Менеджмент, его роль и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 13:29, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы - раскрыть понятие и роль менеджмента, его основные виды и функции менеджмента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
1. СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА……. 4
2. ВИДЫ МЕНЕДЖМЕНТА……………………………………….. 7
3. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА…………………………………. 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………. 19

Вложенные файлы: 1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ - РОЛЬ И ФУНКЦИИ.docx

— 73.10 Кб (Скачать файл)

               

Схема 2. Основные функции  управления.

Планирование.

   Планирование – основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. Согласно концепции немецкого профессора Д.Хана планирование - это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений.  Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период: определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление материальных трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач. Планирование дает возможность заблаговременно учесть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития фирмы, предприятия или др. структурного подразделения.

В зависимости от содержания целей и задач можно выделить следующие формы планирования и  виды планов:

В зависимости от направленности и характера рассматриваемых  задач различают три вида планирования: стратегическое или перспективное; среднесрочное и тактическое  или текущее8.

 Организация.

Важной функцией управления является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирм. Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач.

Функция организации  реализуется двумя  путями:  через  административно-организационное управление и через оперативное управление.

Административно-организационное  управление предполагает определение структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.

 Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.

Существует два основных аспекта организационного процесса:

1. Деление организации  на подразделения соответственно  целям и стратегиям.

2.  Делегирование полномочий.

Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Под организационной  структурой фирмы понимается ее организация  из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы9.

Организация как процесс  представляет собой функцию по координации  многих задач: существует два основных аспекта организационного процесса:

1. Деление организации  на подразделения соответственно  целям и стратегиям.

2.  Делегирование полномочий.

Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

 Контроль.

Контроль-это системное  наблюдение за выполнением планов, заданий и результатами хозяйственной  деятельности, обеспечение с помощью  информации обратной связи с управляемым  объектом. Учет и контроль необходимы для управления плановой, финансовой, производственной и трудовой дисциплины на предприятии. Контроль как основная функция менеджмента объединяет все виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучения информации о процессах и результатах  деятельности (анализ), работой по диагностике  и оценке процессов развития и  достижения поставленных целей. Процесс  контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых  результатов и проведения корректировок  в том случае, если достигнутые  результаты существенно отличаются от установленных стандартов. С помощью  контроля менеджер выявляет проблемы, причины их возникновения и принимает  активные меры по корректировке отклонений от цели и плана деятельности.

Существует три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.

Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего он применяется по отношению  к трудовым, материальным и финансовым ресурсам.

Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время.

Текущий и заключительный контроль основывается на обратных связях. Управляющие системы в организациях имеют разомкнутую обратную связь, так как руководящий работник, являющийся по отношению к системе  внешним элементом, может вмешиваться  в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее работы.

 В процессе контроля  есть три четко различимых  этапа: выработка стандартов и  критериев, сопоставление с ними  реальных результатов и принятие  необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется  комплекс различных мер10.

Первый этап процесса контроля - это установка стандартов, т.е. конкретных, поддающихся измерению целей, имеющих временные границы. Для управления необходимы стандарты в форме показателей результативности объекта управления для всех его ключевых областей, которые определяются при планировании.

На втором этапе сравнения показателей функционирования с заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений. В соответствии с принципом исключения, только существенные отклонения от заданных стандартов должны вызывать срабатывание системы контроля, иначе она станет неэкономичной и неустойчивой.

Следующий этап - измерение результатов - является обычно самым хлопотным и дорогостоящим. Сравнивая измеренные результаты с заданными стандартами, менеджер получает возможность определить, какие действия необходимо предпринимать. Такими действиями могут быть изменения некоторых внутренних переменных системы, изменение стандартов или невмешательство в работу системы. Для того чтобы контроль мог выполнить свою истинную задачу, т.е. обеспечить достижение целей организации, он должен обладать несколькими важными свойствами.

Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен. Когда организации осуществляют свой бизнес на зарубежных рынках, функция  контроля приобретает дополнительную степень сложности.

Мотивация.

При планировании и организации  работы руководитель определяет, что  конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность  воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

Мотивация как основная функция  менеджмента связана с процессом  побуждения себя и других людей к  деятельности через формирование мотивов  поведения для достижения личных целей организации. исследование поведения  человека в труде дает некоторые  общие объяснения мотивации и  позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем  месте.

Мотив – это побудительная  причина, повод к деятельности. Побудить к деятельности можно обогатив идеями, … волю, знания, определив величину вознаграждения, связав его с результатом  деятельности, а также выявив систему  ценностей человека, удовлетворяя потребность  власти в зависимости от способности  человека влиять на других людей. Различные  теории мотивации разделяют на две  категории: содержательные и процессуальные11.

Стимулирование.

Стимулирование – это  функция, связанная с процессом  активации деятельности людей и  трудовых коллективов, обеспечивает работников в повышении результатов своего труда. Эта функция используется для морального и материального  поощрения работников в зависимости  от качества и количества затраченного труда. Кроме того эта функция  обеспечивает заинтересованность в  достижении высокой эффективности  работы всего предприятия. Предполагает создание условий, при которых в  результате активной трудовой деятельности работник будет трудиться более  эффективно и более производительно, т.е.  выполнит больший объем работ, чем было оговорено заранее. Здесь  стимулирование труда создает условия  для осознания работником, что  он может трудиться более производительно, и возникновения желания, рождающего, в свою очередь, потребность, трудиться  более производительно. Т.е. появления  у работника мотивов к более  эффективному труду и реализации этого мотива  (мотивов) в процессе труда. Хотя стимулы и побуждают  человека трудится, но их одних еще  недостаточно для производительного  труда. Система стимулов и мотивов  должна опираться на определенную базу - нормативный уровень трудовой деятельности. Сам факт вступления работника в  трудовые отношения предполагает, что  он за заранее оговоренные вознаграждения должен выполнять некоторый круг обязанностей. В этой ситуации для  стимулирования нет еще места. Здесь  сфера контролируемой деятельности и работают мотивы избегания, связанные  со страхом наказания за невыполнение предъявленных требований.

 Таких наказаний, связанных  с потерей материальных благ  должно быть как минимум два:  частичная выплата вознаграждения  или разрыв трудовых отношений.  Работник должен знать, какие  требования к нему предъявляются,  какое вознаграждение он получит  при их неукоснительном соблюдении, какие санкции последуют в  случае их нарушения.

Дисциплина несет в  себе элементы принуждения, ограничения  свободы действий. Однако грань между  контролированием и стимулированием  условна и подвижна, т.к. работник с сильной мотивацией обладает самодисциплиной, привычкой добросовестно выполнять требования и относиться к ним как к собственным нормам поведения. Система стимулирования вырастает как бы  из административно-правовых методов управления, но не заменяет их, т.к. стимулирование труда эффективно в том случае, если органы управления умеют добиваться того уровня, за который платят. Цель стимулирования - не только побудить человека работать вообще, а побудить его делать лучше (больше) того, что обусловлено трудовыми отношениями12.

По виду потребностей, которые  удовлетворяют стимулы, последние  можно разделить на внутренние и внешние. К первым относят чувства самоуважения, удовлетворения от достижения результатов, ощущения содержательности и значимости своего труда «роскошь человеческого общения», возникающего в процессе выполнения работы и другие. Их также можно назвать моральными стимулами. Внешним вознаграждением является то, что предоставляется компанией в замен выполненной работы: заработная плата, премии, служебный рост, символы статуса и престижа, похвалы и признания, разнообразные льготы и поощрения. Их также можно назвать денежными и материально-социальными стимулами.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

         Менеджмент — это динамичный элемент, поддерживающий жизнеспособность каждого предприятия. Без этого элемента "производственные ресурсы" остаются всего лишь ресурсами и никогда не становятся производством. В условиях конкуренции жизнеспособность любого предприятия и, тем более, его успех особенно зависят от опыта и эффективности менеджмента. Опыт и умение правильно действовать являются единственными преимуществами, которые имеет предприятие в конкурентной экономике.

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность  производства, и качество обслуживания населения.

Система менеджмента –  это совокупность различных составляющих элементов: принципов управления, функций, методов, технологий, информационного  обеспечения, материального, технического обеспечения в условиях АСУ, а  также правового обеспечения.

Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

Важнейшим фактором успеха становится подготовка руководителей  нового типа: высокопрофессиональных компетентных в широком круге  экономических и социальных вопросов, с высоким чувством ответственности  за результаты деятельности.

Преодоление имеющихся недостатков  в области управления позволит более  полно раскрыть потенциальные возможности  российских предприятий, повысить качество выпускаемой продукции и ее конкурентоспособность.

Современная теория и практика менеджмента приобретают особое значение, так как каждому ответственному предприятию работающему в условиях рынка необходимо использовать опыт мирового менеджмента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. Учебник. Третье издание. – М.: Гардарики, 2004
  2. Герчикова И. Н. Менеджмент. Учебник .Третье издание. – М.: ЮНИТИ, 2002.
  3. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Конспект лекций. - Т: ТРТУ, 2002
  4. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: 2004.
  5. Румянцева З.П., Соломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации. Учебное пособие - М.: 2003
  6. Сантелайнен Т. и др. Управление по результатам. - М.: Прогресс, 1999.
  7. Таунсенд Р. Секреты управления. - М.: Интерконтакт, 2004.
  8. Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я., Лейманн Я.А. Управленческое консультирование: теория и практика. М.: Экономика, 1999

Информация о работе Менеджмент, его роль и функции