Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 15:22, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение особенностей спортивного менеджмента.
Для достижения поставленной цели выявлены следующие задачи:
- изучение сущности спортивного менеджмента;
- анализ качества спортивного менеджмента и конкурентоспособности спорта;
- рассмотрение практики развития спортивного менеджмента зарубежными специалистами.
Введение 3
1. Менеджмент в спорте 5
1.1. Сущность спортивного менеджмента 5
1.2. Особенности финансирования в индустрии спорта 8
2. Качество спортивного менеджмента и конкурентоспособность спорта 11
2.1. Понятие качества менеджмента спорта 11
2.2. Конкурентоспособность спорта 14
2.3. Сообщество спортивных менеджеров 17
3. Спортивный менеджмент и практика развития спорта 19
3.1. Выводы и предложения зарубежных специалистов 19
3.2. Зарубежный опыт управления массовым спортом 24
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Потребность в квалифицированных спортивных менеджерах велика как никогда. При этом готовить спортивных менеджеров в России стали сравнительно недавно.
Сегодня в России существует несколько основных школ, занимающихся подготовкой спортивных менеджеров. К ним можно отнести Московскую финансово-промышленную академию, Московский государственный университет экономики статистики и информатики, Международную академию футбольной и спортивной индустрии (МАФСИ), Государственный университет управления, программу «Менеджмент в игровых видах спорта». Это наиболее известные в стране вузы, работающие в данной области. Что касается спортивных вузов, то, на мой взгляд, из стен данных вузов выходят специалисты узкого профиля, например, спортивный директор команды, получающий подготовку, в большей мере связанную не с менеджментом, а со спортом.
Большая часть вузов осуществляет подготовку специалистов для индустрии спорта по программам либо второго высшего, либо бизнес-образования.
Как пример бизнес-образования можно привести программу ГУУ «Менеджмент в игровых видах спорта» - относительно краткая по времени (срок обучения составляет один год), программа призвана не столько обучить, сколько познакомить слушателей с индустрией спорта как таковой и людьми, которые на текущий момент представляют в спорте управленческую элиту. Это скорее площадка для входа в круг делового общения и средство определения собственных интересов в спортивном бизнесе. Программы второго высшего образования подходят к подготовке спортивных менеджеров более фундаментально. Подготовка длится в течение двух лет, и специалисты, которые проходят обучение в рамках этой программы, получают обязательный набор управленческих знаний, необходимых любому менеджеру, и спортивному в частности. Они вооружены знанием основ экономики, менеджмента, маркетинга, управления финансами и управления людьми.3
Не случайно оба оргкомитета, занимавшиеся продвижением заявки Москвы как города-кандидата Олимпийских игр 2012 года и заявки Сочи на проведение Игр 2014 года, привлекали для подготовки своих будущих сотрудников именно лучшие экономические (а не спортивные) вузы. Для заявки Москвы это была совместная программа с Институтом бизнеса и делового администрирования Академии Народного Хозяйства при Правительстве России (ИБДА АНХ), а для заявки Сочи - МГИМО.
Не берем на себя смелость оценить сегодняшнюю систему подготовки спортивных менеджеров как качественную, поскольку отсутствует необходимая теоретическая база, например в сфере маркетинга спортивных соревнований, причем опыт формализованный, в виде книг, учебников, методических материалов. Единственное, что существует - это специалисты, привлекаемые вузами для проведения занятий, то есть действующие спортивные менеджеры, которые достаточно давно работают в этой отрасли и к текущему моменту накопили большой практический опыт, который можно систематизировать и передавать следующему поколению. Поэтому фактически все программы используют этих специалистов-практиков как содержательную базу для того, чтобы познакомить слушателей с практической стороной вопроса.
Также из-за недостатка теоретической базы все программы используют в большом количестве практику стажировок (в том числе зарубежных) и волонтерских программ. Поскольку если негде об этом прочитать, то, значит, нужно показать «вживую», в режиме реального времени, как работает спортивная организация.
Что касается западных учебников (американских, английских), к сожалению, описываемые в них системы спортивного менеджмента в корне отличаются от российской. Это относится, прежде всего, к формированию материальной базы спорта: другие источники финансирования, соответственно, другие способы их поиска и привлечения. В качестве примеров отличий можно упомянуть развитие университетского спорта, большое количество коммерческих соревнований (и их конкуренцию), взаимодействие с телевидением в области продажи прав на показ событий. Очень интересный опыт.
Поэтому ситуация с американскими и английскими изданиями, посвященными менеджменту в спорте, такова: их, безусловно, нужно изучать, чтобы познакомиться с другими спортивными системами и почерпнуть полезный опыт, но, к сожалению, на практике в России их применение ограничено. Российских же книг по спортивному менеджменту всего две-три, и я не нельзя назвать их хорошими.
Вообще стоит заметить, что в России спорт был всегда очень закрытой отраслью. Это своего рода «государство в государстве» - независимые и неподконтрольные федерации, составляющие основу развития каждого вида спорта в стране, не приветствовали чужаков - менеджерами становились в подавляющем большинстве бывшие спортсмены. Однако изменившаяся экономическая ситуация в России, переход к рынку, коммерциализация спорта, а главное - необходимость вначале зарабатывать те деньги, которые ранее просто тратились и осваивались, заставляют федерации медленно и неохотно пересматривать свои кадровые предпочтения.
Если попытаться выделить сейчас наиболее востребованных спортом специалистов, то это менеджеры, управляющие финансами, маркетингом, организацией спортивных событий, занимающиеся рекламой и PR в спорте, и, безусловно, специалисты по управлению спортивными сооружениями.
Хочется подчеркнуть, что хороший спортивный менеджер должен быть, прежде всего, хорошим менеджером. Здесь важны как экономическое образование, навыки управления, так и качества личности. Конечно, в первую очередь, нужно любить и по-настоящему интересоваться спортом - ведь хорошо получается только то, что нравится. Во-вторых, спорт - сейчас один из наиболее активно развивающихся сегментов бизнеса, и, как на любом старт этапе, нужно быть готовым к ненормированному рабочему дню, нерегламентируемым задачам, работе в условиях риска и отсутствия времени.
2.2. Конкурентоспособность спорта
Очень долгое время существовала традиция, когда на любые позиции, связанные со спортом, приходили бывшие спортсмены, в том числе в спортивные федерации, в спортивные общества. В настоящее время эта традиция меняется, но тем не менее по сложившейся практике человеку, не занимающемуся спортом, не сделавшему карьеру в спорте, прийти в управление достаточно сложно, есть определенные барьеры. Кроме того, достаточно ограничен объем предложения со стороны работодателей, на которые может претендовать выпускник вуза. Будь то позиция в федерации либо позиция в компании, которая занимается организацией спортивных событий: спортивные юристы, специалисты PR, маркетологи, которые занимаются непосредственным взаимодействием с компанией для того, чтобы заключать партнерские соглашения с каким-то видом спорта, и так далее. Поскольку в целом рынок небольшой, то прийти в него и занять какую-то позицию сложно.
Сейчас появляется индустрия фитнеса, которая предоставляет большое количество рабочих мест, появляется индустрия корпоративного спорта (компании, которые этим занимаются, люди, которые это обслуживают) - достаточно большая площадка рабочих мест, появляются рекламные агентства, которые работают со спортом. Кроме того, чем ближе к Олимпиаде в Сочи, тем более востребованными будут специалисты. Это продолжится и после Олимпиады, поскольку общемировая тенденция сейчас - это занятия спортом, ведение здорового образа жизни.
Можно выделить, по меньшей мере, два важнейших фактора, влияющих на повышение конкурентоспособности российского спорта и впрямую связанных с качеством спортивного менеджмента.4
Во-первых, сильным фактором повышения конкурентоспособности как отдельных клубов, федераций, так и российского спорта в целом является приход новых менеджеров на руководящие посты в спортивном мире. За последние два года назначения на посты президентов, вице-президентов, директоров по маркетингу в различных федерациях, в том числе футбола, тенниса, баскетбола, осуществлялись в основном за счет менеджеров с богатым опытом управления, бывших или нынешних владельцев клубов или членов советов директоров. Иными словами, на ведущие руководящие должности приходят практикующие управленцы с достаточно большим опытом работы зачастую в другой сфере - не в спорте. Кроме того, помимо прихода новых менеджеров заметна и еще одна сильная тенденция. Она связана с характером управления в принципе.
В России очень заметна тенденция прихода в спорт людей из властных структур. Это так называемый административный ресурс, и назначение представителей власти на стратегические управленческие позиции в федерации часто приводит к дополнительному толчку в развитии данного спорта, оживлению работы в федерации, проведению новых, значимых мероприятий, заключению новых контрактов. Приход бизнеса и власти в спорт стимулирует серьезный приток капитала в спорт-индустрию.
Очень показательными в этом смысле являются спортивные увлечения первых лиц государства, высоких должностных лиц, которые в определенном смысле способствуют резкому повышению престижности соответствующего вида спорта.
Второй фактор заключается в следующем. Отношение к России на международной спортивной арене определяется не только административным статусом того, кто стоит во главе спортивной федерации, и тем, какую должность он занимает в органах власти, а скорее международным влиянием, авторитетом и известностью этого руководителя в международных спортивных кругах.
Например, влияние Международного олимпийского комитета нельзя недооценивать, поскольку это очень значимая, ни от кого не зависимая автономная структура с четко выстроенной иерархией управления. Поэтому политические решения, связанные с выбором места проведения соревнований, выбором судей, определяются отношениями между национальными и международными спортивными федерациями. Здесь особую значимость имеют люди, являющиеся бывшими известными спортсменами, способными влиять на мнения спортивных чиновников Международного олимпийского комитета. Например, по продвижению заявки «Сочи-2014» всемирно известными российскими спортсменами была проведена просто гигантская работа, включающая, по сути, частное общение с каждым из членов исполнительного комитета, презентацию России, организацию визитов в Россию, беседы уважаемых лиц, государственных и спортивных деятелей, которые доказывали стабильность заявки, подтверждали серьезность намерений.
2.3. Сообщество спортивных менеджеров
Немаловажную роль в повышении конкурентоспособности российского спортивного менеджмента призваны сыграть профессиональные объединения, сообщества. И примером такого объединения может служить Сообщество спортивных менеджеров, которое образовалось на sportmanagement.ru - более 600 зарегистрированных участников проекта, которые объединены в профессиональное сообщество (к луб тех, кто работает в спорте). Это как действующие спортивные менеджеры, занимающие определенные руководящие позиции - представители спортивных федераций, государственных структур, организаторов соревнований, в том числе компаний, развивающих корпоративный спорт; представители производителей спортивных товаров; юридические и аудиторские компании, обслуживающие спорт; маркетинговые и PR-агентства; представители СМИ, так и студенты, которые учатся по специальности «спортивный менеджмент» с целью последующей работы в спорте.
Одна из важнейших задач Сообщества - это развитие спортивной отрасли в целом через доступность материалов, информации, повышение уровня и качества спортивного менеджмента; задачей также является открыть доступ молодым менеджерам в эту отрасль, снять существующие барьеры, предоставить возможность попадания молодых менеджеров на определенные позиции с учетом их профессиональных качеств, а не по принципу знакомств.
На начальном этапе на проекте sportmanagement.ru, было очень мало информации по спортивному менеджменту. Были поиски найти хоть какую-то литературу, статьи, переводили самостоятельно материалы, выискивали в газетах и телевизионных программах интервью первых лиц, где они случайно озвучивали цифры и факты, которые потом систематизировали, сравнивали и анализировали.5
Сейчас Сообщество позволяет своим участникам получать информацию о деловых спортивных событиях, мероприятиях, проходящих в спортивной индустрии, узнавать новости, изучать аналитические материалы по спортивному бизнесу, а также обмениваться информацией о вакансиях в спортивных организациях. Кроме того, участники сообщества периодически встречаются на различных мероприятиях. Это сообщество, которое развивает само себя. Такое взаимодействие позволяет эффективно решать профессиональные задачи, делиться опытом, объединяться для выполнения какого-либо проекта.
Подводя итоги, следует еще раз подчеркнуть, что у российского спорта был и остается огромный потенциал. Мы очень развитая в спортивном отношении держава - огромный спектр видов спорта, большое количество спортсменов.
За последние два-три года индустрия переживает качественный скачок - строятся новые спортивные сооружения, возвращаются в Россию именитые тренеры, идет приток инвестиций и кадров, растет интерес бизнеса к спорту. Развивается как массовый спорт (и фитнес-индустрия в частности), так и профессиональный.
Недалеко то время, когда российский спортивный менеджмент будет соответствовать лучшим международным образцам. Во многом это предопределяется тем, что спорт сегодня стал одним из приоритетных направлений в развитии страны, а Зимняя Олимпиада в Сочи 2014 года фактически заняла позиции национального проекта.
3. Спортивный менеджмент и практика развития спорта
3.1. Выводы и предложения зарубежных специалистов
Знание реальных масштабов вовлечения различных слоев населения в занятия спортом имеет важное значение для формирования политики и стратегического планирования деятельности разнообразных организаций. Специалист из Ирландии (L.M. McCarthy, Patterns of Irish sport participation) представляет данные репрезентативного изучения участия в спортивной деятельности взрослого населения этой страны. Исследованием установлено, что:6
- в более или менее
- наиболее популярными являются занятия плаванием, велоспортом, футболом, снукером, гольфом, аэробикой, бегом трусцой и дартсом;