Менеджмент в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 14:55, реферат

Краткое описание

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации и нормами международного права.
Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы го­сударства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессио­нальной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 402.00 Кб (Скачать файл)

   Введение. 

   Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных  прав граждан Российской Федерации.

   Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

   Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности.

   В последнюю треть XX в. в России, как и в целом ряде государств мира, осуществились широкомасштабные образовательные реформы. Первый этап реформирования образования не привел к каким-либо существенным результатам. Идеологический догматизм и мелочная административная регламентация сдерживали развитие всех типов школы, препятствовали творчеству, новаторству, инициативе. Недостаток финансирования развития материально-технической и научной базы привел к отставанию от уровня экономически развитых стран.

   Образование в XXI в. характеризуется такими признаками, как:

- демократизация: общедоступность высшего образования; создание системы непрерывного образования;

- диверсификация: многовариантная по содержанию, методам, формам, срокам и траекториям, личностно ориентированная система разноуровневых учебных заведений;

- интернационализация: академическая мобильность учащихся и преподавателей; международное признание документов об образовании, ученых степеней и званий;

- превращение образования в ключевой компонент комплекса мер по поддержке развития научно-технического прогресса, экономического роста и обеспечения занятости населения;

- трансформация содержания, методов, ценностей, целей: отходя от традиционной школы, процесс учения становится творческим, личностно ориентированным; широкое распространение и внедрение получают новые образовательные и информационные технологии;

- коммуникации педагога и учащегося, ставших соучастниками единого образовательного процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   «Финансовый кризис – не повод для сворачивания эффективных программ в образовании, рассчитанных на подъем отечественной науки»

                     Дмитрий Медведев, Президент РФ  

1. Общие положения Закона РФ об образовании (Ст. 1,2,4). 

1.1. Статья 1. Государственная политика в области образования. 

   Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.

   Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования, (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

   Федеральная целевая программа развития образования  разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации, (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

   Доклад  Правительства Российской Федерации  о ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе, (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. 29.12.2004))

   В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются, (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ).

   1.2. Статья 2. Принципы государственной политики в области образования. 

   Государственная политика в области образования  основывается на следующих принципах:

1). Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2). Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3). Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4). Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5). Свобода и плюрализм в образовании;

6). Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

   1.3. Статья 4. Задачи законодательства Российской Федерации в области образования.

   Задачами  законодательства Российской Федерации  в области образования являются:

   1) Разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

2). Обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на 'образование;

3). Создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

4). Определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области. 

2. Концепции развития  образования. 

2.1. Федеральная целевая программа развития образования на 2006–2010 годы 

   Статус  программы: федеральная целевая программа. 

   Цели  и задачи субъекта бюджетного планирования, решение которых  будет обеспечено реализацией бюджетной  целевой программы: 

   цель 1. Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения  как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе:

   тактическая задача 1.1. Разработка и содействие реализации моделей системы образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, способствующих достижению равенства доступа населения к качественным образовательным услугам;

   тактическая задача 1.2. Повышение статуса педагогических кадров

   тактическая задача 1.3. Создание общенациональной системы оценки качества образования, направленной на адекватную и гласную оценку результатов работы образовательных учреждений;

   тактическая задача 1.4. Совершенствование финансово-экономических механизмов в сфере образования. 

   цель 2. Обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для развития непрерывного образования:

   тактическая задача 2.1. Приведение профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров на различных уровнях профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда и перспективами развития экономики, обеспечение реализации государственных интересов в сфере образования;

   тактическая задача 2.2. Разработка и реализация системы образовательных стандартов и вариативных программ, увязанных по уровням образования и обеспечивающих сочетание фундаментальных знаний и развитие способностей к результативной деятельности;

   тактическая задача 2.3. Развитие непрерывного образования, в том числе дополнительного профессионального образования, как средства обеспечения текущих и перспективных социально-экономических потребностей в профессиональных кадрах необходимой квалификации;

   тактическая задача 2.4. Интеграция в мировое образовательное пространство, повышение конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг. 

   Срок  реализации программы: 2006–2010 годы.

   Этапы реализации программы:

   I этап – 2006–2007 годы;

   II этап – 2008–2009 годы;

   III этап – 2010 год. 

   Цель  программы: обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования 

   Основные  мероприятия программы:

   1. Мероприятия, направленные на совершенствование содержания и технологий образования;

   2. Мероприятия, направленные на развитие системы обеспечения качества образования;

   3. Мероприятия, направленные на повышение эффективности управления в системе образования;

   4. Мероприятия, направленные на совершенствование экономических механизмов в сфере образования.

Основные  показатели реализации программы.                                         Таб.1 

Показатели  бюджетной 
программы
Единица 
измерения
Отчетный  период Плановый  период Целевое 
значение
2006 год 
2007 год (текущий) 2008 
год

(плановый)

2009 
год
2010 год
 
Цель 1. Обеспечение доступности качественного  образования для всех слоев населения  как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе:
Удельный  вес численности школьников, обучающихся  в системе внутришкольного дополнительного  образования  
%
 
2
 
3
 
7
 
10
 
15
 
15
Увеличение  объема трафика, приходящегося на обращение к информационно-образовательным ресурсам (по отношению к 2005 году)  
 
разы
 
 
1.1
 
 
1.2
 
 
1.3
 
 
1.5
 
 
2
 
 
2
Удельный  вес численности трудоустроившихся  в течение 1 года выпускников образовательных  учреждений профессионального образования (с учетом призванных в вооруженные силы РФ)  
 
 
%
 
 
 
70
 
 
 
70
 
 
 
71
 
 
 
72
 
 
 
74
 
 
 
74
ВПО % 85 85 85 90 95 95
СПО % 25 30 45 65 85 85
НПО % 15 20 22 25 30 30
Удельный  вес высших учебных заведений  и филиалов, осуществляющих прием  по результатам ЕГЭ  
%
 
90
 
100
 
100
 
100
 
100
 
100
Удельный  вес численности лиц, принятых в  образовательные учреждения высшего  и среднего профессионального образования  с учетом результатов ЕГЭ  
 
%
 
 
75
 
 
80
 
 
85
 
 
90
 
 
90
 
 
90
Удельный  вес численности образовательных учреждений, использующих информационные системы в управлении            
15
 
15
Образовательные учреждения % 2 3 6 10 40 40
Учреждения  НПО % 10 20 25 30 60 60
Учреждения  СПО % 30 40 45 50 90 90
Учреждения  ВПО % 30 40 50 60 25 25
Нормативное подушевое финансирование (ежегодный рост норматива)  
%
 
5
 
5
 
5
 
5
 
35
 
35
Увеличение  объема средств, привлеченных в сферу  образования (по отношению к 2005г.)  
%
 
5
 
10
 
15
 
20
   
 
Цель 2. Обеспечение текущих и перспективных  потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой  квалификации, создание условий для развития непрерывного образования
Процент роста числа автоматизированных рабочих мест работников управления в сфере образования (по отношению  к 2005г.)  
%
 
5
 
15
 
20
 
25
 
40
 
40
Удельный  вес численности занятого населения, прошедшего повышение квалификации и профессиональную подготовку  
 
%
 
 
5
 
 
10
 
 
12
 
 
15
 
 
30
 
 
30
Доля  руководителей и специалистов соответствующих  подразделений органов управления образованием, осуществивших повышение квалификации в области контроля качества образования  
 
 
%
 
 
 
10
 
 
 
20
 
 
 
25
 
 
 
30
 
 
 
50
 
 
 
50
Количество  специалистов, осуществивших повышение  квалификации по вопросам контроля качества образования единицы  
5 000
 
10 000
 
12 000
 
15 000
 
25 000
 
25 000
Затраты на реализацию программы – всего млн. руб.  
8 039.7
 
11150.7
 
11532.7
 
9 836.1
 
10831.9
 

 
 
 

   2.2. О логике и содержании программы развития приоритетного национального проекта в сфере образования на период 2009-2012 годов. 

    В сфере образования на период 2009 – 2012 годов шла речь на заседании президиума Совета при Президенте РФ по приоритетным национальным проектам и демографической политике, которое состоялось в конце сентября 2008 года.

   Подготовка  программы опиралась на результаты первого этапа нацпроекта и разработанную по поручению Совета (по нацпроектам) современную модель образования. Работа велась согласованно с формированием концепции долгосрочного социально-экономического развития.

   Облик современной модели позволил выделить четыре ключевых общесистемных задачи:

   1) Сделать образование эффективным инструментом социального развития;

   2) Формировать уже в базовом образовании, в рамках стандартов востребованных компетентностей (умений анализировать, принимать решения, работать в команде, осуществлять собственные проекты);

   3) Гибко обновлять квалификации кадров под меняющиеся запросы экономики;

   4) Создавать механизмы обратной связи образования и общества.

   Цель  программы – обеспечить условия и эффективные механизмы для их решения, начать внедрение современной модели образования. При формировании системы программных действий результаты нацпроекта использованы следующим образом:

   Во-первых, содержательную основу действий составляют выявленные в нацпроекте успешные действующие образцы новой образовательной практики. Например, создание национальных исследовательских университетов, прикладного бакалавриата, отдельных школ для старшеклассников с широкими возможностями выбора профиля обучения, а также для подростков и для младших школьников, распространение исследовательских школ и именных стипендий для талантливой молодежи, поддержка семейного воспитания на базе детских садов с использованием возможностей клубной работы и другое.

   Во-вторых, действия осуществляются с помощью методов и принципов, отработанных и доказавших свою эффективность в рамках нацпроекта. Это конкурсная поддержка лидеров, участие гражданских институтов, новые организационно-финансовые механизмы, логика «Деньги в обмен на обязательства» и «Деньги в обмен на эффективность».

   Программа также решает задачу координации государственных мер по развитию образования. Она выступает общей содержательной платформой для федеральных и региональных проектов и целевых программ в области образования (включая мероприятия нацпроекта и федеральной целевой программы развития образования). На 2009 год запланировано выполнение мероприятий нацпроекта в соответствии с утвержденными параметрами, их систематизация по основным направлениям программы и поддержка в рамках мероприятий действующей ФЦПРО и новой программы «Научные и научно-педагогические кадры?» в соответствии с имеющимися лимитами. В 2010 году продолжится интеграция проектных и целевых программных мер, будет подготовлена ФЦПРО на 2011 – 2015 годы, которая обеспечит следующий этап интеграции, системной реализации проектных и целевых программных механизмов.

Информация о работе Менеджмент в образовании