Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 14:46, реферат
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Анализ японского управления персоналом представляет особый интерес по следующим причинам. Во-первых, это та область менеджмента, где наиболее разительно проявляются отличия японского стиля от достаточно изученного и широко распространенного в развитых капиталистических странах западного(американского) стиля. Исходные предпосылки кадровой политики, как и конкретные методы ее проведения на японских предприятиях, значительно отличаются от американских.
Японские рабочие трудятся методично и преданно. Они пунктуальны.
Возможно лишь небольшое
расслабление в последние
2.2. Управленческие решения, стиль и концепция управления
Одно из центральных
мест в деятельности
В основе традиционной
японской методологии принятия
решений лежит система «ринги».
В японской организации можно выделить три основных уровня управления:
A) «Кэйэй» (руководство) — высший стратегический уровень управления.
К нему относятся
должности председателя и
Б) «Канри» (администрация) — средний тактический уровень. К нему относятся должности руководителей отделений фирмы и начальников отделов.
B) «Иппан» (рядовой состав) — оперативный уровень управления. К этому уровню относятся должности линейных управляющих: руководители групп, начальники смен, участков, а также мастера и бригадиры.
Необходимо отметить, что «кэйэй», «канри», «иппан» трудно назвать уровнем управления в общепринятом смысле, т. е. когда каждый из них характеризуется определенной властью и ответственностью. Отличительной особенностью японской организации является то, что в ней, как правило, не существует достаточно четкого разграничения уровней власти и ответственности.
Наиболее ярко особенность
проявляется в традиционной
Существенной чертой
в системе "ринги" является
то, что она предполагает
Выяснение мнения большого
числа людей – участников
Ещё одной особенностью японского управления является то, что это в высшей степени идеологизированное управление. Механизм идеологизации является сердцевиной японского управления, так как, с одной стороны, именно он прежде всего служит той силой, которая поддерживает и воспроизводит японский тип управления, и, с другой стороны, именно он придает японскому управлению ту жизненность и ту силу, которые делают японское управление весьма эффективным. Главная цель идеологического воздействия на работника - выработка у него отношения к организации, в которой он трудится, как в единой семье. Также направлением идеологической работы является воспитание у работников японской фирмы чувства патриотизма по отношению к своей организации, чувства гордости за неё.
3. Средства мотивации
Средства мотивации призваны "включать" в действие мотивы и стимулы.
Среди этих средств
в Японии особое место
Механизм этой системы
функционирует следующим
Некоторые фирмы практикуют испытательные сроки.
"Пожизненный наем"
дает предпринимателям
Нужно сказать, что
японские рабочие принимают "
Кроме указанных выше
причин здесь также действуют
этнопсихологические установки.
Японский работник, нанятый
фирмой "пожизненно", испытывает
чувство глубокого
Система "пожизненного
найма" тесно переплетается
с системой оплаты по
Ее сущность заключается
в том, что размер заработной
платы ставится в прямую
Подобная оценка труда работников берет свое начало в традиционном для японского общества уважении к старшим. Общепризнано, что в сфере производства, как и в жизни вообще, человек с возрастом мудреет, способности его получают все более разностороннее развитие. "Старшего, — гласит японская мудрость, — надо уважать". Неудивительно, что принцип старшинства столь четко прослеживается в области начисления заработной платы.
Функционирование оплаты по старшинству подводит к двум выводам. Во- первых, практикуемая в Японии система оплаты труда отличается весьма незначительной дифференцированностью и подчиняется требованиям принципа уравниловки. Во-вторых, размер заработной платы с точки зрения мотивационной теории более или менее близок к оптимуму, довольно четко отражая фактическую потребность. Относительно слабо выраженная дифференцированность заработной платы в Японии предотвращает возникновение негативных эмоций среди работников.
Оплата по старшинству
теснейшим образом связана с
системой должностного
Суть системы состоит
в том, что при выборе
Во-первых, она ослабляет
конкуренцию между отдельными
работниками за
В-третьих, она поддерживает
господствующий в Японии
"каждый в свое время
займет соответствующее
Кроме возраста, стажа
и способностей на систему
выбора кандидатов на
4. Система управления качеством
Историческими предпосылками
управления качеством явилось
общегосударственное движение «
Изначально система
контроля и управления
Японии Исикава Каору, для организации кружков руководителям необходимо следовать следующими принципами:
1. добровольности. Кружки
должны создаваться на
1. саморазвитие. Члены кружка
должны проявлять желание
2. групповая деятельность
3. применение методов управления качеством
4. взаимосвязь с рабочим местом
5. деловая активность
и непрерывность
6. взаимного развития. Члены
кружка должны стремиться к
расширению своего кругозора
и сотрудничать с членами
7. атмосфера новаторства и творческого поиска
8. всеобщего участия в
конечном итоге. Конечной
9. осознание важности повышения качества продукции и необходимости решения задач в этой области
Существуют также особенности японской системы управления качеством, отличающая ее от западной системы:
1. управление качеством
на уровне фирмы - участие всех
звеньев в управлении
2. подготовка кадров и обучение методам управления качеством.
3. деятельность кружков качества.
4. инспектирование деятельности
по управлению качеством (
5. использование статистических методов.
6. общенациональные программы по контролю качества.
Задачами кружков качества в рамках общей деятельности по управлению качеством на предприятии являются:
1. содействие совершенствованию и развитию предприятия
1. создание здоровой, творческой и доброжелательной атмосферы на рабочем участке
1. всестороннее развитие
способностей работников и
Управлением качеством имеет многие преимущества:
10. Она дает истинную
гарантию качества. Качество можно
закладывать на каждом этапе,
в каждом процессе и добиться
полностью бездефектного