Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 18:59, доклад
Менеджмент - это стабилизирующий фактор, обеспечивающий выполнение компанией своих задач. Менеджеры направляют труд людей в нужное русло.
Менеджмент - это эффективное и производственное достижение целей организации посредством планирования, организации, руководства и контроля организационных ресурсов.
Менеджмент - это наука, практика и искусство управления.
Менеджмент - это фундаментальный аспект экономики.
ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент - это стабилизирующий фактор, обеспечивающий выполнение компанией своих задач. Менеджеры направляют труд людей в нужное русло.
Менеджмент - это эффективное и производственное достижение целей организации посредством планирования, организации, руководства и контроля организационных ресурсов.
Менеджмент - это наука, практика и искусство управления.
Менеджмент - это фундаментальный аспект экономики.
Менеджмент - это умение добиваться поставленных перед организацией целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения людей.
Менеджмент - это процесс управления организациями, действующими на рынке, включающий выбор, цели, объединение вокруг этих целей, людей в организации, планирование деятельности, организация коммуникаций, обучение членов организации, направление и координацию их действий, стимулирование и мотивацию поведения, контроль результатов и коррекцию процесса управления.
Менеджмент внутри организации заключается в наиболее эффективном достижении целей организации, что достигается путём формирования структуры создания подразделений, иерархически увязанных и находящихся во взаимодействии. Подразделения необходимо наделить ресурсами, а также объяснить их права и обязанности. Для координации работы подразделений используются методы административного руководства и системы норм, правил, касающихся деятельности организации. Необходимым условием успешной координации является система коммуникаций - связей между подразделениями.
Одной из важнейших задач менеджмента является подбор и воспитание кадров. Так как люди, работающие в организации сильно отличаются друг от друга, менеджер, должен развивать и использовать положительные качества людей, создавать благоприятный климат внутри организации, повышать организационную культуру.
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА ПЕРСОНАЛА
Менеджмент персонала – это одна из областей менеджмента, которая эволюционировала с самого начала становления управления как науки. Теорией и практикой управления персоналом занимались: Роберт Оуэн, Фредерик Тейлор, Френк и Лили Гилбреты, Анри Файоль, Элтон Мэйо, Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг. Позднее эти вопросы исследовали Ричард Хекман, Ллойд Саттл, Грег Олдхэм, Эдгард Шейн и другие ученые.
Менеджмент персонала – это сравнительно молодая наука. Хотя многие ее идеи и теории возникли в начале XX в. и даже раньше, долгое время они развивались в рамках различных наук, связанных с производством и деятельностью главным образом коммерческих, а также некоммерческих, прежде всего государственных, организаций.
В зависимости от того, в русле каких наук исследовались и разрабатывались идеи управления персоналом, для характеристики этой науки используются соответствующие термины. Так, в США менеджмент персонала развивался в основном в русле бихевиористских, поведенческих наук, что прямо повлияло на название этой дисциплины. Поэтому, несмотря на то, что процесс выделения менеджмента персонала в самостоятельную науку в основном завершился в 60-70-х годах XX в., В США он сегодня называется: «организационное поведение» или «управление человеческими ресурсами» (часто эти термины характеризуют относительно самостоятельные науки, причем «организационное поведение» трактуется как ядро, важнейшая составная часть «управления человеческими ресурсами»).
В странах Западной Европы наука управления персоналом была традиционно связана в первую очередь с экономикой предприятия, что нашло отражение в названии этой дисциплины — «экономика персонала» или «менеджмент персонала».
В СССР специальной науки «Менеджмент персонала» не существовало и отсутствовала важнейшая база ее предмета – рыночная среда, тем не менее, управление кадрами исследовалось в рамках экономических, социологических и психологических наук.
Человек, будучи единым, участвует в производственной деятельности как ее многогранный субъект: и экономический – он производитель и потребитель благ; и биологический – он носитель определенной телесной конструкции и физического здоровья; и социальный – он член определенной группы: семейно-родственной (член многодетной или бездетной семьи, обладатель определенного круга родственников и т.п.), демографической (мужчина или женщина, молодой или пожилой работник и т.д.), стратификационной (носитель определенного социального, в том числе профессионального, статуса), классовой (работник по найму или собственник), этнической (представитель определенной нации или этноса) и т.д.; он и политический субъект – гражданин государства, избиратель, член политической партии, профсоюза, других групп интересов; и правовой субъект – обладатель определенных прав и обязанностей; и культурный – носитель определенного менталитета, системы ценностей, социальных норм и традиций; и нравственный – разделяющий те или иные нравственные нормы и ценностные ориентации; и конфессиональный – исповедующий определенную религию или атеист; и эмоционально-волевой – обладающий определенным характером и психологическим складом в целом; он и разумный субъект – т.е. имеющий интеллект и определенную систему знаний.
Все эти и некоторые другие аспекты личности при определенных условиях в большей или меньшей степени воздействуют на поведение работника в сфере труда. Менеджмент персонала изучает и учитывает влияние всех аспектов человека на организационное поведение. В этом состоит главная специфика данной науки, определяющая ее подход к исследованию своего предмета, а также ее структуру и содержание.
Менеджмент персонала как наука существует на двух уровнях: теоретическом и прикладном.
Цель теории менеджмента персонала – это получение новых знаний путем описания и классификации явлений, установления причинно-следственных, функциональных и иных взаимосвязей и закономерностей между ними, прогнозирование типичных организационных ситуаций.
На прикладном уровне менеджмент персонала занимается вопросами изменения и преобразования реальных производственных ситуаций, разработкой конкретных моделей, проектов и предложений для повышения эффективности использования сотрудников.
Между этими двумя уровнями управления персоналом существует тесная взаимосвязь: теория выступает методологией конкретного анализа и проектирования, данные же прикладных исследований составляют базу для построения гипотез и развития теории.
Менеджмент персонала характеризуется комплексным, интегративным характером, что проявляется в структуре знаний этой науки. Ее стержень, ядро составляют собственные, специфические знания, которые
во-первых, отражают влияние различных характеристик работников на их рекрутирование (привлечение на предприятие), отбор и организационное поведение и,
во-вторых, способы и приемы практического использования установленных взаимосвязей в целях обеспечения экономической и социальной эффективности организации.
Кроме того, менеджмент персонала опирается на теории, касающиеся уже упомянутых аспектов человека. К ним относятся прежде всего следующие:
1. Экономические теории. Это прежде всего теории рынка труда. Выводы этих теорий важны для выработки стратегии и принятия оперативно-тактических решений по поводу привлечения рабочей силы, удержания ценных сотрудников на предприятии, стимулирования работников, снижения текучести кадров, стабилизации коллектива, формирования у персонала чувства преданности предприятию, укрепления корпоративной культуры и т.д. Важнейшее значение для управления персоналом имеют и другие направления экономической науки, в частности: теории планирования, лежащие в основе планирования персонала; экономическая информатика, дающая ориентиры для оптимизации информационного процесса в организации, а также экономические теории и методы, позволяющие определять затраты на персонал, принимать рациональные решения в области его комплектации.
2. Следующая группа - Психологические
теории. В менеджменте персонала
используется целый ряд
3. Теперь Социологические
4. Трудовое и социальное право. Вся деятельность по управлению персоналом осуществляется в рамках закона, и прежде всего трудового и социального права, которые регулируют организацию труда и сам трудовой процесс, всю совокупность отношений работника с работодателем, непосредственным представителем которого выступает администрация. Трудовое право и вырабатываемые на его основе уставы предприятий и тарифные соглашения определяют права и обязанности всех участников процесса управления персоналом: администрации, трудового коллектива и его органов, профсоюзов и некоторых других действующих на предприятии объединений, а также отдельных работников. Социальное право определяет деятельность руководителей и служб персонала в области социального обеспечения работников, их социальных прав.
Перечень используемых менеджментом персонала наук и теорий можно было бы продолжить, включив в него и некоторые политологические теории, анализирующие проблемы власти и управления на первичных уровнях социальной организации, к которым принадлежит и такая организация, как предприятие.
Предмет менеджмента персонала в значительной мере совпадает с и предметом конфликтологии, точнее ее разделов, относящихся к конфликтам в организации. Управление персоналом изучает роль конфликта между личностью и организацией, между сотрудниками, в том числе руководителями, между различными подразделениями организаций. При этом одни авторы считают, что конфликт, протекающий в определенных рамках, даже желателен, другие же полагают, что идеальная организация должна стремиться к гармонии.
С управлением персоналом во многом пересекаются науки о труде: эргономика, физиология труда, психология труда, социология труда, технология труда, педагогика труда, медицина труда, антропометрия (наука, разрабатывающая способы измерения возможностей человеческого тела и организма в целом) и др.
Столь сложное
Наука «Менеджмент персонала» выполняет по отношению к практике кадрового управления следующие функции:
- во-первых, идеальное конструирование этой практики, разработка теории, стратегии, техники, способов и средств управления персоналом;
- во-вторых, рационализация, глубокое критическое осмысление практического управления людьми и их ориентации на требования экономической (деловой) и социальной эффективности;
- в-третьих, преобразование, побуждение
руководителей к изменению
Нужно понимать, что как и во многих других общественных науках, выводы и рекомендации менеджмента персонала имеют вероятностный характер и соотносятся с определенными типами рабочих ситуаций и конкретными условиями деятельности организаций.
Объектом теории менеджмента персонала является собственно практический менеджмент персонала как процесс целенаправленного и эффективного воздействия администрации (руководителей) на подчиненных (исполнителей) для получения необходимого результата (прибыли, качества товара или услуг, улучшения системы социальных отношений в организации, улучшение самочувствия работников организации и т.д.).
Предмет теории менеджмента персонала включает в себя изучение закономерностей (тенденций), принципов, методов, функций управления персоналом а также системы понятий и категорий, при помощи которых осваивается весь процесс управления персоналом организации.
Рассмотрим некоторые базовые категории менеджмента персонала:
В менеджменте персонала
важным объектом изучения