а демократические, раскрепощающие людей, с подходом, ориентированным  на создание и укрепление коллектива. Быстрый же уход от авторитарного  стиля руководства может привести людей в состояние растерянности, ничуть не улучшив ситуации. Правда, это в большей мере свойственно  коллективам низового уровня; в верхних  же эшелонах имеет место обратная картина, когда раскрепощение людей  приводит к росту производительности и сокращению текучести кадров. По мнению Френка Фидлера, особенности  управления во многом зависят от ситуации, и поскольку руководитель, исповедующий определенный стиль, изменить себя, как правило, не может, нужно, исходя из стоящей задачи, помещать его в те условия, где он сможет наилучшим способом себя проявить.

В зависимости от масштаба полномочий руководителей, характера  их отношений с подчиненными, четкости структурирования решаемых задач Фидлер выделяет 8 типов различных ситуаций, варианты которых приведены на схеме 4.

 

Схема 4. Зависимость руководства  от ситуации. Модель Фидлера.

Когда задачи четко сформулированы, должностные полномочия руководителя значительны, а его отношения  с подчиненными благоприятны, так  что на последних легко воздействовать. В противоположном случае, когда, наоборот, — все плохо, руководителю, по мнению Фидлера, лучше ориентироваться  на решение организационно-технических  проблем, отодвинув вопросы создания коллектива и налаживания человеческих отношений на второй план. Это обеспечивает единство целей, оперативность в  принятии и реализации решений, надежность контроля.

В данной ситуации не нужно  тратить время на налаживание  отношений, руководитель может придерживаться авторитарного стиля, не забывая, однако, что легкое диктаторство и тирания  — далеко не одно и то же. Первое люди могут воспринять с пониманием, а против второй на законном основании  возмутятся и откажутся сотрудничать с руководителем вовсе.

Стиль управления, ориентированный  на укрепление коллектива и поддержание  человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для  руководителя ситуациях, когда у  него нет достаточной власти, чтобы  обеспечить необходимый уровень  сотрудничества с подчиненными, но если взаимоотношения хорошие, люди в основном склонны делать то, что  от них требуется. В этих условиях ориентация на организационную сторону  дела может вызвать конфликт, в  результате которого и без того слабое влияние руководителя на подчиненных  упадет еще больше. Ориентация на человеческие отношения, наоборот, может повысить его влияние и улучшить отношения  с подчиненными.

Другую модель, описывающую  зависимость стиля руководства  от ситуации, предложили Т. Митчел и  Р. Хаус. По их мнению, исполнители будут  стремиться к достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача руководства  состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы; устранить помехи на пути ее осуществления; оказать необходимую  поддержку, дать совет, направить действия по верному пути. Естественно, что руководитель при этом должен быть правдивым и не обещать то вознаграждение, которое организация не в состоянии будет предоставить.

Модель Митчела и Хауса  включает в себя четыре стиля управления, использование которых предопределяется ситуацией, предпочтениями и личными  качествами исполнителей, степенью их уверенности в своих силах  и возможности воздействовать на ситуацию.

Если у сотрудников  большая потребность в самоуважении и принадлежности к коллективу, то наиболее предпочтительным считается "стиль поддержки", аналогичный  стилю, ориентированному на налаживание  человеческих отношений. Когда сотрудники стремятся к автономии и самостоятельности, лучше, как считают авторы, использовать так называемый "инструментальный" стиль, сходный с ориентированным  на создание организационно-технических  условий производства. Объясняется  это тем, что подчиненные, особенно когда от них ничего не зависит, желая  поскорее выполнить задание, предпочитают, чтобы им указывали, что и как  нужно делать, и создавали необходимые  условия работы.

Там, где подчиненные стремятся  к высоким результатам и уверены, что смогут ах достичь, применяется  сталь, ориентированный на "достижение", когда руководитель перед ними ставит посильные задачи и ожидает, что  они без принуждения будут  стремиться по мере возможности к  их самостоятельному решению, а ему  останется лишь обеспечить необходимые  для этого условия.

Стиль руководства, ориентированный  на участие подчиненных в принятии решений, по мысли Митчела и Хауса, больше всего соответствует ситуации, когда те стремятся реализовать  себя в управленческой деятельности. Руководитель при этом должен делиться с ними информацией, широко использовать их идеи в процессе подготовки и  принятия решений.

В неоднозначных ситуациях, как считают авторы, лучше использовать "инструментальный" стиль, поскольку  руководитель лучше видит ситуацию в целом и его указания могут  служить для подчиненных хорошим  ориентиром. Однако при этом указаниями нельзя злоупотреблять, так как исполнители  могут принять это за чрезмерный контроль.

В соответствии с ситуационной теорией П. Херсли и К. Бланшара применение того или иного стиля зависит  от степени зрелости подчиненных, их способности отвечать за свое поведение, образования и опыта решения  конкретных задач, внутреннего желания  достичь поставленных целей.

В свете этого Херсли и  Бланшар сформулировали четыре основных стиля руководства, суть самого простого из которых заключается в указаниях  незрелым, не способным и не желающим отвечать за результаты своей работы сотрудникам, что и как нужно  делать. Здесь руководитель должен ориентироваться в первую очередь  на решение организационно-технических  проблем, а затем уже на налаживание  человеческих отношений и создание коллектива.

Для сотрудников, обладающих средним уровнем зрелости, когда  они уже хотят брать на себя ответственность, но не могут делать этого, предпочтителен стиль руководства, сочетающий в равной мере ориентацию на организационную сторону дела, с одной стороны, и на коллективность — с другой. Здесь руководитель должен одновременно и давать исполнителям указания, и поддерживать их стремление творчески и самостоятельно работать.

Когда сотрудники могут, но не хотят отвечать за решение поставленных задач, несмотря на наличие для этого  всех условий и обладание достаточной  подготовленностью, самым подходящим считается стиль, предполагающий их участие в принятии решений. Они  сами прекрасно знают, что, когда  и как нужно делать, но руководителю требуется разбудить в них  чувство причастности, предоставить возможность проявить себя, а где  нужно, без навязчивости помочь.

 

Заключение

В нашей стране профессия  «менеджер» по-прежнему остается одной  из самых популярных и, что даже более  важно, одной из наиболее востребованных. Сущность менеджерской деятельности остается неизменной, меняются только функции  менеджера и методы его работы. По сравнению с другими видами труда имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах  и применяемых средств. Менеджеры  делают человеческие, финансовые, физические ресурсы максимально продуктивными. У них особый предмет труда  – информация, преобразуя которую  они принимают решения.

В процессе работы менеджеру  приходится выполнять множество  функций:

результатов работы;

Организация и планирование деятельности коллектива и своей  собственной работы

Ознакомление с новинками  в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых  идей и предложений

Ведение переговоров.

Менеджеры самый дорогой  ресурс и быстрее всего обесценивается. Нужны годы, чтобы построить менеджерскую команду, а разрушить ее можно  в одночасье. Растут вложения в менеджеров и требования предприятий к ним. Эти требования удваиваются с  каждым поколением.

Быть менеджером – значит разделять ответственность и  за успехи, и за просчеты предприятия. Человек, от которого нельзя ожидать  такой ответственности, - не менеджер.

 

Список используемой литературы

1. Интернет ресурсы www.geum.ru

2. Ларионов В.Г., Мельников  О.Н. "Портрет современного менеджера”

3. журнал "Российское  предпринимательство" № 5 2001

4. Ларионов В.Г., Мельников О.Н. “Имидж менеджера”

5. Основы менеджмента  учеб. пособие для сред.-спец. учеб. заведений / В.Р. Веснин. - М. : Элит, 2001. - 440 с.

6. Шекшня С.В. Управление  персоналом современной организации.  — 2002. — С. 368.

7. Основы менеджмента:  Учебное пособие для вузов/  Под ред. А.А. Радугина 

8. Менеджмент в организациях: Учебное пособие, Саймон Герберт  А., Смитбург 

9. Вудкок М., Френсис Д.  Раскрепощенный менеджер.

 

 

[1] Интернет ресурсы  www.geum.ru

5 Основы менеджмента учеб. пособие для сред.-спец. учеб. заведений / В.Р. Веснин. - М. : Элит, 2001. - 440 с.

Информация о работе Менеджер в системе управления, его имидж и стили руководства