Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 23:02, реферат
До последнего времени в нашей стране о менеджменте знали очень немногие, а уж применяли эту интереснейшую науку на практике при управлении конкретными предприятиями разве что одиночки-фанатики. Между тем успех любого предприятия, достижение им прибылей или убытков, его рост и процветание или упадок и загнивание практически полностью зависит от того, насколько грамотен, профессионален и эффективен руководитель, стоящий во главе этого предприятия, т.е. менеджер.
Введение……………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Управление предприятием общественного питания
1.1. Функции управления предприятием общественного питания………………………………5
1.2. Структура системы управления предприятиями общественного питания………………..10
1.3. Расстановка кадров в системе управления рестораном…………………………………….14
1.3.1. Функции менеджера по обслуживанию……………………………………………….16
1.3.2. Функции менеджера по производству…………………………………………………22
1.3.3. Важнейшие функции менеджера………………………………………………………24
Глава 2. Ресторан как звено системы общественного питания
2.1. Краткая история ресторанного бизнеса……………………………………………………...32
2.2. Ресторанный бизнес как составная индустрии туризма: развитие, концепция, классификация……………………………………………………………………………………..35
Глава 3. Современные тенденции развития ресторанного бизнеса в Украине………………..47
Заключение………………………………………………
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Управление предприятием общественного
питания
1.1. Функции управления предприятием общественного
питания………………………………5
1.2. Структура системы управления предприятиями
общественного питания………………..10
1.3. Расстановка кадров в системе управления
рестораном…………………………………….14
1.3.1. Функции менеджера по обслуживанию………………………………………………
1.3.2. Функции менеджера по производству………………………………………………
1.3.3. Важнейшие функции менеджера………………………………………………………
Глава 2. Ресторан как звено системы общественного
питания
2.1. Краткая история ресторанного бизнеса……………………………………………………...
2.2. Ресторанный бизнес как составная индустрии
туризма: развитие, концепция, классификация……………………………………………
Глава 3. Современные тенденции развития
ресторанного бизнеса в Украине………………..47
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Введение
До последнего времени в нашей стране
о менеджменте знали очень немногие, а
уж применяли эту интереснейшую науку
на практике при управлении конкретными
предприятиями разве что одиночки-фанатики.
Между тем успех любого предприятия, достижение
им прибылей или убытков, его рост и процветание
или упадок и загнивание практически полностью
зависит от того, насколько грамотен, профессионален
и эффективен руководитель, стоящий во
главе этого предприятия, т.е. менеджер.
С началом перестройки экономики, когда
предприятия стали превращаться из государственных,
принадлежащих всему народу, а значит
никому, в капиталистические, с разнообразными
формами собственности, а именно, имеющие
собственных хозяев, интерес к искусству
управления резко повысился, а отношение
к нему изменилось. Теперь руководитель
должен сам проявлять активность и нести
полную ответственность за свои управленческие
решения, а не ожидать, сложа руки, пока
сверху спустят планы и директивы. Вот
к такому-то повороту событий и оказались
неготовыми многие руководители.
С развитием рыночной экономики термины
“менеджмент”, “менеджер” быстро и прочно
вошли в нашу жизнь и наш словарный обиход,
заменив такие термины как “управление”,
“управленческая деятельность”, “руководитель”,
“директор”. Несмотря на то, что все эти
слова являются синонимами по отношению
друг к другу, термин “управление” имеет
более широкий смысл. Вообще “управление”
– это воздействие управляющей системы
(субъекты управления) на управляемую
систему (объект управления) с целью перевода
управляемой системы в требуемое состояние.
В частности в роли субъекта управления
выступает менеджер. В данной курсовой
работе делается акцент на изучение структуры
системы управления предприятиями общественного
питания, расстановку кадров управления,
функции менеджеров в сфере обслуживания
и рекламу.
Но прежде, чем говорить о менеджере и
его функциях, надо ввести понятие “менеджмента”.
Этот термин произошел от американского
слова “management” – управление. Менеджмент
– это самостоятельный вид профессиональной
деятельности, направленный на достижение
в ходе любой хозяйственной деятельности
фирмы, действующей в рыночных условиях,
определенных намеченных целей путем
рационального использования материальных
и трудовых ресурсов с применением принципов,
функций и методов экономического механизма
менеджмента.
Это понятие более узкое и применяется
лишь к управлению социально-экономическими
процессами на уровне фирмы, действующей
в рыночных условиях, хотя в последнее
время его стали применять в США и в отношении
непредпринимательских организаций.
Если раскрыть определение “менеджмента”
более глубоко, то отметим, что в это понятие
входит:
· изучение рынка (спроса, потребления),
то есть, маркетинг и прогнозирование;
· производство продукции с минимальными
затратами и реализация ее с максимальной
прибылью;
· управление персоналом, следовательно,
знание социологии, психологии, а также
анализ информации и разработка программ
для достижения поставленной цели.
Однако основная функция менеджера –
это умение достигать поставленных целей.
В мелких фирмах эту роль выполняет сам
директор, а в крупных – менеджер (организатор,
управляющий, руководитель). В связи с
многоуровневой системой управления директор
не может довести свои решения до исполнителей
и контролировать их выполнение, к тому
же у него много дел иного характера, с
другой стороны профессиональный менеджер
решит задачи лучше директора, так как
он более плотно занимается делами исполнительной
части. Как показывает опыт многих фирм,
менеджер является важным человеком на
фирме.
Глава 1.
Управление предприятием общественного
питания
1.1. Функции
управления предприятием общественного
питания
Управление организацией общественного
питания основывается на общих принципах
системы управления производством. Функции
управления - относительно обособленные
направления управленческой деятельности,
позволяющие осуществлять управленческое
воздействие. В функциях управления раскрывается
содержание управления как процесса, отражается
вид управленческой деятельности, должностные
обязанности, закрепленные за определенным
структурным подразделением или работником,
назначение конкретного органа управления.
Анализ процесса управления по его функциям
является основой для установления объема
работы по каждой функции, определение
численности управленческих работников,
проектирование структуры аппарата управления.
Различают основные (общие), конкретные и специальные функции управления.
Основные функции управления являются
общими для всех производственно-экономических
систем, относятся к любому объекту управления.
Они необходимы для решения общих задач
управления и типичныдля всего управленческого
процесса. Исходя из содержания выполняемых
работ, общие функции управления классифицируются
следующим образом:
· прогнозирование
и планирование
· организация
работы
· координация
и регулирование
· активизация
и стимулирование
· контроль,
учет и анализ.
Реализация каждой из функций управления
предприятием, организацией общественного
питания включает в себя вышеуказанные
типовые элементы управленческого цикла.
Функция
планирования включает разработку
планов работы организации, предприятия
общественного питания и каждого его структурного
подразделения и доведение этих планов
до всех членов коллектива. Планы разрабатываются
на основе прогнозирования, моделирования
и программирования. Функция планирования
является основной в управлении, поскольку
реализация всех остальных функций подчинена
задачам достижения результатов, определяемых
планом.
Функция
организации работы обеспечивает
взаимосвязь и эффективность всех функций
управления. Содержание ее следующее:
организация работ по перспективному
и текущему экономическому и социальному
планированию; организация подбора, расстановки
кадров по функциональному признаку.
Координация предполагает установление
очередности выполнения отдельных заданий,
обеспечивающей непрерывность процессов
выполнения плана, согласование сроков
изготовления и поставок продукции; исключение
дублирования проводимых работ. Разделение
и специализация управленческого труда
требует координации деятельности специалистов,
руководителей. Координируют не только
деятельность людей, процессы производства,
реализации и организации потребления
продукции общественного питания, но и
информационные процессы: сбор, обработка
и передача данных, необходимых для управления.
Источниками информации для выполнения
функции координации являются рабочие
планы, графики работы руководителей структурных
подразделений, утвержденные структуры,
схемы управления и другие нормативные
документы. Цель координации – обеспечение
слаженной работы всего производственного
коллектива.
Примером организации в рамках организации
общественного питания является деятельность
директора, который помимо выполнения
прочих функций управления координирует
и направляет деятельность своих заместителей,
начальников отдела, руководителей предприятий
общественного питания.
Функция
регулирования обеспечивает устойчивость,
стабильность системы общественного питания.
Посредством выполнения функции регулирования
достигается равномерность, согласованность,
в производстве, обслуживании, снабжении,
сохраняется заданный ритм производственно-торгового
процесса, рациональные потоки поступления
сырья, полуфабрикатов, средств материально-технического
оснащения, организационно-технический
уровень предприятий, заданные технологические
нормы. Регулирование обеспечивает устойчивые
взаимоотношения между членами производственного
коллектива.
В организациях общественного питания
регулирование охватывает в основном
текущие мероприятия по устранению различных
отклонений от плановых заданий, графиков.
В практике управления эта функция
Получила название диспетчирования, центральным
звеном которого является диспетчерская
служба.
Активизация
и стимулирование – функции управления,
регулирующие отношения распределения
материальных и духовных ценностей в зависимости
от количества и качества затрачиваемого
труда. Посредством использования материальных
и моральных стимулов направляется поведение
людей, активизируются и поощряются их
действия, развивается социалистическое
соревнование.
Стимулирование предполагает использование
не только положительных, но и отрицательных
стимулов: лишение премий, вынесение административного
взыскания, применение мер общественного воздействия.
Важными
функциями управления являются контроль,
учет и анализ. Действенный оперативный
контроль исполнения и достоверный учет
в работе всех звеньев производства и
управления – необходимое условие успешной
работы производственного коллектива,
правильного воспитания кадров в духе
высокой ответственности за порученное
дело и строжайшего соблюдения государственной
дисциплины.
Контроль призван постоянно давать информацию
о фактическом выполнении решений. Он
основан на принципе организации обратных
связей, которые возникают при любом взаимодействии
субъекта и объекта в системе управления.
В хозяйственной организации, предприятии
общественного питания в функции контроля
входит контроль за своевременностью
поступления и качеством сырья и товаров,
выполнением основных показателей торгово-финансового
плана, использованием материально-технической
базы, ценами, качеством продукции и организацией
обслуживания потребителей, сохранностью
товарно-материальных ценностей и денежных
средств, соблюдением трудовой дисциплины
и пр.
Важнейшей формой контроля является учет,
обеспечивающий сбор, накопление и переработку
информации о деятельности организации,
предприятия и их подразделений. Анализ
хозяйственной деятельности предполагает
всестороннее изучение показателей работы
организации, предприятия в их взаимосвязи.
Он направлен на укрепление хозяйственного
расчета, выявление неиспользованных
резервов, борьбу с непроизводительными
расходами, ускорение оборачиваемости
оборотных средств.
Основной задачей контроля за деятельностью
предприятий общественного питания является
не только выявление нарушений правил
торговли, но и их предупреждение. Контроль
за работой предприятий осуществляется
вышестоящими организациями, государственной
инспекцией по качеству товара и торговли.
Вышестоящие организации контролируют
повседневную деятельность предприятий
общественного питания: выполнение установленных
плановых заданий по товарообороту и выпуску
собственной продукции, качество выпускаемой
продукции, расходование средств и обеспечение
мероприятий по повышению эффективности
работы предприятия, внедрение научной
организации труда, соблюдение санитарных
правил и правил техники безопасности,
ведение бухгалтерской отчетности и др.
Контролируя, специалисты оказывают помощь
в улучшении работы предприятия. По результатам
проверок в случае серьезных нарушений
руководитель вышестоящей организации
вправе наложить на виновных лиц дисциплинированные
взыскания.
Большое внимание на деятельность предприятия
общественного питания оказывает государственная
санитарной инспекции и санитарно – эпидемиологической
службы. Они осуществляют надзор и контроль
над выполнением нормы правил общей и
производственной санитарной гигиены,
а также контролируют проведение санитарно
– эпидемиологических мероприятий. Они
проверяют выполнение санитарно-гигиенических
норм при проектировании, строительстве
и реконструкции предприятий, организуют
контроль над санитарным состоянием действующих
предприятий. Они имеют право приостановить
работу при нарушении санитарных норм
и правил, отстранить от работы лиц, являющихся
бациллоносителями или не прошедших медицинский
осмотр, налагать штраф лицам, виновным
в нарушении санитарных правил.
Конкретная функция управления определяется
задачами управления деятельности предприятия
(объединения), организации общественного
питания в целом, или конкретными стадиями
производственно-торгового процесса,
или отдельными направлениями хозяйственной
деятельности, или задачами информационного
обеспечения управления и др.
Конкретные функции управления классифицируются
по следующим признакам. Так, задачи управления
деятельностью предприятия (объединения),
организации общественного питания в
целом включают: перспективное и текущее
технико-экономическое и социальное планирование,
организацию работы по стандартизации,
учет и отчетность, экономический анализ.
Задачи управления конкретными стадиями
производственно-торгового процесса предусматривают:
управление технической подготовкой производства,
организацию производства, управление
технологическими процессами, оперативное
управление производством, организацию
метрологического обеспечения, технологический
контроль, реализацию продукции и организацию
обслуживания потребителей. В состав конкретных
функций хозяйственной деятельности входят:
организация работы с кадрами, управление
организацией труда и заработанной платы,
организация творческой деятельности
трудового коллектива, продовольственное
и материально-техническое снабжение,
капитальное строительство, организация
финансовой деятельности.
Содержание конкретных функций управления
зависит от места предприятия, хозяйственной
организации в структуре системы управления
общественным питанием, его степени централизации
функции управления и т.д.
Полное или частичное совпадение содержания
функций управления на разных ступенях
свидетельствует об их дублировании, что
снижает эффективность системы управления,
вызывает нерациональные затраты труда.
В зависимости от степени централизации
управления, объемы и особенностей производственно-хозяйственной
деятельности предприятия, организации
общественного питания в практике управления
одну функцию могут выполнять несколько
структурных подразделений или одно структурное
подразделение осуществлять несколько
функций управления.
Специальная функция управления – это
подфункция конкретной функции управления,
объединяющая комплекс задач, направленных
на достижение одной или нескольких целей.
В системе управления общественным питанием
используются одно-целевые специальные
функции, направленные на достижение одной
основной цели, и многоцелевые специальные
функции, направленные на достижение ряда
или всех основных целей предприятия,
организации общественного питания.
Например, перспективное и текущее технико-экономическое
и социальное планирование включает многоцелевые
специальные функции:
· организацию работ по перспективному
и текущему экономическому и социальному
планированию
· организацию разработки технико-экономических
норм и нормативов
· организацию работ по составлению и
ведению паспорта предприятия
· планирование мероприятий по совершенствованию
управления,
а также одноцелевые специальные функции:
· формирование производственной программы
· планирование научно-технического развития
предприятия
· планирование капитального строительства
· планирование социального развития
трудового коллектива
· планирование повышения эффективности
использования ресурсов и организация
системы прогрессивных технико-экономических
норм и нормативов и др.
Содержание конкретных и специальных
функций управления не являются неизменными.
Эти функции развиваются и формируются
под влиянием научно-технического прогресса,
углубления разделения труда, повышения
уровня концентрации производства и совершенствования
управления.
Важнейшим направлением научно-технического
прогресса в общественном питании является
внедрение новейших видов оборудования
и прогрессивных индустриальных технологий,
средств вычислительной техники, промышленных
телевизионных установок, систем учета
реализации комплексных обедов. Применение
электронно-вычислительной техники обуславливает
изменение содержания определенных управленческих
функций. Так, упрощаются функции управления
производством, контроля, учета, анализа.
При создании автоматизированных систем
сбора, передачи и переработки информации
весь ее поток от управляемой системы
направляется в информационно-вычислительный
центр, откуда в аппарат управления поступает
переработанная информация. При этом в
структурных подразделениях системы управления
сокращается объем работ по сбору информации
и одновременно возрастает объем по анализу
производственно-хозяйственной ситуации,
принятию решений и организации их выполнения.
Специальная функция стимулирования повышения
качества продукции в последние годы стало
тесно связано с применением системы управления
качеством труда на предприятиях и организациях
общественного питания. Эта система обеспечивает
совершенствование материального и морального
стимулирования работников и на этой основе
повышение производительности их труда,
улучшение качества обслуживания населения.
Неотъемлемой частью процесса управления
в современных условиях являются научные
исследования. Этим объясняется возникновение
в некоторых областных, городских управлениях,
хозяйственных организациях, крупных
предприятиях общественного питания новых
специальных функций – планирование научно-технического
развития предприятий; нормирование требований
к качеству продукции (стандартизация
требований); стандартизация показателей
норм расхода энергетических ресурсов,
контроль и регулирование использования
ресурсов в технологических процессах:
организация работы по изобретательству
и рационализации и др. Результатом выполнения
этих функций является внедрение в практику
научно-исследовательских разработок.
В организациях (на предприятиях) общественного
питания широкое распространение получило
планирование социального развития коллективов,
что обусловило формирование новых специальных
функций:
· организация работ по совершенствованию
социальной структуры трудового коллектива
· создание благоприятных условий труда
· организация охраны труда
· организация работ по выполнению мероприятий,
направленных на повышение социальной
активности личности.
Функции управления являются основой
для построения структуры системы управления
предприятиями (объединениями) общественного
питания, которая непосредственно зависит
от содержания, характера и сложности
их выполнения.
1.2. Структура
системы управления предприятиями общественного
питания
Для выполнения функций управления предприятиями,
организациями общественного питания
создается соответствующая структура
системы управления, представляющей собой
совокупность специализированных подразделений,
взаимосвязанных процессом принятия и
реализации управленческих решений. Применительно
к отдельному предприятию (объединению)
общественного питания она может быть
цеховая, характерная для крупных, бесцеховая
– для небольших предприятий.
Масштаб структуры системы управления
– степень детализации представления
или графического изображения структуры.
Различают: макроструктуру системы управления,
звеньями которой являются органы управления
(субъекты управления, являющиеся юридическим
лицом); мезоструктуру, которую составляют
структурные подразделения; микроструктуру,
звеньями которой являются работники
(рабочие места), а средства управления.
Например, звеньями системы управления
в масштабе макроструктуры Министерство
Торговли, в масштабе мезоструктуры –
линейные функциональные структурные
подразделения объединений общественного
питания (директор и его заместители, отделы:
производственный, организации общественного
питания, планово-экономический, кадров
и др.)
Структурное
подразделение – звено системы управления
в масштабе мезо- и микроструктуры, например,
функциональные отделы первичной хозяйственной
организации общественного питания.
Звено – структурообразующий элемент
системы управления, подсистема. В зависимости
от масштаба структуры системы управления
в качестве ее звеньев могут выступать
органы управления, структурные подразделения,
работники или технические средства системы
управления. Звенья управляющей части
системы называются управляющими или
субъектами управления, звенья управляющей
части системы – управляемыми или объектами
управления. Необходимым и достаточным
условием выделения элемента системы
в качестве управляющего звеня является
закрепление за ним хотя бы одной функции
управления.
Связи между звеньями могут быть двух
типов: вертикальные (подчинения и руководства)
и горизонтальные (кооперации равноправных
элементов). Вертикальные связи подразделяются
на линейные (обязательное подчинение
по всем вопросам управления) и функциональные
(подчинение по определенной группе проблем).
Для характеристики горизонтальных связей
используется показатель общего числа
работников, с которыми устанавливаются
контакты в процессе управления.
Граница между соподчиненными подсистемами
управления представляют собой уровень
управления. В иерархически построенной
системе имеются как минимум два уровня
управления, а общее число их определяется
сложностью взаимосвязей объектов управления
нижнего уровня, образующих в совокупности
управляемую часть системы.
Необходимо рассмотреть требования, предъявляемые
к организационным структурам управления.
1. Способность отражать содержание деятельности
органа, основные элементы управления,
цели, методы, принципы, функции, этапы
и стадии принятия и реализации решения.
2. Гибкость – способность реагировать
на изменения социально-экономических
и организационно-технических условий.
3. Минимум ступеней иерархической лестницы.
4. Минимум времени прохождения решений,
приказов, распоряжений от вышестоящего
руководства до непосредственных исполнителей.
5. Организационная структура должна обеспечивать
эффективное распределение функций по
подразделениям – звеньям управления,
исключать дублирование функций на различных
уровнях, предполагать необходимость
и возможность ее постоянного совершенствования.
6. Относительная равномерность нагрузок
на каждое подразделение аппарата управления,
сопряженность отдельных звеньев и ступеней,
которые должны быть связаны между собой
общими целями, решением определенных
проблем, задач.