Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 13:29, контрольная работа
Цель данной работы - раскрыть понятие и роль менеджмента, его основные виды и функции менеджмента.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
1. СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА……. 4
2. ВИДЫ МЕНЕДЖМЕНТА……………………………………….. 7
3. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА…………………………………. 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………. 19
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
|
4 |
|
7 |
|
8 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
18 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… |
19 |
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.
В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов.
Важная часть
этого изменения, как
Менеджмент - современная
система управления
Цель данной работы - раскрыть понятие и роль менеджмента, его основные виды и функции менеджмента.
Менеджмент (англ. Management - управление, заведование, организация) – это управление производством или коммерцией; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли1.
Современный менеджмент включает две неотъемлемые части: теорию руководства; практические способы эффективного управления, или искусство управления.
Понятие “ менеджмент “ прочно вошло в нашу обыденную жизнь и стало привычным для деловой жизни. Однако необходимо учитывать, что речь идет о новой философии, где действуют иные системы ценностей и приоритетов.
В связи с этим следует подробно остановиться на значении термина “менеджмент “. Русское слово “управление “ и английское слово “менеджмент “ считаются синонимами, однако в действительности их истинное содержание весьма различается. Употребляя термин «менеджмент», мы следуем установившейся в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов. На самом деле термин “управление “ не является удовлетворительным заместителем термина “менеджмент “ потому, что в последнем случае речь идет лишь об одной из форм управления, а именно об управлении социально - экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерной компании. Причем адекватной экономической основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования, осуществляемый на базе индустриальной организации производства или коммерции.
Таким образом, термин “менеджмент“ употребляется применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как у других целей используются иные термины.
В наших условиях следует
употреблять термины “
С учетом изложенного в работе термин “управление“ в дальнейшем будет употребляться, с определенной степенью условности, в том же значении, что и термин “менеджмент “.
Для того чтобы определить понятие менеджмента, важно уточнить некоторые входящие в него положения, прежде всего целевое содержание.
Задачами менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива (индивидуума) путем выпуска конкурентоспособного товара.
В то же время конечной целью менеджмента как практики эффективного управления является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного (торгового) процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технико-технологической базы.
Исходя из этого, важнейшей
задачей менеджмента является организация
производства товаров и услуг
с учетом спроса потребителей на основе
имеющихся ресурсов. При этом к
задачам менеджмента также
Задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов и развития производства и коммерции. Выполненные задачи и достигнутые, намеченные цели оцениваются на рынке.
Развитие теории управления, разработка экономико-математических методов позволили многие качественные решения задач дополнить или заменить точными количественными оценками или решениями, а развитие средств вычислительной техники и коммуникаций способствовало повышению эффективности управления. Многие задачи, которые ранее не могли решаться в реальном или допустимом масштабе времени из-за трудоемкости расчетов, стали повседневной реальностью.
2. ВИДЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Менеджмент пронизывает всю организацию, затрагивает практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко определить границы деятельности, которая составляет содержание менеджмента, а также выделить его отдельные виды:
Производственный менеджмент
- это комплексная система
Финансовый менеджмент -
это комплексная система
Инновационный менеджмент -
это комплексная система
Помимо приведенных видов специального менеджмента в настоящее время разрабатываются другие виды: менеджмент социальной сферы; банковский менеджмент; налоговый менеджмент; организационный менеджмент; международный менеджмент; и др4.
3. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.
Процесс менеджмента – это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально – экономической системы.
Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.
Анри Файоль разработчик теории административного управления в начале 20 века выделил 5 исходных функций административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль5.
Предвидеть - изучать будущее, устанавливать программу действий. Организовывать – строить двойной организм предприятия (материальный и социальный). Распоряжаться – приводить в действие персонал предприятия. Согласовывать – связывать, объединять, сочетать все действия и усилия. Контролировать- наблюдать, что бы всё происходило по установленным правилам и отданным распоряжениям.
Принятие решения |
Постановка задачи (определение цели) |
|
Выбор методов управления |
Анализ и оценка результатов решения
|
|
Контроль за исполнением и корректировка решения |
|
Организация, координация и корректировка решения |
Схема 1. Цикл управления.
Все функции менеджмента
можно разделить по двум
Основные функции являются
основополагающими всего
Наиболее полное содержание
менеджмента как процесса
Основными функциями менеджмента являются: предвидение – прогнозирование, целеполагание, стратегическое планирование.
Прогнозирование – это
предвидение результатов
Целеполагание - это постановка и формирование целей в соответствии с потребностью общества в производимой предприятием продукции (услугах), в обеспечении ресурсообеспеченности целей и реализуемости.
Цели – это конкретные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе своей деятельности7.
Цели могут быть различные: экономические, социальные, маркетинговые и др.
Социально-экономические
и в особенности
Основная задача менеджеров – добиться реальных конечных результатов деятельности. Менеджеры должны правильно определить, уяснить свои цели, поставить цели персоналу с тем, чтобы определить и уточнить исходные данные, выяснить сильные и слабые стороны системы и эффективно их использовать.
Менеджер должен постоянно контролировать цели и результаты их достижения. В процессе управления осуществляется постоянный процесс согласования и определение взаимного соответствия целей и результатов.