Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 18:01, доклад
Менеджмент знаний (knowledge management) стал бурно развиваться в 90-х годах прошлого века. Это было связано со сменой приоритетов в бизнесе и жизни общества, а также продолжающейся научно-технической революцией, в основе которой лежит использование новейших информационных технологий во всех областях человеческой деятельности.
Вторым критерием, определяющим необходимость для вуза иметь современную систему менеджмента, является ее унификация с мировыми требованиями, ее узнаваемость потребителем и обществом, получающими выпускников университета, инвесторами, развивающими университет, российскими и зарубежными партнерами, ищущими в высшей школе надежного и динамичного коллегу, самим студентом, выбирающим вуз, в котором он хотел бы учиться.
Естественно, что вуз обладает научным потенциалом, позволяющим ему построить свою собственную систему менеджмента, однако такая эксклюзивность не позволяет мультиплицировать на другие вузы эту систему, динамично ее развивать, сделать узнаваемой в других организациях. Необходимо использовать известную модель системы менеджмента.
Общепризнанной моделью, наиболее полно отвечающей всем требований мирового рынка, является стандарт Международной организации по стандартизации ISO 9001:2000.
Бережное сохранение вековых традиций, здравый консерватизм в сочетании с современным менеджментом являются залогом процветания и реальной востребованности университета.
Менеджмент качества образовательных услуг является кровеносной системой организма-вуза, а к кроветворной системе можно отнести менеджмент знаний.
Менеджмент знаний является вторичным в менеджменте качества университета. Его следует отнести к менеджменту ресурсов общей системы менеджмента высшей школы. Анализ и синтез такого тесного переплетения этих систем менеджмента является сложной системной задачей, эффективное решение которой возможно при использовании соответствующих математических методов и алгоритмов.
Что является продукцией университета и кто - его клиентом?
Современная теория управления знаниями дает на этот вопрос однозначный ответ - продукцией университета являются знания, полученные студентом в ходе обучения, знания, не задокументированные в виде конспектов лекций, а подтвержденные экзаменами, тестами, выпускными квалификационными работами, знания, апробированные студентом в научных лабораториях университета и на производственных практиках в условиях работы на предприятиях реального российского и мирового рынка.
Клиентом же университета, в первую очередь, является сам студент, затем, естественно, общество, предприятие, направившее студента на обучение, государство, финансирующее из бюджета процесс получения и управления знаниями.
Учитывая
вышесказанное, мы видим, что создание
документированной системы
Что такое управление знаниями?
Классический пример, который не обходит сегодня ни одно издание по современному менеджменту - это результаты мониторинга системы менеджмента компанией British Petrolium (BP).
Когда управление компании ВР решило проанализировать, почему уровень добычи нефти на одинаково технически оснащенных глубоководных скважинах значительно различается, обнаружилось, что дело в различном уровне знаний работников этих скважин. Причем эти знания не были задокументированы, т. е. находились главным образом в головах сотрудников. Задокументированные процедуры по организации повышения квалификации у сравниваемых нефтедобывающих подразделений были также одинаковыми, а степень их выполнения имела серьезные различия. Вывод, к которому пришли специалисты BP, состоял в том, что "система менеджмента на бумаге" мертва, только постоянный мониторинг и процесс постоянных улучшений могут принести реальные результаты.
Обнаружив это, топ-менеджмент ВР принял решение распространить технологию формирования ценных знаний среди сотрудников отстающих скважин. Результатом стал значительный подъем уровня производительности труда и прибыльности компании. В дальнейшем ВР была разработана программа управления знаниями (Knowledge Management ).
В общем менеджмент знаний можно определить как создание и управление ценными знаниями (интеллектуальными активами) университета. Данное определение еще раз доказывает, что высшая школа, являющаяся одним из важнейших звеньев создания и управления знаниями в обществе, обязана иметь аналогичную систему менеджмента, что и весь мировой рынок.
В сфере изучения управления знаниями находятся следующие основные вопросы:
1. Определение
и документирование ценных
2. Разработка
идеологии и методологии
3. Разработка, моделирование
и оптимизация бизнес-
4. Распространение
знаний среди сотрудников
5. Распространение
знаний среди студентов
6. Концентрация
знаний для решения
7. Постоянный мониторинг знаний, принятие решений на основе результатов мониторинга.
8. Повышение уровня знаний университета и генерирование новых знаний.
9. Генерирование новых технологий передачи и закрепления новых знаний.
10. Документирование новых знаний и переход к новым технологиям менеджмента знаний.
Истоки
возникновения менеджмента
Временем зарождения менеджмента знаний как нового направления в управленческих науках можно считать 1993 год, когда состоялась первая конференция в Бостоне, специально посвященная проблематике управления знаниями в компаниях и организациях. В настоящий момент это одно из самых перспективных и бурно развивающихся направлений менеджмента, как науки, так и практики.
Каковы же исторические
причины и теоретические
глобализация и обострение конкуренции, побуждающие университеты и промышленные корпорации искать конкурентные преимущества;
быстрое развитие и внедрение информационных технологий;
повышение общего технологического уровня образования, науки и производства. (Не случайно пионерами практического использования менеджмента знаний стали такие высокотехнологичные компании, как Xerox Corporation, Hewlett-Packard Company, IBM, такие известные вузы, как Технический университет Мюнхена, Университет Гамбурга, Университет Кельна, Университет Падеборна, Институт экономической информатики университета Саарланда, Стенфордский университет, Томский политехнический университет и т. д.).
Взаимосвязь
между информационными
Отдельно необходимо остановиться на взаимосвязи между использованием информационных технологий (IT) и менеджментом знаний. С одной стороны, как уже отмечалось, развитие IT стало одной из исторических причин для зарождения менеджмента знаний. С другой - большинство авторитетных теоретиков и практиков менеджмента знаний утверждают, что IT в менеджменте знаний стоят на втором плане.
Считается, что применение IT ускоряет доступ к необходимой информации, уменьшает время на обработку данных, ускоряет обмен информацией, значительно увеличивает объем доступной информации, а также улучшает форму представления информации. Развитие IT связано прежде всего с исследованием количественной стороны информации: способов кодировки информации, скорости и объемов передачи информации, емкости накопителей информации и др.
Менеджмент знаний в большей степени имеет дело с качественной стороной информации - свойствами информации, ее формами и видами, для правильного и глубокого анализа качественной стороны информации необходимо знать сущность информации.
Активное применение новейших достижений информационных технологий в процессе формирования знаний у студентов и у сотрудников университета требует формализации и документирования этого процесса, а также создания в системе менеджмента знаний подсистемы менеджмент ресурсов.
Различие между информацией и знаниями
Большинство специалистов менеджмента знаний, проводя различие между знанием и информацией, дают следующие определения. Данные, которые находятся на каком-либо искусственном носителе - это информация, а то, что находится в голове сотрудника - это знания. Часто к знаниям причисляют также и умения (навыки) сотрудника. Как видно, эмпирическое определение информации и знания порождает много неясностей. Действительно, одна из ключевых задач менеджмента знаний - "отобрать драгоценные алмазы знаний среди моря информации".
Однако можно смело утверждать, что информация формирует новые знания. Новые знания управляются не только в процессе академического переноса информации, но и, что сегодня, бесспорно, сверхактуально для российских вузов, в ходе практических тренингов, научно-исследовательской работы в вузе и отлично организованных производственных практик. Реализация этих процессов требует создания документированных процедур управления процессом перехода информации в знания.
К интеллектуальным активам необходимо отнести знания, обладающие определенным уровнем ценности для вуза.
Интеллектуальные активы разделяются на два типа:
Явные интеллектуальные активы - знания, которые существуют на каком-либо носителе.
Скрытые интеллектуальные активы - незадокументированные знания, которые существуют в головах сотрудников университета.
Первой задачей для менеджмента в управлении интеллектуальными активами является определение интеллектуальных активов университета.
Определение информации и знания, а также анализ их свойств, видов и форм создают теоретическую основу для создания базы знаний на новом уровне.
Ниже представлены шаги по созданию баз знаний университета, позволяющих решить следующие задачи:
1. Определить и структурировать базы знаний университета.
2. Задокументировать
процессы формирования баз
3. Перевести часть скрытых информационных активов университета в явные.
4. Формализовать и задокументировать процесс перевода информационных активов в базы знаний.
5. Расширить
границы используемых знаний
сотрудниками университета и
улучшить процесс передачи
6. Формализовать и задокументировать процесс непрерывного повышения квалификации сотрудников университета.
7. Создать условия
для эффективного развития
8. Формализовать
и задокументировать процессы
пополнения и непрерывного
9. Апробировать
использование баз знаний для
передачи их студентам
10. Провести документирование
процессов передачи знаний
11. Провести валидацию и верификацию процессов использования баз знаний университета.
12. Организовать
эффективный мониторинг
13. Организовать
эффективное использование
Создание и ведение предложенной базы знаний университета позволяют определять ценные знания для вуза и структурировать их по критериям ценности, вопроса и области применения. Кроме того, структурирование по критериям вопроса и области применения позволяет быстро и точно отыскивать необходимые знания, а также концентрировать необходимые знания и сотрудников для решения нестандартных задач.