Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:21, контрольная работа
Управление как особый вид профессиональной деятельности возникло в ходе развития общественного производства. Его появление связано с укрупнением производства, появлением вместо мастеров-одиночек крупных промышленных предприятий, требующих принципиально иной организации труда и управления. Большей частью причиной появления управления как обособленного вида деятельности является разделение труда и необходимость углубленных профессиональных знаний для организации и координирования совместной деятельности людей. Управление представляет собой целенаправленное воздействие.
Введение
Менеджер как субъект управления
Рыночная экономика. Преимущества и недостатки.
Заключение
Министерство образования и науки
ГОУ ВПО
Уральский государственный
Контрольная работа
по дисциплине:
«Менеджмент в СКСиТ»
Исполнитель: студент 3 курса заочного факультета
специальности «Социально культурный сервис и туризм»
Кожин
Р.М.
Екатеринбург
2011
План
Введение
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Для успешного развития экономики России необходимо обеспечить эффективное управление, основанное на использовании мировых и российских достижений в области науки и практики менеджмента.
Главный вопрос, на который мы должны получить ответ: что такое менеджмент и кого можно назвать менеджерами?
Управление как особый вид профессиональной деятельности возникло в ходе развития общественного производства. Его появление связано с укрупнением производства, появлением вместо мастеров-одиночек крупных промышленных предприятий, требующих принципиально иной организации труда и управления. Большей частью причиной появления управления как обособленного вида деятельности является разделение труда и необходимость углубленных профессиональных знаний для организации и координирования совместной деятельности людей. Управление представляет собой целенаправленное воздействие. Виды деятельности в управлении можно рассматривать в структурно-содержательном и процессуально-содержательном аспекте. Для того чтобы осуществлять управление, руководителю необходимо выполнять определенные действия. Последовательность и комбинация действий составляет процесс управления. Осуществление действий происходит в определенной среде – в системе управления. Для того чтобы управленческие действия достигли желаемого результата, необходимо использовать определенные средства и методы воздействия на людей, то есть механизм управления.
Управление – понятие широкое. Существуют различные типы управления – бюрократическое, командно-административное, технократическое и др. Мы с вами будем изучать особый тип управления – менеджмент. Именно этот тип управления в наибольшей степени соответствует рыночным условиям хозяйствования. При этом мы рассмотрим основные признаки менеджмента как типа управления и его инфраструктуру, необходимость профессионализма в управлении.
Реализуют
управление менеджеры – должностные лица,
в обязанности которых входит управление
организациями и их подразделениями. Управление
представляет собой особый вид деятельности.
Его специфика проявляется в особенностях
управленческого труда. Можно определить
факторы успешной деятельности менеджера.
Все менеджеры в процессе своей деятельности
играют определенные роли, обусловленные
их должностным положением. Специфика
управленческого труда предъявляет требования
к профессиональным и личным качествам
менеджера. Причем профессиональные качества
могут и должны целенаправленно формироваться.
1. Менеджер как субъект управления
За последние годы существенно изменилась общественная среда, в которой функционируют организации. Переход России на рыночные основы хозяйствования не мог не отразиться на формах и методах управления организациями. Именно с проведением экономических реформ и развитием рыночных отношений связано появление в теории и практике понятия «менеджмент».
Термин «менеджмент» используется наряду с термином «управление», в дополнение к нему. Это особый тип управления, сочетающий общие черты всякого управления и специфические черты, определяемые конкретными условиями социально-экономического развития. Менеджмент характеризуется тем, что этот тип управления осуществляется в рыночных условиях, то есть в условиях экономической самостоятельности и предпринимательской деятельности организаций, в условиях конкуренции и риска.
Внешняя среда и условия реализации менеджмента обуславливают то обстоятельство, что такой тип управления может осуществляться преимущественно:
с использованием экономических средств воздействия;
с использованием мотивационных механизмов управления.
Кроме того, для менеджмента необходимо использование современных информационных технологий. Современные информационные технологии позволяют быстро передавать и обрабатывать информацию, просчитывать варианты управленческих решений, что совершенно необходимо для быстрого реагирования на изменения во внешней и внутренней среде организаций.
Необходимость функционирования организации в сложной и подвижной внешней среде требует оперативного анализа складывающейся ситуации, выявления проблем, определения путей их разрешения, выработки соответствующего ситуации поведения и стратегии развития. Для решения этих задач требуются гибкие формы управления, способные быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
Итак, мы отметили особенности, которые являются характерными для менеджмента. Они свидетельствуют о том, что менеджмент является сложным типом управления, требующим специальных знаний и навыков, умения творчески подходить к решению проблем. Для реализации управленческой деятельности такого рода необходим профессионализм.
Таким образом, можно сказать, что менеджмент – это тип управления, отвечающий современным требованиям рыночной экономики.
Менеджмент как вид деятельности человека не существует абстрактно, «в безвоздушном пространстве». Он реализуется в определенной среде, использует накопленные в обществе знания, опирается на систему ценностей, традиций, принятых в обществе, на его культуру.
Инфраструктура
менеджмента характеризует
Все факторы инфраструктуры менеджмента можно разделить на три группы:
менталитет, господствующий в обществе;
уровень научного сознания (понимание проблем развития);
общественная среда, в которой осуществляется управление.
Менталитет характеризуют ценности, традиции, культура, социально-психологическая атмосфера, правовое сознание, экономическая психология. От того, каков менталитет общества во многом зависит какие методы и способы применяет руководитель для воздействия на своих подчиненных, как быстро и добросовестно выполняют работники указания руководителя, как строят отношения с коллегами и руководством и т.д.
Научное сознание характеризуется общим уровнем функционирующих в обществе знаний в области экономики, менеджмента, социологии, психологии, информатики, а также отношением к социально-экономическим ситуациям и власти. Система знаний составляет потенциал, который использует менеджмент.
Общественная
среда характеризуется
2.
Рыночная экономика
Основные категории рыночной экономики - это рынок, обмен, специализация, товар, услуги.
Рынок — одна из самых распространенных в экономической теории категорий, одно из основных понятий хозяйственной практики и экономической теории.
Понятие
«рынок» многогранно и
Первоначально рынок рассматривался как базар, место торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами становился более или менее регулярным и начал приобретать форму товарного обмена. С развитием ремесла и городов торговля расширялась, за рынками закреплялись определенные места, рыночные площади. По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства обменные отношения приняли всеобщий характер, и рынок стал особой формой хозяйствования.
Рынок представляет собой форму функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления через обмен, куплю-продажу товаров и услуг.
Рынок как экономическая категория тесно связан с обменом. Обмен в этом смысле следует рассматривать как процесс создания определенных общественных отношений между производителями и потребителями по поводу движения результатов труда, полученных для удовлетворения общественных (а не собственных) потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйственно обособленные товаропроизводители и потребители вступают в отношения на рынке.
Рынок — это обязательный компонент товарного производства, основы рыночного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, бёз рынка нет товарного производства.
Объективная необходимость рынка вызвана следующими причинами: развитое общественное разделение труда, экономическая обособленность товаропроизводителей, выражающаяся в появлении частной собственности.
Разделение
труда — это исторически
Можно выделить стадии, уровни разделения труда и виду специализации.
Стадии разделения труда:
первая стадия — разделение труда по половому признаку (между мужчиной и женщиной) — эпоха палеолита;
вторая стадия — разделение труда между скотоводческими и земледельческими племенами — эпоха ранних государств;
третья стадия — разделение на умственный и физический труд, выделение ремесла как самостоятельной отрасли, выделение купеческого капитала — эпоха зрелых государств.
Уровни разделения труда:
внутри предприятия (единичное);
между предприятиями (частное);
в масштабах общества (общее). В качестве примеров выступают:
промышленный и сельскохозяйственный труд;
умственный и физический;
квалифицированный и неквалифицированный;
ручной и машинный труд.
Специализация представляет собой сосредоточение усилий, знаний, навыков, квалификации на определенном виде деятельности. Специализация как результат углубления разделения труда характеризуется сужением сферы деятельности. С другой стороны, чем глубже специализация, тем сильнее взаимозависимость специализированных производителей и тогда формируются условия для развития кооперации трудовых усилий.
Видами специализации труда являются:
- попредметная;
- подетальная;
- пооперационная.
Материальную основу рыночных отношений составляет движение товаров и денег.
Товар — это исходная категория рыночного хозяйства, его «экономическая клеточка». Объясняется это тем, что огромное скопление товаров составляет вещественное содержание богатства общества. Товар — элементарная форма богатства и существует в виде благ и услуг.
Услуга — это трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какую-либо потребность человека.
С
точки зрения затрат труда различают
услуги материального и нематериального
характера. К материальным услугам относятся
те их виды, на производство которых затрачивается
труд, выполняющий функции по доведению
продуктов, созданных в процессе производства,
до потребителей и по обслуживанию процесса
их потребления. Под нематериальными услугами
понимают ту часть затрат труда, которая
не принимает предметной формы. Также
различают рыночные и нерыночные услуги.
Рыночные услуги являются объектом купли-продажи,
издержки их производства покрывается
целиком. Например, услуги оптовой и розничной
торговли, предприятий массового питания,
всех видов транспорта, связи, бытовые
услуги, услуги здравоохранения, образования
и др. Нерыночные услуги покрываются за
счет государственного бюджета или добровольных
взносов. Например, услуги органов государственного
управления, социального обеспечения,
обороны и др.