Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 22:45, контрольная работа
Управление персоналом (англ. Human Resource Management, HRM) — область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации «качественным» персоналом (способным выполнять возложенные на него трудовые функции) и оптимальное его использование.
Управление персоналом: кадровая политика, маркетинг персонала, развитие трудовых ресурсов. Роль менеджера в организации. Управление изменениями, конфликтами, стрессами.
Понятие стиля руководства. Сравните три стиля управления на основе таблицы 2.4. Опираясь на полученное Вами сравнение, выберите стиль руководства, присущий Вашему непосредственному начальнику.
Список использованной литературы.
персонал стиль руководство
2. Понятие стиля руководителя.
Слово «стиль» греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда можно считать, что стиль руководства – своего рода «почерк» в действиях менеджера.
Стиль руководства можно рассматривать как частную форму стиля вообще. Учение о стилях в психологии относительно молодое, поэтому не существует общепринятого определения стиля. Самое общее определение стиля делает акцент на способе взаимодействия личности с миром – как предметным, так и социальным. Можно связать стиль с конкретными формами жизнедеятельности, при этом он станет атрибутом личности в этой конкретной деятельности. А. В. Либин определяет стиль как устойчивый и интегральный паттерн индивидуально-личностных проявлений человека через предпочитаемую форму взаимодействия с социальной и предметной средой. Общим для существующих представлений о стиле является акцент на устойчивости и целостности поведения и деятельности человека в определенных условиях среды. Руководство и управление – это особые формы профессиональной деятельности, которые требуют адаптации социально-психологических свойств субъектов этих форм деятельности. В связи с этим очевидна возможность формирования стилей в профессиональной управленческой деятельности как устойчивых и интегральных систем личностно-детерминированных способов управления и руководства.
В реальной практике руководства существует несколько основных стиля руководства.
Основные из них определяют как авторитарный (или автократический), демократический и либеральный.
В жизни трудно встретить представителей этих стилей в "чистом виде".
Слишком сложна натура человека, чтобы его можно было подогнать под определенную мерку.
Авторитарный (директивный, диктаторский) стиль управления: для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений, жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим), но недостатков больше, чем достоинств:
1) высокая вероятность ошибочных решений;
2) подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников;
3) неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе;
4) неблагоприятный психологический климат обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т. п.).
Но у автократа есть и привлекательные черты. Люди этого типа зачастую обладают прямо-таки молниеносной реакцией, энергичны и толковы, решительно преодолевают трудности.
Демократический (коллективный) стиль управления: управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решении контролируется и руководителем, и самими сотрудниками, руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей.
Демократический стиль является наиболее эффективным, т. к. он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива.
Демократ не избегает ответственности за собственные решения или ошибки подчиненных, по заслугам хвалит или ругает, свои указания формулирует четко и убедительно.
Либерально-анархический (попустительский, нейтральный) стиль руководства характеризуется, с одной стороны, все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь, а с другой стороны, даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на «самотек», вследствие чего результаты работы обычно низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, разделы работы складываются из отдельных интересов менеджеров подгруппы, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы.
Моему непосредственному начальнику присущ авторитарный стиль руководства. Это следует из того, что только руководитель имеет слово, и все его должны слушаться и обсуждению ничего не подлежит. Это не совсем хорошо для моей работы.
Мне кажется, для его должности больше подходит демократический стиль. Потому что этот стиль, на мой взгляд, более продуктивен для работы. Мне больше нравится работать в таком коллективе, когда начальника считаешь учителем а не деспотом.
Параметр взаимодействия |
Характер взаимодействия в зависимости от стиля | ||
либераль-ный |
автори-тарный |
демокра-тический | |
Разграничение полномочий и распределение ответственности |
снимает с себя всякую ответственность |
или берет полностью на себя или полностью перекладывает на подчиненных |
коллективная ответственность |
Контакт руководителя с подчиненными |
избегает общения |
«держит дистанцию» |
поддерживает дружеское общение |
Отношение руководителя к мнению членов коллектива |
отдается в руки подчиненных |
подавляется |
поощряется |
Контакт руководителя с подчиненными |
мягкая манера поведения |
в зависимости от настроения |
манера поведения со всеми как с равными коллегами |
Тон и характер приказов руководителя |
Отсутствие похвалы, порицаний |
Четкий язык, неприветливый тон |
Не сухая речь, а товарищеский тон |
Формы контроля за деятельностью подчиненных |
просьбы |
приказы, распоряжения, команды |
предложения, советы |
Участие и формы поддержания дисциплины руководителем в коллективе |
формально-попустительское отношение |
жесткая формализованная дисциплины |
сторонник дисциплины «разумной достаточности» |
Взаимоотношения между членами коллектива |
возможны скрытые и явные конфликты |
неблагоприятный психологический климат |
благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива |
Степень предоставления самостоятельности подчиненным |
все пущено на «самотек» |
жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания |
выполнение принятых решении контролируется и руководителем, и самими сотрудниками |
Участие подчиненных в выработке и принятии управленческих решений |
все могут высказывать свои позиции |
жесткое единоличное принятие руководителем всех решений |
учета мнений и инициатив сотрудников |
Критическое отношение руководителя к самому себе |
нет «большого значения» |
недостатков нет «и не может быть по определению» |
постоянно повышает свою квалификацию |
Отношение руководителя к подчиненным и вышестоящим начальникам |
учета мнений и инициатив сотрудников |
отсутствие интереса к работнику как к личности |
руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников |
Список использованных источников
1. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом:
Учебное пособие для студентов экономических вузов и факультетов; под ред.
А.Я. Кибанова – м.: “Издательство ПРИОР”, 1998. – 512с.
2. Уткин Э.А. Управление фирмой. – М.: “Акалис”, 1996. – 516с.
3. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности:
управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии.
Учебник для сред. спец. учеб. Заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. –
М.:Высш. шк., 1999. – 304с.
Размещено на