Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 12:46, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть систему управления в конкретной малой организации и изучить её особенности. В связи с этим можно выделить задачи:
рассмотреть теоретические аспекты менеджмента предприятия,
выделить особенности, присущие менеджменту малого предприятия,
рассмотреть систему менеджмента на конкретном предприятии,
проанализировать её достоинства и недостатки и сделать выводы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
КОНЦЕПЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В УСЛОВИЯХ МАЛОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Сущность системы менеджмента в организации…………………4
Особенности управления в малой организации…………………12
Теоретические аспекты менеджмента малых предприятий…….17
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИП СОЛОСЁНКОВ
Общая характеристика деятельности организации……………..24
Оценка системы менеджмента организации……………………..28
Анализ проблем в системе менеджмента предприятия…………33
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИП СОЛОСЁНКОВ
Предложения по улучшению системы менеджмента……………35
Рационализация системы информации организации путём использования информационных технологий ……………………………….38
Прогноз эффективности предложений по совершенствованию системы менеджмента предприятия …………………………………………..40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….45
СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..47
ПРИЛОЖЕНИЕ А: РАЗЛИЧИЯ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ….48
Это может зависеть от ассортимента продукции (услуг), состава работающих, организационной структуры предприятия, отрасли деятельности и других.
Итак, перечислим факторы, в той или иной степени, влияющие на организацию управления предприятием:
Как
показали проведенные исследования
среди негосударственных
Однако
такой расчет не всегда оправдан. Отказ
о делегирования полномочий (или
их части) влечет за собой дефицит
времени на управленческую деятельность
и отрицательно сказывается на результатах
работы предприятия. К тому же руководителю
фирмы необходимо заниматься не только
текущей работой фирмы, но и смотреть
вперед, видеть перспективу ее деятельности.
Поэтому целесообразно
По мере роста масштабов деятельности предприятия появляется потребность в привлечении специалиста по управлению, то есть менеджера или даже в создании специальной управленческой группы. Если организационная структура предприятия становится разветвленной, то есть коллектив делится на ряд групп, может возникнуть необходимость выделения линейных и функциональных специалистов по управлению. Роль управляющего предприятием в таком случае во многом сводится к координации действий линейных и функциональных служб.
Словом, целый ряд факторов накладывает серьезный отпечаток на способы, формы и стиль управления на малом предприятии.
Задача менеджера (руководителя) фирмы заключается в том, чтобы с учетом всей совокупности специфических факторов конкретного предприятия определить оптимальную систему управления в целях достижения успеха.
1.3 Теоретические аспекты менеджмента малых предприятий
Мы определили кто управляет малым предприятием в целом. Теперь можно обсудить, кто же осуществляет функциональное управление на малых предприятиях. Во многих случаях на российских малых предприятиях, директор (иногда и собственник в одном лице) является как руководителем предприятия в общем, так и функциональным руководителем. Но все больше становится случаев, когда, руководители (собственники) малых предприятий понимают, что для лучшего функционального управления целесообразно привлекать профессиональных менеджеров.
Определимся,
как можно охарактеризовать менеджмент
на малом предприятии. Вообще, менеджмент
определяется как система принципов,
методов, средств и форм управления,
направленная на рациональное использование
всех ресурсов предприятия во имя
достижения поставленных целей. На малом
предприятии добавляется еще
и своя специфика, исходя из того, например,
круг вопросов, охватываемых руководителем
весьма богат, или из того, что хочет
руководитель или нет, ему приходится
теснее сотрудничать с подчиненными,
чтобы они продуктивнее работали.
Именно достижение продуктивности работы
предприятия, получение конкретных
результатов характеризуют
В этой связи различают менеджера (руководителя) по вкладу (выполнение соответствующих функций) и по результатам (иногда такой подход называют «управление по целям»). Различия подходов к управлению тех и других руководителей приведены в приложении А.
К
сожалению в практике руководства
российскими малыми предприятиями
нередко имеет место случаи такие,
что для осуществления текущего
руководства деятельностью
Рассмотрим основные элементы управления по результатам.
Сущность концепции – целостная система управления, ориентированная на конечные результаты и основанная на использование творческого потенциала трудового коллектива, современных методов и техник управления.
Цели – это те ключевые результаты, к которым предприятие стремится в своей деятельности на протяжении длительного периода времени. Цели не являются постоянными величинами, они пересматриваются в связи с изменениями внутренних и внешних условий, при достижении целей или вследствие признания их ошибочности.
Стадии процесса управления:
При
управлении по результатам предполагается
совершенствование структуры
Таким образом, управление по результатам ориентирует на достижение конкретных показателей вместо простого выполнения функций и, значит, дает возможность оценить способности менеджера как руководителя предприятия, организатора эффективной работы коллектива. Ведь, в конечном счете, важны именно результаты, а не пути их достижения.
Успехи и неудачи предприятия – это в первую очередь успехи и неудачи управления. И если малое предприятие работает плохо и нерентабельно, хозяину следует задуматься, и, может быть, заменить не рабочих, а управляющего менеджера.
Управлять – означает вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы. Специалисты считают, что не существует идеальной модели управления, поскольку каждая фирма уникальна. Фирмы находятся в процессе постоянного поиска своей модели управления. Это непрерывный процесс, так как меняется сама фирма и ее среда.
Современная
система управления на малом предприятии
должна быть простой и гибкой. Ее
главным критерием должно быть обеспечение
эффективности и
Организация управления предполагает решение следующих вопросов:
Ключевым аспектом организации управления является создание структуры предприятия. Под структурой понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых взаимоотношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления. В рамках структуры протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а, следовательно, права и ответственность за их выполнение.
Организационная структура предприятия есть средство для достижения поставленных целей и задач. Работа над структурой должна начинаться с целей и стратегии. Структура следует за стратегией, определяется ею, то есть структура меняется тогда, когда меняется стратегия.
Прежде
чем определить структуру, необходимо
проанализировать все виды деятельности,
необходимые для
Проектируя структурные элементы организации, нужно ответить на четыре вопроса:
Учитывая важность определения структуры для успеха фирмы, необходимо принять во внимание признаки оптимальной структуры, а также влияющие на нее факторы. Выделение и осознание этих признаков крайне важно для успешного формирования и последующего развития организационной культуры.
Для
наглядности все признаки и рказывающие
на них влияние факторы представлены в
таблице 1.
Таблица 1 – Признаки оптимальной орг. структуры и влияющие на нее факторы
Признаки оптимальной структуры | Факторы |
Небольшие
подразделения с |
Технология |
Небольшое число уровней руководства | Внешнее окружение |
Наличие в структуре групп специалистов | Размер предприятия |
Ориентация графиков работы на потребителей | Стратегия бизнеса |
Быстрая реакция на изменения | Имеющийся персонал |
Высокая производительность | Система решений |
Низкие затраты | Сложившаяся структура |
Для
российского малого бизнеса наиболее
простой является структура фирмы,
находящейся в единоличном
По мере роста предприятия и объема продаж создается управленческая группа. Она может включать управляющего (собственника), агента по снабжению, часто выполняющего функции технолога, мастера, в подчинении которого находятся рабочие. Для временной работы приглашается бухгалтер. Совмещение профессий, управленческих функций, родственные или семейные отношения на таких предприятиях способствуют экономному использованию ресурсов.
При общей простоте организационно управленческих структур малых фирм многие из них сталкиваются со сложными проблемами. Успех функционирования таких фирм основывается по сути дела на личном мастерстве и энтузиазме управляющего. Однако в современных российских условиях одного энтузиазма недостаточно.
Как показывает опыт, один из основных факторов, способствующих разорению малых фирм, нехватка управленческих знаний у владельцев и управляющих этих предприятий. Поэтому они вынуждены прибегать к услугам консультационных фирм или привлекать на работу профессиональных менеджеров.