Менеджмент как субъект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:21, контрольная работа

Краткое описание

Управление как особый вид профессиональной деятельности возникло в ходе развития общественного производства. Его появление связано с укрупнением производства, появлением вместо мастеров-одиночек крупных промышленных предприятий, требующих принципиально иной организации труда и управления. Большей частью причиной появления управления как обособленного вида деятельности является разделение труда и необходимость углубленных профессиональных знаний для организации и координирования совместной деятельности людей. Управление представляет собой целенаправленное воздействие.

Содержание

Введение
Менеджер как субъект управления
Рыночная экономика. Преимущества и недостатки.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа Менеджмент.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки

ГОУ ВПО  Уральский государственный экономический  университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине: «Менеджмент в СКСиТ» 
 
 
 
 
 
 
 

                Исполнитель: студент 3 курса заочного факультета

                специальности «Социально культурный сервис и туризм»

                Кожин Р.М. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Екатеринбург 2011 

     План

     Введение

    1. Менеджер как субъект управления
    2. Рыночная экономика. Преимущества и недостатки.

     Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Для успешного развития экономики России необходимо обеспечить эффективное управление, основанное на использовании мировых и российских достижений в области науки и практики менеджмента.

     Главный вопрос, на который мы должны получить ответ: что такое менеджмент и  кого можно назвать менеджерами?

     Управление  как особый вид профессиональной деятельности возникло в ходе развития общественного производства. Его появление связано с укрупнением производства, появлением вместо мастеров-одиночек крупных промышленных предприятий, требующих принципиально иной организации труда и управления. Большей частью причиной появления управления как обособленного вида деятельности является разделение труда и необходимость углубленных профессиональных знаний для организации и координирования совместной деятельности людей. Управление представляет собой целенаправленное воздействие. Виды деятельности в управлении можно рассматривать в структурно-содержательном и процессуально-содержательном аспекте. Для того чтобы осуществлять управление, руководителю необходимо выполнять определенные действия. Последовательность и комбинация действий составляет процесс управления. Осуществление действий происходит в определенной среде – в системе управления. Для того чтобы управленческие действия достигли желаемого результата, необходимо использовать определенные средства и методы воздействия на людей, то есть механизм управления.

     Управление  – понятие широкое. Существуют различные типы управления – бюрократическое, командно-административное, технократическое и др. Мы с вами будем изучать особый тип управления – менеджмент. Именно этот тип управления в наибольшей степени соответствует рыночным условиям хозяйствования. При этом мы рассмотрим основные признаки менеджмента как типа управления и его инфраструктуру, необходимость профессионализма в управлении.

     Реализуют управление менеджеры – должностные лица, в обязанности которых входит управление организациями и их подразделениями. Управление представляет собой особый вид деятельности. Его специфика проявляется в особенностях управленческого труда. Можно определить факторы успешной деятельности менеджера. Все менеджеры в процессе своей деятельности играют определенные роли, обусловленные их должностным положением. Специфика управленческого труда предъявляет требования к профессиональным и личным качествам менеджера. Причем профессиональные качества могут и должны целенаправленно формироваться.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Менеджер как субъект  управления

     За  последние годы существенно изменилась общественная среда, в которой функционируют организации. Переход России на рыночные основы хозяйствования не мог не отразиться на формах и методах управления организациями. Именно с проведением экономических реформ и развитием рыночных отношений связано появление в теории и практике понятия «менеджмент».

     Термин  «менеджмент» используется наряду с термином «управление», в дополнение к нему. Это особый тип управления, сочетающий общие черты всякого управления и специфические черты, определяемые конкретными условиями социально-экономического развития. Менеджмент характеризуется тем, что этот тип управления осуществляется в рыночных условиях, то есть в условиях экономической самостоятельности и предпринимательской деятельности организаций, в условиях конкуренции и риска.

     Внешняя среда и условия реализации менеджмента  обуславливают то обстоятельство, что такой тип управления может осуществляться преимущественно:

     с использованием экономических средств воздействия;

     с использованием мотивационных механизмов управления.

     Кроме того, для менеджмента необходимо использование современных информационных технологий. Современные информационные технологии позволяют быстро передавать и обрабатывать информацию, просчитывать варианты управленческих решений, что совершенно необходимо для быстрого реагирования на изменения во внешней и внутренней среде организаций.

     Необходимость функционирования организации в  сложной и подвижной внешней среде требует оперативного анализа складывающейся ситуации, выявления проблем, определения путей их разрешения, выработки соответствующего ситуации поведения и стратегии развития. Для решения этих задач требуются гибкие формы управления, способные быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

     Итак, мы отметили особенности, которые являются характерными для менеджмента. Они  свидетельствуют о том, что менеджмент является сложным типом управления, требующим специальных знаний и навыков, умения творчески подходить к решению проблем. Для реализации управленческой деятельности такого рода необходим профессионализм.

     Таким образом, можно сказать, что менеджмент – это тип управления, отвечающий современным требованиям рыночной экономики.

     Менеджмент  как вид деятельности человека не существует абстрактно, «в безвоздушном пространстве». Он реализуется в  определенной среде, использует накопленные в обществе знания, опирается на систему ценностей, традиций, принятых в обществе, на его культуру.

     Инфраструктура  менеджмента характеризует условия, в которых возможно и необходимо возникновение и формирование этого  типа управления.

     Все факторы инфраструктуры менеджмента  можно разделить на три группы:

         менталитет, господствующий в обществе;

         уровень научного сознания (понимание проблем развития);

         общественная среда, в которой осуществляется управление.

     Менталитет  характеризуют ценности, традиции, культура, социально-психологическая атмосфера, правовое сознание, экономическая психология. От того, каков менталитет общества во многом зависит какие методы и способы применяет руководитель для воздействия на своих подчиненных, как быстро и добросовестно выполняют работники указания руководителя, как строят отношения с коллегами и руководством и т.д.

     Научное сознание характеризуется общим  уровнем функционирующих в обществе знаний в области экономики, менеджмента, социологии, психологии, информатики, а также отношением к социально-экономическим ситуациям и власти. Система знаний составляет потенциал, который использует менеджмент.

     Общественная  среда характеризуется условиями  рынка, характером предпринимательства, образованием, системой государственного управления, структурой собственности, ресурсами. Общественная среда является тем фундаментом, на котором строится менеджмент. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Рыночная экономика 

      Основные категории  рыночной экономики - это рынок, обмен, специализация, товар, услуги.

      Рынок — одна из самых распространенных в экономической теории категорий, одно из основных понятий хозяйственной практики и экономической теории.

      Понятие «рынок» многогранно и многолико, и по мере развития общественного  производства и обращения оно  неоднократно менялось. 

      Первоначально рынок рассматривался как базар, место торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами становился более или менее регулярным и начал приобретать форму товарного обмена. С развитием ремесла и городов торговля расширялась, за рынками закреплялись определенные места, рыночные площади. По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства обменные отношения приняли всеобщий характер, и рынок стал особой формой хозяйствования.

      Рынок представляет собой форму функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления  через обмен, куплю-продажу товаров  и услуг.

      Рынок как экономическая категория  тесно связан с обменом. Обмен в этом смысле следует рассматривать как процесс создания определенных общественных отношений между производителями и потребителями по поводу движения результатов труда, полученных для удовлетворения общественных (а не собственных) потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйственно обособленные товаропроизводители и потребители вступают в отношения на рынке.

      Рынок — это обязательный компонент  товарного производства, основы рыночного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, бёз рынка нет товарного производства.

      Объективная необходимость рынка вызвана  следующими причинами: развитое общественное разделение труда, экономическая обособленность товаропроизводителей, выражающаяся в появлении частной собственности.

      Разделение  труда — это исторически определенная система общественного труда, складывающаяся в результате качественной дифференциации трудовой деятельности в процессе развития общества, приводящей к обособлению  и сосуществованию различных ее видов.

      Можно выделить стадии, уровни разделения труда  и виду специализации.

      Стадии  разделения труда:

первая  стадия — разделение труда по половому признаку (между мужчиной и женщиной) — эпоха палеолита;

вторая  стадия — разделение труда между скотоводческими и земледельческими племенами — эпоха ранних государств;

третья  стадия — разделение на умственный и физический труд, выделение ремесла  как самостоятельной отрасли, выделение  купеческого капитала — эпоха  зрелых государств.

Уровни  разделения труда:

внутри  предприятия (единичное);

между предприятиями (частное);

в масштабах  общества (общее). В качестве примеров выступают:

промышленный  и сельскохозяйственный труд;

умственный  и физический;

квалифицированный и неквалифицированный;

ручной  и машинный труд.

Специализация представляет собой сосредоточение усилий, знаний, навыков, квалификации на определенном виде деятельности. Специализация  как результат углубления разделения труда характеризуется сужением сферы деятельности. С другой стороны, чем глубже специализация, тем сильнее взаимозависимость специализированных производителей и тогда формируются условия для развития кооперации трудовых усилий.

      Видами  специализации труда являются:

- попредметная;

- подетальная;

- пооперационная.

      Материальную  основу рыночных отношений составляет движение товаров и денег.

      Товар — это исходная категория рыночного  хозяйства, его «экономическая клеточка». Объясняется это тем, что огромное скопление товаров составляет вещественное содержание богатства общества. Товар  — элементарная форма богатства и существует в виде благ и услуг.

      Услуга  — это трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в  полезном эффекте, удовлетворяющем  какую-либо потребность человека.

      С точки зрения затрат труда различают  услуги материального и нематериального характера. К материальным услугам относятся те их виды, на производство которых затрачивается труд, выполняющий функции по доведению продуктов, созданных в процессе производства, до потребителей и по обслуживанию процесса их потребления. Под нематериальными услугами понимают ту часть затрат труда, которая не принимает предметной формы. Также различают рыночные и нерыночные услуги. Рыночные услуги являются объектом купли-продажи, издержки их производства покрывается целиком. Например, услуги оптовой и розничной торговли, предприятий массового питания, всех видов транспорта, связи, бытовые услуги, услуги здравоохранения, образования и др. Нерыночные услуги покрываются за счет государственного бюджета или добровольных взносов. Например, услуги органов государственного управления, социального обеспечения, обороны и др. 

Информация о работе Менеджмент как субъект управления