Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 18:20, реферат
Маркетинг - это комплексная деятельность специалистов по организации производства, сбыта продукции и реализации услуг, ориентированная на удовлетворение потребностей населения с учетом выявленного ранее спроса и
возможной прибыли. В структуре маркетинга важным элементом является понятие потребности. Потребность - это определенный вид нуждаемости (физиологической, социальной, личностно-потребительской) с учетом особенностей образа жизни, культурного уровня и психологической ориентации личности.
Менеджмент и маркетинг в современном здравоохранении.
Маркетинг - это комплексная деятельность специалистов по организации
производства, сбыта продукции и реализации услуг, ориентированная на
удовлетворение потребностей населения с учетом выявленного ранее спроса и
возможной прибыли. В структуре маркетинга важным элементом является понятие
потребности.
Потребность - это определенный вид нуждаемости (физиологической,
социальной, личностно-потребительской) с учетом особенностей образа жизни,
культурного уровня и психологической ориентации личности.
Запрос - это потребность, подкрепленная покупательской способностью.
Предложение (товар, удовлетворение потребности) - это услуги, предлагаемые
с учетом покупательского спроса и стоимости.
Маркетинговые услуги позволяют реализовать товар (услугу) в тех случаях,
когда определена потребность населения, когда услуга имеет преимущественное
качество и удовлетворяющую обе стороны цену. Маркетинг может позволять
реализовать услугу (товар) посредством обмена.
Сделка - коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Условия
сделки, помимо общего согласия, должны определяться законодательством.
Рынок - совокупность существующих и
потенциальных покупателей
(рынок товара, услуг, трудовых ресурсов и т.д.).
В связи с вышеизложенным маркетинг - это деятельность по производству и
реализации товара (услуг), направленная на удовлетворение спроса и
потребностей, с учетом качества и стоимости. Составными элементами рынка
являются коммерческие банки, биржи труда, поставщики, клиенты, профсоюзы.
В здравоохранении рынок
здравоохранения. Кроме того, существуют: рынок пациентов; рынок идей; рынок
фармакологической продукции; рынок медицинской техники; рынок предметов и
услуг в области санитарии и гигиены; рынок услуг в области физической
культуры; рынок системы медицинского образования; рынок медицинских услуг и
нетрадиционных способов лечения и оздоровления; рынок медицинского
страхования и др. Каждый из видов рынка подразделяется на сегменты и виды
услуг, которые реализуют менеджеры и продавцы. Сегменты рынка определяются
потребителям с учетом медико-географических особенностей, возрастно-
половых, климатогеографических, психологических и других условий.
Рынок медицинских услуг - это совокупность медицинских технологий,
изделий медицинской техники, методов
организации медицинской
фармакологических средств, врачебного воздействия и профилактики. В плане
маркетинга любого медицинского учреждения должны быть предусмотрены
следующие вопросы:
1. Какова ситуация с наличием услуг (товара) среди определенной группы
населения или на определенной территории?
2. Каков спрос на данный вид услуг (товар)?
3. Каковы производственные и транспортные затраты на изготовление и
доставку товара (реализацию услуг), то есть себестоимость?
4. Какова потребительская
5. Какова покупательская
6. Каковы выигрышные, предпочтительные стороны предлагаемой продукции (или
услуг) по сравнению с существующими на рынке?
7. Имеются ли медицинские,
условия для воздействия на потребности?
Для медицинских услуг применяются: монопольные цены (устанавливаются
производителем); номинальные цены с учетом себестоимости и минимальной
прибыльности; оптовые цены (для
организаций отпускается
количество товара со значительной скидкой); розничные цены (в магазине) с
учетом допустимых наценок и выгоды продающей организации (продавца);
рыночные цены (равные розничным) (определяются группой продающих
субъектов с учетом общей выгоды); скользящие цены (устанавливаются с
учетом различных условий); твердые цены (определяются государством,
ассоциациями потребителей, договорами).
Существуют специальные
цена (стоимость товара, включая стоимость перевозки до потребителя); фоб
- цена доставки товара к
товара, транспортные расходы, затраты на погрузку, охрану, хранение.
Одним из главных правил маркетинговой деятельности является
многоканальность сбыта и
потребителей разного пола, возраста, социального положения,
заинтересованных в данном виде услуг, может поддерживаться на основе
постоянного психологического воздействия на потребителя (реклама).
Медицинские услуг, как и любой товар, имеют свои стадии жизненного
цикла, знание которых имеет важное значение в маркетинге:
1. Стадия введения услуги на рынок;
2. Стадия роста потребности;
3. Стадия зрелости и насыщения;
4. Стадия упадка потребности.
Существуют 3 типа маркетингового контроля: контроль исполнения годового
плана, контроль прибыльности и контроль исполнения стратегических
установок.
Медицинские учреждения при маркетинге медицинских услуг должны учитывать:
возможности потребителя (количество, концентрация, платежеспособность,
структура заболеваемости); возможности лечебного учреждения (оснащенность,
состояние кадров, лицензирование услуг, фондовооруженность новой техникой,
опыт коммерческой деятельности); качество, уровень и доступность
медицинских услуг (набор услуг, их количество, дополнительные, желательные
и обязательные услуг, возможности совершенствования и обновления услуг, их
новизна, практический и медицинский эффект и др.); конкуренцию (количество
аналогичных услуг, их качество и эффективность, оснащенность новейшей
техникой, профессиональный уровень специалистов и их авторитет в других
учреждениях).
Стратегия маркетинга (поведение на медицинском рынке) подразделяется на
стратеги в отношении продукта (услуги) и стратегии в отношении рынка.
Направлениями стратегии маркетинга для медицинских учреждений могут быть
следующие:
1. Повышение качества потребительских свойств товара (услуги). Например,
для центров ГСЭН - это использование приборов с высокой разрешающей
способностью и высокой точностью для оценки состояния окружающей среды,
экспресс-методик.
2. Надежность изделия, его гарантированное обслуживание и ремонт.
3. Престижность фирмы и закрепление ее в качестве лидера по данной услуге,
производству.
4. Продажа товара (услуг) с сопутствующими нужными услугами.
5. Наличие
новизны, повышающей
возможность использования и эстетическое восприятие, усиливающей
эффективность и др.
Одним из видов
маркетинговой стратегии в
должна
стать стратегия социально-
предполагает
ведение лечебно-
и услуг
для отдельных специальных
войны и труда, блокадников, одиноких, малообеспеченных, многодетных, лиц с
социально значимыми заболеваниями и др.). В коммерческой деятельности
должна обязательно быть предусмотрена программ спонсорства, бесплатности,
снижения цен, благотворительности, честности, этической направленности.
Благоприятный имидж медицинской организации, ее искренняя
благотворительность создают психологическое доверие и, в конечном счете -
медицинский и экономический эффект.
Успешному осуществлению реформ в здравоохранении может способствовать
внедрение
принципов менеджмента и
психологических методов в управлении учреждениями здравоохранения. Важным
является замена роли организатора, которая была типичной в условиях
централизованного управления, на роль менеджера, управленца.
Менеджмент - это деятельность, направленная на совершенствование форм
управления, повышение эффективности производства с помощью совокупности
принципов, методов и средств, активизирующих трудовую деятельность,
интеллект и мотивы поведения, как отдельных сотрудников, так и всего
коллектива.
Управление возникает тогда, когда происходит объединение людей для
совместного выполнения какой-либо деятельности. Управляющая сторона
(субъект управления), управляемые - объекты управления (коллективы,
отдельные работники). Основу управленческой деятельности составляет способы
воздействия управляющих на объекты управления. Анализ управления
определяется принципами, методами, функциями и целями управления.
Выделяют следующие принципы управления:
1. Организационные,
активизацию и усиление мотивации деятельности каждого сотрудника и всего
коллектива. Среди них: власть и ответственность; единоначалие; единство
руководства; централизация; линейное управление; порядок; стабильность;
инициатива.
2. Принципы развития, направленные на оптимизацию взаимоотношений и
повышение эффективности коллективной деятельности. Это - дисциплина,
справедливость, подчинение индивидуальных интересов общим, кооперативный
дух, постоянство персонала, вознаграждения и др.
3. Принципы повышения имиджа, авторитета, представительства учреждения.
Методы управления бывают организационно-
хозяйственные, правовые и социально-психологические.
К методам управления относят:
- методы подкрепления и
- методы регулирования поведения;
- методы по оптимизации
сотрудников;
- развитие инициативы
Функции управления определяются уровнем системы управления. Система
управления любого объекта имеет 3 уровня - стратегический, тактический и
оперативный. На стратегическом уровне определяются цели и возможные
результаты в перспективе. Тактический уровень позволяет оптимально
определить конкретные задачи, организацию, поэтапное выполнение и контроль
результатов. Оперативный уровень обеспечивает эффективное выполнение
производственных процессов с оптимальным использованием имеющихся ресурсов.
К этому уровню можно отнести учет, контроль и анализ деятельности уже
функционирующих структур.
Среди функций управления главными являются следующие:
1. Технические операции - производство. Для медицинских учреждений к
производственным функциям относятся диагностика, экспертиза,
реабилитация, меры профилактики и др.
2. Коммерческие - покупка, продажа, обмен; для медицинских учреждений -
это продажа отдельных видов медицинских услуг.
3. Финансовые операции - привлечение средств и распоряжение ими для
осуществления деятельности.
4. Страховые - страхование и охрана имущества и лиц.
5. Учетные - бухгалтерия, учет, статистика и др.
6. Административные - перспективное
программно-целевое
организация, координация, распорядительные функции и контроль.
Целями управления могут быть: новаторские, решение, проблем, реализация
конкретных обязанностей, самосовершенствование.
Целям и функциям управления соответствует определенная установка
(техническая, коммерческая, административная, финансовая, учетная,
страховая). Каждая установка ориентируется на группу качеств и знаний,
определяемых такими параметрами, как физическое здоровье, умственные
способности (рассудительность, гибкость ума, уровень кругозора),
нравственные качества (энергия, сознание ответственности, чувство долга,
чувство достоинства, доброта, тактичность, честность), специальные
(профессиональные) знания и опыт работы.
Процесс управления включает: планирование, организацию,
распорядительность, координацию, контроль, анализ, оценку эффективности,
принятие решения, подбор персонала,
мотивацию и оптимизацию индиви
деятельности, представительство
и ведение переговоров и
Алгоритм (последовательность управленческих решений:
1. Постановка цели и задачи (программно-целевое планирование).
2. Сбор необходимой информации.
3. Моделирование и предварительна
4. Принятие управленческого
5. Организация исполнения;
6. Контроль исполнения;
7. Оценка эффективности и
На эффективность
которых компетентность, информационное обеспечение, взвешенность решения,
своевременность акта управления.
Менеджмент рассматривается в виде оптимизации технологических решений и
психологических установок.
Среди факторов, мешающих развитию индивидуальных качеств у специалистов -
менеджеров, можно выделить:
- отсутствие личных ценностных ориентаций;
- отсутствие личной
Информация о работе Менеджмент и маркетинг в современном здравоохранении