Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 18:20, контрольная работа
Формирование в нашей стране рыночных отношений, развитие новых организационно-правовых форм хозяйственной деятельности вызывают объективную необходимость использования новых, адекватных и более эффективных способов управления. В современных условиях таким способом является менеджмент.
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Менеджер как профессиональный управляющий…………………………………..5
2. Личность менеджера и ее характеристики…………………………………………..8
3. Сущность управленческого труда менеджера и его специфика………………….16
4. Основные направления совершенствования труда менеджера. Психолого-практическая оценка профессионально важных качеств личности успешного управленца………………………………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………………...22
Список используемой литературы…………………………………………………….23
ПЛАН
Введение…………………………………………………………
1. Менеджер как
профессиональный управляющий……
2. Личность менеджера
и ее характеристики……………………………
3. Сущность управленческого труда менеджера и его специфика………………….16
4. Основные направления совершенствования
труда менеджера. Психолого-практическая
оценка профессионально важных качеств
личности успешного управленца……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Формирование
в нашей стране рыночных отношений,
развитие новых организационно-правовых
форм хозяйственной деятельности вызывают
объективную необходимость
Как показывает
исторический опыт, данный способ в
наибольшей степени соответствует
эффективному использованию
Овладение менеджментом — важнейшее условие повышения эффективности управления любой организацией, в т.ч. и культуры. Это обусловлено необходимостью подготовки специалистов в области менеджмента, т.е. профессиональных управляющих.
Каждый вид деятельности человека нуждается в управлении.
Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды — общества, живой и неживой природы, техники.
Управление как самостоятельный вид деятельности исторически сложился в процессе разделения труда, под влиянием определенных социально-экономических условий, важнейшими из которых являются способ производства (т.е. отношения собственности), развитие технологии производства, содержание и характер труда человека и др.
На определенном этапе эволюции деятельности человека (середина XVII в.) возникает потребность в профессиональном управлении. В это период идет процесс смены феодализма на капитализм, формирование рыночных отношений, особой формы кооперации совместного труда людей — мануфактуры, а затем крупной фабрики.
Позднее, в постиндустриальном обществе происходит развитие технологии труда, индустриализация, механизация и автоматизация труда человека. Труд становится более умственным и творческим. В этих условиях возникает потребность в способе управления трудом людей, основанном не на принуждении (как на предшествующих стадиях развития), а на заинтересованности человека в результатах своего труда, на его предприимчивости.
Это обстоятельство обусловило необходимость (потребность) разработки проблем управления хозяйственной деятельностью людей в условиях рынка. В начале ХХ в. рядом ученых разрабатывались проблемы научной организации труда, тем самым было положено начало становления науки управления, которую стали называть менеджментом.
1. Менеджер
как профессиональный
Профессионально важные качества личности управленца — это личностные характеристики, обеспечивающие максимальную эффективность и успешность руководителя в сфере управленческой деятельности. Проблема определения универсального набора профессионально важных качеств и требований, которым должен соответствовать современный руководитель любого управленческого ранга, весьма актуальна, т.к. ее исследование позволит значительно повысить эффективность диагностики и прогнозирования оптимальной структуры личности руководителя.
К началу 50-х годов XX в. было проведено более ста исследований, направленных на выявление индивидуальных характеристик, позволяющих человеку проявлять себя хорошим руководителем практически в любом виде деятельности. При обобщении данных было установлено, что чаще всего выделяются следующие черты:
В более поздних работах в результате изучения успешных руководителей и организаторов, в т.ч. в системе образования, Л.И. Уманский (1980) обозначил следующие профессионально важные свойства личности руководителя:
Три последних свойства
он также объединяет в целостное
образование, называемое эмоционально-волевой
воздейственностью
Наконец, выделяются такие свойства личности, как склонность к организаторской деятельности, потребность в данной деятельности и стеничность чувств при ее выполнении. При этом отмечается, что все указанные свойства иерархизированы, но первенствует организаторское чутье, на котором базируется эмоционально-волевая воздейственность. Склонность к организаторской деятельности рассматривается как «питательная почва», обеспечивающая «высокий тонус» организаторского чутья и эмоционально-волевой воздейственности на членов коллективов.
Очевидно, что руководитель должен уметь ладить с людьми и проявлять интерес и стремление к сотрудничеству. От него требуется умение наладить работу своих подчиненных в соответствии с целями организации. Ему необходимо разбираться в мотивах поведения людей, а также знать факторы, лежащие в основе поведения коллектива. Однако специфика набора профессионально важных качеств руководителя зависит от вида его профессиональной деятельности. Так, например, такие свойства личности, как искренность и терпимость, являющиеся профессионально важными для руководителя предприятия, не совсем адекватны бухгалтеру предприятия, а способность к выполнению рутинной работы будет отличать руководителя в системе бюрократического управления от руководителя коммерческого предприятия.
Как отмечается в работах последних лет, взаимное соответствие деятельности и личности руководителя характеризуется определенной динамикой. Проблема проявления и формирования качеств личности руководителя в его деятельности должна рассматриваться в непосредственной связи: деятельность эта тоже существенно модифицируется в результате приобретения им новых качеств и изменения существующих.
Осуществление управленческих функций в системе образования связано в первую очередь с управлением персоналом, являющимся основным ресурсом организации, работающей на рынке образовательных услуг. Менеджмент персонала включает знания, навыки, умения, приемы, операции, процедуры, алгоритмы воздействия на человека как члена коллектива, т.е. все то, что входит в понятие социальных человеческих технологий.
Менеджмент персонала базируется на системе ценностей, носителями которых являются профессионалы, работающие в организации, и характеризуется определенным потенциалом — совокупностью возможностей и объемом применяемых трудовых ресурсов, их структурой и уровнем использования.
Управление персоналом, нацеленное на самосовершенствование, обеспечивает расширение возможностей образовательного учреждения. И наоборот, если руководитель в системе образования и его подчиненные сегодня умеют делать только то, что делали вчера, то завтра, возможно, позиции учебного заведения на рынке образовательных услуг будут утрачены.
Менеджмент персонала
формирует кадры, устанавливает
систему отношений между
2. Личность менеджера и ее характеристики
Во многих пособиях по менеджменту, монографиях по управлению личность управленца ранее не была предметом анализа, т.к. все внимание уделялось планированию, экономике, маркетингу и организационно-технической стороне. Однако от умения менеджеров руководить, находить правильные решения и воплощать их в жизнь в большой степени зависит успех организации. Общепризнано, что личность руководителя, его характерологические особенности играют немаловажную роль в управленческой деятельности.
Личность — это категория психологии, обозначающая стабильную и интегральную систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека определенной социальной общности. Структура личности включает в себя совокупность устойчивых психологических качеств человека: способность, воля, эмоции, мотивация и социальные установки. Перечисленные компоненты присущи каждому человеку и качественно зависят от социальных отношений и специфики социальной среды. Основным способом поведения руководителя в процессе управленческой деятельности является непрерывное воздействие на управляемый объект, коллектив или отдельную личность. Эффективность этого воздействия во многом определяется уровнем профессиональной компетентности руководителя и его личностными особенностями. К разряду таких особенностей относится, прежде всего, потребностно-мотивационная система личности.
Эта система личности включает в себя три группы мотиваций: биологические, маргинальные, высшие (социальные). Группа биологических мотиваций является общей для человека и животных; маргинальные мотивации базируются на физиологических процессах и механизмах и одновременно несут на себе отпечаток социальных воздействий. Группа высших социальных мотиваций связана с осознанной и целенаправленной деятельностью человека, побуждающей к достижению поставленных им самим или принятых извне определенных целей.
В сфере управления эффективность деятельности руководителя во многом обусловлена доминированием высших социальных мотиваций: достижение цели (успеха), саморазвитие (самореализация) и свобода.
Мотивация достижения цели заставляет личность преодолевать препятствия в ситуации реального решения практических задач и добиваться поставленных перед собой целей, затрачивая на это энергию указанной потребности. Успешное достижение поставленных перед собой целей приводит к формированию высокой адекватной самооценки, которая воспринимается окружающими как уверенность в себе. Переживание успеха, в т.ч. и профессионального, обладает свойством эмоционального подкрепления, стимулирует человека к повторению данного переживания и, в конечном счете, определяет трансформацию мотивации достижения цели в мотивацию стремления к успеху.
Информация о работе Менеджер как профессиональный управляющий