Менеджмент и управление. Основные категории и понятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:31, контрольная работа

Краткое описание

категории и понятия.
“Менеджмент” - слово английского происхождения и означает “управлять”.
В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, менеджмент - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по менеджменту.docx

— 27.81 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Россиийской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образование учреждение высшего профессионального образования

Российский Государственный  Торгово-Экономический Университет

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Теория менеджмента. История управленческой мысли»

На тему: «Менеджмент  и управление. Основные категории  и понятия»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса ЭУО с/о

Гостева Екатерина Геннадьевна

Проверил:

к.э.н. Прокопенко М.В.

 

 

 

Ростов-на-дону 2012


      Менеджмент и Управление. Основные категории и понятия.

“Менеджмент” - слово английского происхождения  и означает “управлять”.

В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения  и интеллект людей. Речь идет о  целенаправленном воздействии на людей  с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и  производительную силу. Другими словами, менеджмент - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.

Менеджер - самостоятельная профессия с  собственными профессионально-специфическими инструментами и навыками, явно отличающимися  от других профессий. Способствовать тому, чтобы достигались самими сотрудниками, касается только профессии  менеджера, а все другие профессии выполняют специальные задачи, но не задачи руководителя.

Менеджер - это человек, прошедший большую  специальную подготовку и добившийся результатов посредством других людей. Это признанный лидер любого коллектива.

В экономике формируются, функционируют  и развиваются различные объекты как государственного социального управления, так и менеджмента горизонтальных рыночных структур. Основными объектами государственного управления являются общенародная собственность, социальная инфраструктура и др., а также коллективная собственность. Частная, негосударственная и смешанная собственность являются объектами менеджмента горизонтальных рыночных структур. 

В данной работе рассмотрены функции  современного менеджмента.

Функция - широко распространенное слово, имеющее  множество значений. Функция  (лат.functio) - это обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности.

В политэкономии под функцией понимают конкретную форму проявления сущности; в философии - внешнее проявление свойств какого-либо объекта в  данной системе отношений; в биологии - работу, производимую органом, организмом; в математике - зависимость одной  переменной от другой.

Большинство людей планируют свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем  организует ресурсы, которые потребуются  для выполнения их плана. По мере движения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили  ранее. Такая повседневная работа затрагивает  целый ряд управленческих функций. Т.е. управление необходимо рассматривать  как циклический процесс, состоящий  из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.

В социально- экономических системах понятие “функция” также широко применяется к системе в целом, объекту и субъекту управления, отдельным  подсистемам и видам деятельности. Функции занимают особое место в  системе менеджмента и играют ключевую роль в ее формировании. В  данной работе рассматривается весь комплекс функций менеджмента, критерии их выделения и взаимосвязь между  ними. Приводятся основы функционального  моделирования систем менеджмента, содержатся рекомендации, как работать с функциями менеджмента и  как при помощи функций создать  эффективно работающий аппарат управления.

Функция как категория менеджмента характеризует  существенный вид управленческой деятельности или объективно необходимый вид  отношений между людьми как области  проявления сущности менеджмента.

Функция менеджмента как возможная область  формирования управляющего воздействия  предполагает осуществление непрерывных  взаимосвязанных между собой  действий по выработке средств и  методов воздействия и их реализации применительно к решению конкретной проблемы. Поэтому функция рассматривается  как объективно необходимая область  процесса управления, имеющего временную  и пространственную определенность и конечную результативность.

Деление единого процесса управления на относительно обособленные, но в то же время неразрывно связанные функции необходимо при описании системы управления как интегрированного процесса, направленного на достижение четко определенной цели.

Функции управляющей системы, т.е. менеджмента  как такового, определяет всего несколько  видов функций. Самый принципиальный подход - подход американской школы:

1.     Планирование;

2.     Организация;

3.     Стимулирование;

4.     Контроль.

Они распространились в Европе, в меньшей  степени в Азии, а сейчас - в    

  России.

Функции управления - это конкретный вид  управленческой деятельности, который  осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая  организация работ.

Как видно, одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции. Таким образом, для выполнения той  или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что  нужно в итоге получить, как  организовать дело, мотивировать и  проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления. Хотя со временем техника управления и усовершенствовалась, основополагающие управленческие функции остались сравнительно неизменными.

Каждая  функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного  процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных  единым управленческим циклом. В этом суть процессного подхода к исследованию функций менеджмента.

Анри  Файоль, которому принадлежит разработка теории административного управления, в начале ХХ в. выделил пять исходных функций, или элементов, административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.

Но очень  часто говорят лишь о четырех  функциях управления - планирование, организация, мотивация и контроль.

Концепция российского менеджмента как  процесса  выполнения взаимосвязанных функций планирования, организации, координирования и регулирования, мотивации, контроля объединила ряд теорий управления, в частности, школу научного управления, административную теорию, бихевиористическую школу, исследующую тенденции поведения людей исходя из развития потребностей и формирующейся теории мотивации. В дельнейшем развитии процессная модель менеджмента уточнялась и расширялась, углублялась вследствие применения к менеджменту методологии системного и ситуационного подходов, социологических исследований, экономико-математических методов и моделирования.

Сущностная  характеристика  менеджмента - это функция или вид деятельности по руководству людьми. Эту особенность любого вида управления отмечала Мэри Паркер Фоллет в определении менеджмента как обеспечения выполнения работы с помощью других лиц. В процессе развития менеджмента сущность управления получила трактовку “воздействия” на  людей для согласования и упорядочения их действий в совместном труде посредством мотивации поведения. Деятельность любой организации требует управления, без этой деятельности невозможно не только эффективное функционирование, но даже существование организации.

Под управлением мы понимаем целенаправленное воздействие субъекта управления на объект для согласования деятельности и достижения конечного результата.

Воздействие - это влияние на деятельность человека, согласующее его труд с деятельностью  других людей и ведущее к достижению общей цели или общего результата.

Субъектами  управления являются физические и/или  юридические лица, от которых исходит  властное воздействие.

Объектами, на которые направлено управление, могут быть как юридические и  физические лица (точнее, их деятельность), так и процессы, системы и т. п. Это значит, что любая организация  представляет собой единство двух подсистем  управления: управляющей и управляемой. Субъект и объект управления соотносятся  как часть и целое. Система  субъектно-объектных отношений является основой построения системы управления.

Система управления - совокупность функций  и полномочий, необходимых для  осуществления воздействия. Среда, в которой осуществляется функционирование предприятия, определяет структуру  и содержание элементов системы, а также установление связей между ними. Понятие "система управления" характеризует статику управления, необходимые связи, по которым и благодаря которым можно осуществлять воздействие.

Механизм  управления - совокупность действий и  методов воздействия на деятельность людей, с целью побуждения их к  достижению организационных целей (мотивация). Понятие "механизм управления" отражает рычаги или средства воздействия, каковыми являются интересы, и ценности человека.

Процесс управления - последовательность действий, из которых формируется воздействие. Понятие "процесс управления" отражает динамику управления, его  временные характеристики, технологические  особенности.

Сущность  управления заключается в том, что  это специфический вид деятельности человека, который возник как потребность  и необходимое условие достижения результата в индивидуальной и совместной деятельности. Содержание управления раскрывают функции менеджмента.

Управлять - это значит планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

Специфичность управления проявляется при вертикальном и горизонтальном разделении управленческого  труда.

Вертикальное  развертывание управленческой деятельности образует уровни управления, горизонтальное - звенья и элементы управления.

При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с  термином "управление" стал активно  применяться термин "менеджмент", который используется как синоним  управления предприятием.

Энциклопедический словарь определяет управление как  функцию организованных систем любой  природы (биологических, технических, социальных). Менеджмент отождествляется  с людьми и является атрибутом  исключительно социальных систем и  их разновидностей (социально-технических, социально-экономических).

Например, мы говорим: "менеджмент предприятия* или "управление предприятием", но только "управление автомобилем".

Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами  для получения конкретного результата.

Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:

  1. рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости
  2. гибкости и адаптации в поведении фирмы па рынке, что невозможно без:
  • ориентации на человеческий фактор,
  • высокого профессионализма,
  • творчества менеджера.

Таким образом, менеджмент и управление в современной  управленческой литературе рассматриваются  как взаимозаменяемые понятия

Деятельность  любой организации требует управления, без этой деятельности невозможно не только эффективное функционирование, но даже существование организации.

Под управлением мы понимаем целенаправленное воздействие субъекта управления на объект для согласования деятельности и достижения конечного результата.

Воздействие - это влияние на деятельность человека, согласующее его труд с деятельностью  других людей и ведущее к достижению общей цели или общего результата.

Субъектами  управления являются физические и/или  юридические лица, от которых исходит  властное воздействие.

Объектами, на которые направлено управление, могут быть как юридические и  физические лица (точнее, их деятельность), так и процессы, системы и т. п. Это значит, что любая организация  представляет собой единство двух подсистем  управления: управляющей и управляемой. Субъект и объект управления соотносятся  как часть и целое. Система  субъектно-объектных отношений является основой построения системы управления.

Система управления - совокупность функций  и полномочий, необходимых для  осуществления воздействия. Среда, в которой осуществляется функционирование предприятия, определяет структуру  и содержание элементов системы, а также установление связей между  ними. Понятие "система управления" характеризует статику управления, необходимые связи, по которым и  благодаря которым можно осуществлять воздействие.

Информация о работе Менеджмент и управление. Основные категории и понятия