Менеджмент и психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 11:42, курсовая работа

Краткое описание

При всём многообразии управленческой деятельности можно выделить четыре взаимосвязанных функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции объединены связующими процессами – коммуникацией (общение, обмен информации) и принятием решений.
Руководство можно рассматривать как самостоятельную деятельность, заключающуюся в целенаправленном влиянии на людей, с тем чтобы они работали для достижении целей организации.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ. 2
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОПРОСА. 5
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЯ И ВНУТРИСТРУКТУРНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. 7
1. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ. 7
1.1. Планирование. 7
1.2. Организация. 7
1.3. Мотивация. 7
1.4. Контроль. 8
2. ЛИЧНОСТЬ И РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 8
2.1. Темперамент. 8
2.2. Характер. 11
2.3. Интеллект. 14
3. РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО. 15
4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ГРУППЫ. 18
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЯ ВО ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ. 22
1. УЧИТЕСЬ СЛУШАТЬ. 22
2. УМЕЙТЕ УБЕЖДАТЬ. 24
3. ЖАЖДА – НИЧТО, ИМИДЖ – ВСЁ! 27
3.1. Стиль одежды. 29
3.2. Украшения. 29
3.3. Манера говорения. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 32

Вложенные файлы: 1 файл

Kyrsovaya_rabota_po_menedjmenty.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Демонстративный тип. Это люди, способные очень ярко выражать свои эмоции (более сильно, чем сам переживает в данный момент), вытеснять из своего сознания многие негативные переживания. Люди демонстративного типа могут лгать, не сознавая, что они это делают; при этом ложь демонстративной личности отличается от сознательной лжи претворяющегося человека.

При положительном социальном развитии демонстративная личность может стать прекрасным писателем, актёром, социальным работником – благодаря умению вжиться в другой образ, понять другого человека.

Прекрасная приспосабливаемость этого характера часто обуславливает хорошие отношения с начальством, с коллегами же отношения складываются неровно: демонстративная личность очень склонна создавать внутри группы фракции для борьбы с другой частью коллектива во имя справедливости и «интересов дела».

Педантичный характер. Противоположность демонстративному. У таких людей способность к вытеснению невысока, поэтому всякие негативные образы очень долго задерживаются в их сознании. При принятии решений – колеблется и тщательно обдумывает.

Застревающий. Для людей этого типа характерна длительная задержка всех эмоциональных состояний: ярости, гнева, страха. Этот аффект может вспыхивать с первоначальной яростью спустя, недели, месяцы и даже годы! Это самый страшный тип начальника. Сутра может быть всё хорошо, а босс разносит всех и вся. Подчинённый такого типа может вообще сломаться, впасть в длительную депрессию и уволиться, в конце концов, бросив предприятие на произвол судьбы.

Возбудимые личности часто выражают недовольство, проявляют раздражительность и склонны к импульсивным поступкам, не утруждая себя взвешиванием последствий. Типичные причины увольнения, по словам человека с данным типом характера, – начальник не захотел пойти на уступки, коллеги плохо относились, низкая заработная плата и так далее. [3], [6]

Ещё один важный элемент – интеллектуальность подчинённого (начальника).

2.3. Интеллект.

В психологии под интеллектом понимается следующее: система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решения и в соответствии с этим регулировать своё поведение.

Интеллект особенно важен в нестандартных ситуациях – как символ обучения человека всему новому.

Уровень развития общего интеллекта часто измеряется через IQ – коэффициент интеллектуальности, предложенный Д. Векслером. Определяется он с помощью тестов. [3]

Но ошибочно думать о том, что тесты на IQ раз и навсегда определяют одарённость или бездарность человека. Если полагаться только на эти данные, как любят делать в США, то, как признают специалисты, нужно будет исключить семь из десяти одарённых людей! [4]

Учёными выделено несколько основных периодов интеллектуального развития:

  • 18-25 лет – частая смена подъёмов и спадов, неустойчивость и активная перестройка мысленных функций;
  • 26-35 лет – увеличение устойчивости, снижение уровня непроизвольной памяти, повышение произвольного внимания, формирование индивидуального стиля умственной деятельности;
  • 36-40 лет – усиление условности интеллекта, появление зрелости суждений и мудрости;
  • после 40 лет – развитие вербального интеллекта.[1]

Для определения структуры интеллекта можно построить психологические профили. Пример по Р. Мэйли:

  • Кольцевой тип профиля представлен так: из центра по многочисленным осям откладываются достижения человека в различных направлениях деятельности;
  • Вертикальный (табличный) отражает развитие внутри структуры интеллекта по отдельным признакам и характеризует её зависимость от профессии человека.

Результаты исследования студентов одного инженерного и гуманитарного ВУЗов показали, что наилучших успехов в работе добивались те из них, которые обладали развитым невербальным и вербальным интеллектом, общими и специальными способностями. [4]

Отсюда можно сделать вывод, что для формирования современного творческого специалиста важно всестороннее развитие интеллекта, а не только узкая специализация.

Поэтому человек, познакомившись со своим профилем интеллекта, должен стремиться к развитию наиболее слабых сторон, естественно, опираясь на сильные.

3. Руководство и лидерство.

Руководство можно определить как умственную и физическую деятельность, целью которой является выполнение подчиненными предписанных им действий и решение определенных задач.

Лидерство – процесс, с помощью которого один человек оказывает влияние на другого. Это социально-психологическое явление. В том и вся огромная разница, что руководитель – должность, а лидер влияет на окружающих без каких-либо официальных полномочий. [3]

По моим исследованиям лишь 30% всех руководителей одновременно являются лидерами в группе! Это крайне нерационально! Чтобы эффективно управлять подчиненными, руководитель должен обладать лидерским влиянием. Одной только должности с соответствующими властными полномочиями недостаточно, чтобы быть хорошим руководителем.

Выделяют несколько типов руководителей и лидеров.

«Не вожак, а погоняла». Это – главное отличие руководителя (администратора) от лидера. Администратор неплохо умеет командовать, но не способен поощрять. Гневаясь, готов накричать на человека, а то и оскорбить его.

«Вверх – почтение, вниз – презрение». Небезызвестное высказывание: «Я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак» принадлежит ему, поклоннику номенклатуры. Он чуток к настроениям, тех, от кого зависит, и потому настроение собственного коллектива его заинтересует лишь после приказа «сверху».

«Интриган-манипулятор». Это качество нередко делает его неуязвимым. Интриган учитывает нюансы отношений и умеет их использовать. Не подавая вид, запоминает чужие промахи, чтобы в нужный момент сыграть на этом.

«Лидер-организатор». Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и активно действует. Причём берёт на себя ту часть работы, которую остальные, ленясь, выполнить отказываются.

«Лидер-творец». Привлекает к себе прежде всего способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечёт людей.

«Лидер-боец». Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет на встречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит, и не склонен к уступкам.

«Лидер-дипломат». Он превосходно опирается на знание ситуации, в том числе и её скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и потому хорошо знает, на кого и как можно повлиять.

«Лидер-утешитель». Он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

«Авторитарный». Наилучший с точки зрения администратора, так как ценит единоначалие. Исключает какую-любую инициативу и самостоятельность подчиненных.

«Авральный». Дезорганизует работу, ведёт к конфликтам, недовольству в коллективе, не говоря уже о скромных трудовых результатах.

«Деловой». Предлагает работу только по рассчитанным, упорядоченным и оптимальным схемам. Не содержит неожиданных сюрпризов поддаётся прогнозу.

«Демократический». Помогает каждому в полной мере раскрыть свои способности.

«Либеральный». Годится для сплоченного коллектива единомышленников, каждый из которых знает «свой манёвр».

«Компромиссный». Уступая людям с различными интересами, добивается своих целей. [1]

4. Психологическая структура группы.

Всё же одной из важнейших целей для менеджера является работа в группе, либо управление этой группой.

Когда человека назначают руководителем, он не всегда задумывается над тем, как сложатся отношения между людьми в той группе, которой он будет руководить. Настроение каждого в огромной степени зависит от поведения и отношения людей, с которыми мы общаемся. Хорошее отношение радует, плохое огорчает. А руководителю ещё сложнее, так как он один противопоставлен всей группе. Коллектив всегда отдаёт предпочтение совместному действию. Отсюда стремление к усреднению, уравниванию людей и нелюбовь к «выскочкам», желание «поставить их на место».

Это очень вредно для развития в группе творческого и интеллектуального начал. Поэтому так важно знать все нити взаимодействий, скрытых среди людей.

А вообще, что же такое «группа»? Это тип социальной общности людей, объединенных в процессе совместной деятельности. У этой общности есть ряд существенных признаков:

  • внутренняя организация, которая состоит из органов управления, социального контроля и санкций;
  • групповые ценности, на основе которых формируется общественное мнение;
  • принцип обособления от других групп;
  • воздействие на поведение членов группы;
  • общие цели и задачи;
  • стремление к устойчивости;
  • закрепление традиций, символики.

Статус каждого человека закрепляется в целом наборе ролей, которые он играет в данной группе. Роль – это социально-психологический феномен, связанный с выполнением, вхождением личности в ту или иную деятельность в соответствие со своими психологическими возможностями.

Очень часто непонятно откуда возникают группы. Всё начинается с необходимости выполнения социальной роли. Например, человека хотят назначить на должность руководителя. Естественно, в группе появляется ролевое ожидание: от человека ждут такого поведения, который соответствует данной роли.

В разных коллективах это ожидание может отличаться. Например, в творческих коллективах от руководителя ждут демократического отношения, а на производстве ожидают строгого и авторитарного.

Человек должен осознать чего от него хотят. После того, как он понял роль, может произойти отторжение, как не соответствующую его индивидуально-психологическим особенностям.

Принятие роли сопровождается процессом обучения новым функциям, выработки определенных позиций, стиля поведения и общения. Понимание и принятие новой роли очень сложное дело, требующее напряжения умственных и нравственных сил, внутренней перестройки, осознание своего нового положения. В этот момент человеку важно знание о себе, знание своего психологического портрета, умение использовать свои плюсы и нейтрализовать минусы. Надо дать время человеку на это сложное дело и не сбить его с толку, пока не закончился процесс вхождения в роль.

Ещё одна очень важная составляющая группы – половозрастной состав.

Особенности мужской и женской психологий накладывают большой отпечаток на характер внутригрупповых взаимоотношений, как и возраст сотрудников. Женские коллективы более эмоциональны, в них чаще других возникают ролевые конфликты. Мужские группы более жестки, иногда даже жестоки, рациональны, ригидны (инертны), прагматичны, имеют тенденцию к деловым и престижным конфликтам.

Поэтому сочетание мужского и женского начал в группе является отличным фактором для хорошего климата. [3]

А знаете, что в первую очередь оказывает огромное влияние на мнение людей при знакомстве. По утверждению психологов А. А. Бодалева и В. Н. Панфёрова – причёска.[3]

Это очень важно тогда, когда группа только сформирована и в ней начинают формироваться межличностные отношения. Практический совет: если Вы хотите, чтобы на Вас обратили внимание в обществе – смените прическу.

Второй важный фактор при знакомстве – глаза. Они могут быть добрыми, холодными, лучистыми, хитрыми, злыми или колючими.

Каждого человека отличает определенная манера поведения, жесты, походка, движения тела. Интересно, что, когда люди долго не видятся (допустим сокурсники встречаются через 30 лет после окончания института), они узнают друг друга чаще всего не по лицу, которое очень изменилось, а по отдельным жестам и манере движения: один как то особенно пожимает плечами, другой размахивает руками, третий вздёргивает головой.

Далее вступают в свои права общение и убеждение. Оно и то же слово: «да» – можно произнести приветливо, уважительно, а можно – зло и сердито. Интонация является мощным выразительным средством, она всегда богаче, полнее и сложнее текста. Для людей чувствительных часто более значимо не что говорят, а как говорят.

Еще один важный фактор – одежда и общий имидж человека.

О спорах, интонации и имидже более подробно изложено в следующих главах моей курсовой работы.

Глава III. Психология во внешней среде.

Общение со своими сотрудниками, подчиненными, союзниками, споры с соперниками (конкурентами) – есть очень важный фактор в каждодневной работе любого управленца. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса.

1. Учитесь слушать.

Выделяют два крупных класса в общении: вербальный и невербальный. Вербальный – это речь в её разных формах. Невербальный – это пантомимика (телодвижения), жесты, мимика и другие средства. [6]

Следует подчеркнуть, что важно уметь слушать не только вербальные каналы, но и невербальные.

Темп речи, громкость, переходы темпа, изменения вокала и окраски голоса – всё это средства передачи эмоционального состояния человека, его отношение к передаваемому сообщению. Человек не может сознательно контролировать всю сферу средств своего общения, поэтому часто даже, то что он хочет скрыть, проявляется, например, через движения рук, выражение глаз, положение ног и т. д.

Вообще, слушание – это активный процесс, он требует владения определенными приёмами, которые существенно повышают эффективность общения.

«Я – весь внимание», – такую фразу человек произносит, когда предполагает услышать что-то особенно важное и интересное. Одновременно с этими словами человек безотчётно принимает соответствующую позу – ту, в которой ему удобнее всего слушать. Как правило, это поворот лица к собеседнику, установление визуального контакта и ещё какие-то детали. [5]

Информация о работе Менеджмент и психология