Менеджмент в сфере исполнительского искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 05:01, контрольная работа

Краткое описание

Организации, действующие в условиях неустойчивой среды, не могут дожидаться изменений в ней и потом на них реагировать. Их руководители - менеджеры должны думать и действовать как предприниматели.
Именно это обстоятельство способствует формированию в сфере театрально - концертной деятельности особого слоя менеджеров - продюсеров.
Привычное для нас толкование английского слова producer (лат. producere - производить, создавать) пришло из кино: в США и ряде других стран продюсер является владельцем кинофирмы, главой или доверенным лицом кинокомпании, организующим постановку кинофильма или спектакля и осуществляющим финансовый контроль над ней. Иногда продюсер сам является режиссером-постановщиком. Однако более близким по смыслу все же представляется дословное значение этого термина - производитель, человек, который производит.

Содержание

Введение
1. Функции менеджера в искусстве
2. Проектный менеджмент как новая форма культурной деятельности
3. Формирование единого культурного пространства
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент в сфере исполнительского искусства контрольная работа. Журомский.docx

— 40.02 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение

1. Функции менеджера в искусстве

2. Проектный менеджмент  как новая форма культурной деятельности

3. Формирование единого культурного пространства

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   Введение

 

Когда театральные и концертные залы заполняются публикой, мало кто  задумывается над тем, что за этим стоит не только репетиционный процесс  и решение творческих задач, но организация  концерта или подготовка театральной  постановки начинается задолго, иногда за многие месяцы до выхода артистов на сцену.

Эта ответственная работа может быть поручена только специалистам. В 70-е годы прошлого столетия видный деятель отечественной эстрады  А. П. Конников, перечисляя требования, предъявляемые к театральному, концертному  менеджеру и называя его именно этим, едва ли не запрещенным тогда  словом, писал, что тот должен справляться  с горой обязанностей, которая  не под силу целому штату работников в иных конторах. Менеджер может  не уметь играть ни на одном музыкальном  инструменте, петь или читать стихи, но он должен быть образованным человеком, любящим и понимающим искусство, активным участником творческого процесса, который называется театрально - концертной деятельностью.

Творческую организацию  возглавляет директор (генеральный  директор, генеральный менеджер, продюсер), осуществляющий на принципах единоначалия в пределах своей компетенции  и на основании устава организации  текущее руководство ее творческой и производственной деятельностью. Директор представляет интересы организации, заключает от ее имени договоры и  иные сделки, выдает доверенности, открывает  и закрывает расчетные и иные счета, определяет структуру и штаты  организации, утверждает штатное расписание, принимает на работу и увольняет  работников, издает приказы, указания и распоряжения.

В некоторых театральных  и концертных организациях должность  директора совмещена с должностью художественного руководителя.

Определяет художественные принципы работы организации, непосредственно  или через руководителей художественных коллективов осуществляет творческое руководство артистическим и  художественным персоналом организации  по созданию новых постановок, концертных программ и номеров, формирует составы  трупп и постановочных групп, является режиссером основных постановок. Через филармонический и лекторский отделы руководит организацией филармонических  концертов, концертов-лекций и концертов  для детей, формированием абонементов.

Заместитель директора по творческой работе через оперативный  отдел либо импресарскую службу руководит  организацией театральной постановки или эстрадных концертов; в его  же ведении находится вся выездная и гастрольная деятельность.

Основной обязанностью заместителя  директора по административно-финансовым вопросам является финансово-хозяйственное  обеспечение деятельности организации.

Типовых штатов театрально-антрепризных и концертных организаций нет  ни в государственной, ни тем более  в негосударственной системах Численность  работников и их распределение по структурным подразделениям определяются также в зависимости от содержания и объемов деятельности.

В силу своей специфики  театрально - концертная деятельность не только требует формального соответствия штата работников реализуемым функциям, в большинстве случаев определяющим является именно уровень профессионализма менеджеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             1. Функции менеджера в искусстве

В результате накопленного во всем мире, и в частности в  нашей стране, значительного опыта  организаторская работа в сфере  театрально-концертной деятельности постепенно становится законченной профессиональной дисциплиной, отдельной специальностью, называемой "менеджмент театрально-концертного  дела".

Функции менеджера безграничны: он - и администратор, и воспитатель, и местная власть, и законодатель художественной политики.

Смотреть далее...

Рассматривая менеджмент как совокупность принципов, средств  и форм организации театрально-концертной деятельности, отметим, что здесь, как  и в других сферах, вряд ли можно  обойтись без реализации определенных управленческих функций и применения традиционных методов управления - организационно-распорядительных, социально-психологических  и экономических.

Классики менеджмента  утверждают, что успешный руководитель должен положительно относиться к власти, а предприниматель по складу своего характера, как правило, не желает признавать власть и подчиняться ей, не всегда способен работать под руководством и часто стремится избежать этой ситуации.

Термин "менеджер" (англ. manager - управляющий) несет двойную смысловую нагрузку: менеджером называют и предпринимателя, и наемного управляющего.

Поскольку практически все  предприниматели активно участвуют  в формировании целей предприятия  или организации и управляют  ими, всех их можно считать менеджерами.

Теория и практика менеджмента, однако, свидетельствуют о том, что  такие характеристики человека, как  личный риск, реакция на финансовые возможности, умение много и упорно работать, то есть все то, что традиционно  считается чертами хорошего предпринимателя, не обязательно свидетельствуют  о его способности эффективно управлять организацией так же, как  далеко не все предприниматели имеют  способности или склонности эффективно выполнять такие управленческие функции, как планирование, организация, мотивация и контроль.

Организации, действующие  в условиях неустойчивой среды, не могут  дожидаться изменений в ней и  потом на них реагировать. Их руководители - менеджеры должны думать и действовать  как предприниматели.

Именно это обстоятельство способствует формированию в сфере  театрально - концертной деятельности особого слоя менеджеров - продюсеров.

Привычное для нас толкование английского слова producer (лат. producere - производить, создавать) пришло из кино: в США и ряде других стран продюсер является владельцем кинофирмы, главой или доверенным лицом кинокомпании, организующим постановку кинофильма или спектакля и осуществляющим финансовый контроль над ней. Иногда продюсер сам является режиссером-постановщиком. Однако более близким по смыслу все же представляется дословное значение этого термина - производитель, человек, который производит.

Именно продюсер организует дело, продвигая проекты своим  именем и авторитетом. Он формирует  технологический процесс их реализации, под его ответственность выделяются инвестиции, он принимает на себя основной риск. Продюсер обеспечивает необходимое  качество концертной программы, т. е. конечного  продукта, являющегося результатом  творчества других.

Должности менеджера может  не быть в штатном расписании, но и директор или начальник отдела, заведующий постановочной частью или  администратор - все по сути должны быть, настоящими менеджерами.

В современной России нередко  продюсером ошибочно называют директора  творческого коллектива или менеджера  какого-либо артиста, занимающегося  не комплексной организационно-творческой и организационно-экономической  деятельностью, а конкретной административной работой: устроительством концертов, гастролей и т. д.

Следует понимать различие между продюсером и двумя другими  частными предпринимателями в сфере  театрально- -концертной деятельности - антрепренером и импресарио.

Антрепренер (франц. entrepreneur - предприниматель) - владелец, арендатор или содержатель частного зрелищного предприятия, осуществляющий свою деятельность в условиях сложившейся структуры. Его основная функция - выбор предложения со стороны исполнителей и организация спроса со стороны публики.

В отличие от продюсера, антрепренер  в основном занимается эксплуатацией  предприятия - антрепризой. Тем не менее, антрепренер, работающий с творческими  проектами, может быть продюсером так  же, как продюсер, занимающийся одновременно эксплуатационными вопросами, может  быть антрепренером.

Импресарио (итал. Impresario от imprendere - предпринимать, затевать) - это профессиональный устроитель концертов, представлений, организатор зрелищных мероприятий или агент какого-либо артиста, который действует от его имени, находит для него работу и заключает для него контракты. Импресарио, иногда называемый промоутером, от своего имени заключает договоры с артистом и театральной площадкой. Основная функция импресарио - организация предложения. Таким образом, он специализируется на посреднической деятельности, хотя может выступать в роли и продюсера, и антрепренера.

В отечественной театрально - концертной практике также существуют следующие специализации менеджеров:

• менеджер отдельного коллектива либо артиста;

• менеджер по гастролям (тур-менеджер);

• менеджер по рекламе;

• менеджер по связям с общественностью  и др.

 

 

 

 

       2. Проектный менеджмент как новая форма культурной деятельности

В последние годы в России появились новые формы культурной деятельности, в частности, проекты. Они существуют наряду с традиционными  организациями или возникают  и реализуются внутри них. Соотношение, взаимодействие и дальнейшее развитие этих форм - предмет обсуждения и  споров. С одной стороны, проект кажется  более современным и совершенным  видом работы, который должен прийти на смену привычной деятельности в сфере культуры. Согласно другой точки зрения, проект не существует сам по себе, он неразрывно связан с  организациями культуры и искусства, и без их реформирования привести систему в соответствие с требованиями сегодняшнего дня не удастся.

Под термином "проект" (от лат. ргоjеktes - буквально "брошенный вперед") традиционно понимался замысел, план, нацеленный на некое преобразование. В современном мире это понятие включает в себя и процесс реализации идеи.

Проект, таким образом, - это  разработка и осуществление ряда мероприятий, ограниченных во времени  и направленных на достижение определенного  результата, изменение существующей ситуации.

Обращение к понятию "проект" в России сегодня - не только мода, поскольку  является объективным то, что именно конкретные, укладывающиеся в определенный срок, результативные действия наиболее эффективны.

Проект как форма существования  культуры подразумевает определенные экономические и организационные  условия.

Границы творческого процесса теоретически могут быть представлены с помощью термина "проект". Сформированный творческий замысел  реализуется на определенном временном  этапе, требует материальных и трудовых ресурсов, а также организационного, юридического и финансового обеспечения. Результаты проекта оцениваются  с точки зрения как творческих, так и экономических параметров. Можно сказать и следующим  образом: сама творческая идея - "проект" в первом значении, а ее воплощение - пример современного понимания этого  слова.

Образцом реализации театрального проекта может служить модель бродвейского спектакля. Для постановки спектакля формируется команда, состоящая из творческого, технического и организационного персонала. Обычно специально для реализации проекта создается и юридическое лицо. В рамках этой организации происходит поиск инвесторов, аренда репетиционной базы и сценической площадки, изготовление художественного оформления; проводятся рекламные PR - кампании и т. п.

Театральный проект состоит  из двух частей - постановки спектакля  и его проката. Для того чтобы  постановка окупилась - а это одна из основ­ных целей проекта - спектакль  играется не менее восьми раз в  неделю.

После прекращения проката  спектакля организация ликвидируется, команда распускается, вещественное оформление распродается, - таким образом, проект подходит к своему логическому  завершению.

В случае решения о возобновлении  или гастролях спектакля формируется  новый, практически ничем не связанный  с предыдущим проект со своим творческим составом, комплектом декораций и костюмов, организационной и финансовой базой. Новый проект проходит собственный "жизненный цикл".

В мировой практике подобную организационную структуру можно  обнаружить и при постановке отдельных  некоммерческих спектаклей. Однако более  характерной формой существования  некоммерческого сектора искусства  являются постоянные и относительно устойчивые институты.

В современном мире существует несколько типов организаций  исполнительского искусства, рассмотрим их ниже.

"Проектный"  способ функционирования

Проектный менеджмент - популярный и актуальный термин. С помощью  проектов государство надеется вывести  из системного кризиса многие отрасли  российской экономики, внедрить новые  направления деятельности организаций  и т. д.

"Проектный" способ  существования организации исполнительского  искусства нуждается в соответствующей  инфраструктуре.

Основу организаций этого  типа составляют лица, определяющие художественную программу, а также менеджеры  и технические работники. Непосредственно  же творческие деятели (режиссеры, художники, актеры) привлекаются лишь для конкретных постановок. Сам процесс реализации постановки технически мало, чем отличается от описанного выше примера с Бродвеем. Вслед за решением сыграть какую-то пьесу или осуществить постановку с конкретным режиссером происходит подбор актеров, художника, композитора  и других творческих исполнителей, а также большинства технических  работников, отношения с которыми ограничиваются рамками данного  проекта.

Информация о работе Менеджмент в сфере исполнительского искусства