Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 15:22, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение особенностей спортивного менеджмента.
Для достижения поставленной цели выявлены следующие задачи:
- изучение сущности спортивного менеджмента;
- анализ качества спортивного менеджмента и конкурентоспособности спорта;
- рассмотрение практики развития спортивного менеджмента зарубежными специалистами.
Введение 3
1. Менеджмент в спорте 5
1.1. Сущность спортивного менеджмента 5
1.2. Особенности финансирования в индустрии спорта 8
2. Качество спортивного менеджмента и конкурентоспособность спорта 11
2.1. Понятие качества менеджмента спорта 11
2.2. Конкурентоспособность спорта 14
2.3. Сообщество спортивных менеджеров 17
3. Спортивный менеджмент и практика развития спорта 19
3.1. Выводы и предложения зарубежных специалистов 19
3.2. Зарубежный опыт управления массовым спортом 24
Заключение 35
Список использованной литературы 37
- участие в спортивной деятельности зависит от пола, возраста, брачного статуса, уровня образования и не зависит от места проживания и занятости (полный, неполный рабочий день, безработный);
- основными мотивами занятий
спортом являются
- в качестве основных
С точки зрения управления развитием спорта важными представляются следующие авторские рекомендации: согласованное участие образовательных учреждений, органов здравоохранения и спортивных организаций в привлечении к занятиям спортом населения всех возрастных групп, начиная с раннего детского возраста; необходимость отхода от традиционной соревновательной модели спорта; разработка различных "облегченных" программ занятий наиболее популярными видами спорта и так далее.
Специалист из Нидерландов (W. Eissen. Privatisation of sports facilities in the Netherlands) делится опытом работы компании Sport Fondsen Nederland (SFN) - акционерного общества с ограниченной ответственностью (годовой оборот 14 млн. гульденов; 100 служащих), осуществляющей управленческое консультирование в области спорта, а также эксплуатирующей спортивные и рекреационные центры от имени органов местного самоуправления более чем в 80 городах страны. За последние несколько лет компания принимала участие более чем в 30 проектах приватизации, на основе опыта реализации которых сформулирован ряд практических выводов и предложений, основными из которых являются:7
- органы местного
- строительство и эксплуатация спортивных и рекреационных центров требуют значительных финансовых средств, в связи, с чем значительная часть сооружений на различных этапах их создания и функционирования приватизируется;
- приватизация спортивных и
рекреационных центров
- эффективная эксплуатация
Опыт деятельности "общественно-частных" товариществ свидетельствует, что наиболее приемлемыми являются следующие формы совместной административной ответственности и контроля:
1) управление по "открытому" контракту
(предприниматель осуществляет
2) управление по контракту (экономический риск берет на себя товарищество и несет его в период действия контракта; по истечении срока контракта орган местного самоуправления может принять решение о смене партнера-предпринимателя);
3) управление по контракту с применением схемы санкций (по сути, аналогично предыдущему варианту, однако в случае профессионального управления партнер-предприниматель получает премию, а в случае непрофессионального - платит штраф) и другие.
На основе изучения деятельности 397 разнообразных добровольных ассоциаций, в том числе 105 спортивных клубов Гамбурга, специалист из Германии (H.-D. Horch. Resource composition and oligarchization: evidence from German sport clubs) исследует взаимосвязь состава ресурсов (источниками формирования бюджета) ассоциаций и степени развития в них демократии. Полученные данные позволили сформулировать следующие основные выводы:8
- спортивные клубы в отличие от других типов добровольных ассоциаций (организации по защите окружающей среды, профессиональные ассоциации, группы самопомощи) имеют весьма разнообразные источники поступления средств. В связи с этим они являются одним из наиболее интересных объектов исследования возможного влияния состава ресурсов на демократизацию управления;
- результаты исследования не позволяют говорить о том, что большая доля добровольной работы в общих ресурсах ассоциации влечет за собой более демократичный процесс управления, равно как и о том, что большая доля правительственных субсидий в общих ресурсах ассоциации является причиной олигархизации процесса принятия решений. Иными словами, правительственные субсидии как один из источников формирования бюджета не ослабляют демократию в добровольных ассоциациях;
- уровень демократизации
- степень демократизации
Результаты исследований, проведенных специалистами из США в крупнейших американских фирмах - спонсорах спорта - показали, что в настоящее время наиболее важной целью спонсорской деятельности является улучшение позиционирования на рынке в отличие от таких главенствующих ранее целей, как создание и сохранение положительного образа. Чисто филантропические цели спонсорства играют все меньшую роль.
Важное практическое значение имеют данные о том, что компании из разных сфер индустрии преследуют различные цели спонсорской деятельности: улучшение позиционирования на рынке интересует все фирмы, однако особо важное значение эта цель имеет для транспортных компаний; улучшение торговой сети заботит, прежде всего, представителей индустрии пищевых продуктов и напитков; улучшение корпоративных отношений в большей мере привлекает внимание организации розничной торговли и сферы услуг и так далее.
Основным выводом исследования является следующее положение: максимальная выгода от спортивного спонсорства может быть достигнута лишь тогда, когда предложение со стороны спорта будет соответствовать спросу - целям спонсора.
Специалист из Канады отмечает, что в последние 10-15 лет спортивный менеджмент сделал в Северной Америке гигантские шаги как в качестве учебной дисциплины, так и в качестве профессионального занятия.
Спортивный менеджмент является "последним ребенком" в многодетной семье специалистов физического воспитания. На сегодняшний день в Соединенных Штатах Америки и Канаде существует 207 программ подготовки спортивных менеджеров, в Европе - 23, в Азии - 8, в Африке - 3, в Океании - 1.
Сфера деятельности спортивных менеджеров весьма разнообразна: образовательные учреждения различных типов, муниципалитеты, правительственные учреждения, разнообразные организации любительского и профессионального спорта (клубы, спортивные сооружения, федерации и т.п.), компании по производству и продаже спортивных товаров и другие. В то же время с позиций теории спортивного менеджмента и практики подготовки специалистов важным представляется ответ на вопрос, является ли спортивный менеджмент в настоящее время профессией.
В идеале профессия должна иметь восемь характеристик: занятость в течение полного рабочего дня, членство в формальной организации, гибкая система специальной подготовки, научная база знаний, ориентация на клиента, автономия и ответственность, этический кодекс, система политических действий. Имеется, однако, мнение, что идеальной профессии не существует. В связи с этим при ответе на поставленный вопрос следует определить, насколько выполняемая профессиональная роль соответствует идеальной модели профессии.9
Спортивный менеджмент, по мнению автора, пока может быть охарактеризован как полупрофессия, потому что обладает не всеми (либо не в полной мере) названными выше характеристиками профессии. Так, далеко от завершения формирование действительно научной базы знаний по проблемам спортивного менеджмента; работая, как правило, в бюрократических структурах, спортивные менеджеры не имеют полной автономии и несут ограниченную ответственность; отсутствует детально разработанный этический кодекс поведения спортивных менеджеров и так далее.
Практика, однако, свидетельствует, что общественное признание и становление спортивного менеджмента как профессии происходит быстрыми темпами, несмотря на наличие определенных препятствий. Более того, этот процесс ускоряется по мере того, как профессионально подготовленные спортивные менеджеры с академическими дипломами и учеными степенями занимают важные посты в государственных, общественных и частных спортивных организациях.
Теория и практика спортивного менеджмента и маркетинга в России находятся в стадии становления. В связи с этим приведенная в обзоре реферативная информация будет полезна, по мнению авторов, отечественным исследователям, преподавателям, практическим работникам различных спортивных организаций, а также студентам физкультурных вузов, особенно тем, кто обучается по специализации "спортивный менеджмент".
3.2. Зарубежный опыт управления массовым спортом
Общепризнанным является тот факт, что сфера физической культуры и спорта (ФКС), особенно массовый спорт или спорт для всех, призвана решать многие социально-экономические проблемы, такие, как объединение общества, отвлечение молодежи от пагубных привычек, профилактика заболеваний, увеличение средней продолжительности жизни и ее качественного уровня. Поэтому, обладая неоспоримой социальной значимостью, спортивные услуги являются объектами международного регулирования и сотрудничества.
Основными международными документами в сфере массового спорта следует считать Международную хартию физического воспитания и спорта 1978 г. с последующими дополнениями, Спортивную хартию Европы 1992 г. Данные документы устанавливают основные принципы регулирования развития массового спорта, которых обязаны придерживаться все страны, ратифицировавшие соглашения. Основными принципами, из которых страны обязаны исходить, выступают, во-первых, доступность занятий массовым спортом без дискриминации по каким-либо признакам, во-вторых, государственное регулирование развития сети спортивных сооружений и доступности занятий физической активностью.
Основываясь на положениях вышеуказанных документов, различные страны в зависимости от специфики социально-экономического и политического устройства формируют условия для развития массового спорта, для создания, восстановления и пополнения его ресурсной базы как основы функционирования.
Развитие спорта основывается на базовом законе о спорте. Так, во Франции это Закон Французской Республики об организации и повышении роли в обществе физической и спортивной активности (1984 г.), в Финляндии - Закон о спорте (21.12.1979 г.) и Устав о спорте (28.12.1979 г.) и прочие.
Следует отметить, что разработка данных законов, а также всех других законодательных актов, касающихся вопросов развития спорта, должна соответствовать положениям международных соглашений.
Государственными органами исполнительной власти выступают различные министерства и ведомства. Так, в Испании - это Высший совет спорта, являющийся автономным органом Министерства образования и науки, в Аргентине - Министерство по социальным вопросам. В их компетенции находятся принципиальные вопросы развития ФКС:
- участие в управлении спортом высших достижений;
- выделение и распределение средств государственного бюджета, составление сметы расходов;
- выделение, аннулирование и условия получения субсидий, пособий и займов для спортивных организаций;
- контроль использования финансовых средств;
- формирование предложений по подготовке специалистов;
- участие в разработке и реализации планов по строительству и модернизации спортивных сооружений, включая их оборудование, и так далее.
Зарубежный опыт развития массового спорта свидетельствует, что территориальный принцип разделения управленческих функций позволяет четко разграничить компетенцию и ответственность государственных и территориальных органов управления. Так, если на государственном уровне выполняются основные функции управления, то региональные и местные органы управления спортом ориентированы в большей степени на развитие массового спорта и спорта для всех, которые за рубежом являются неразделимыми понятиями. Приведем несколько примеров.
В Германии реализуется система территориального управления массовым спортом, где управление им в соответствии с Конституцией и федеративной структурой Германии является задачей земель. Следует подчеркнуть, что в Германии нет единой структуры управления спортом на земельном уровне.
По словам представителя Министерства внутренних дел Германии, «земли отвечают за спорт на местном уровне, а также за поддержание спортивных учреждений и инфраструктуры. Кроме того, одна из основных задач земель - обеспечение равных условий для занятий спортом в разных населенных пунктах». Большую роль в формировании финансовых ресурсов массового спорта играет сложившаяся система налогообложения. Основной принцип в отношении спортивных клубов гласит, что приобретение статуса общественно полезной организации позволяет претендовать на определенные налоговые льготы. При этом более 5,5 млн. немцам, добровольно работающим в области спорта, ежегодно снижаются суммы выплачиваемых налогов в размере DM 2400 на каждого.10