Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 16:32, шпаргалка
Возникновение и быстрое развитие финансово-промышленных групп (ФПГ) представляет собой одну из ключевых черт трансформации российской экономики. Официальная регистрация ФПГ началась вскоре после выхода в свет соответствующего указа Президента РФ в декабре 1993 г. К 2006 г. официальный Реестр финансово-промышленных групп включал в себя 75 ФПГ, объединяющих в общей сложности 1212 предприятий, на которых было занято 3,33 млн. человек. Помимо официально зарегистрированных групп, возникло также значительное число неформальных ФПГ.
По признаку легитимности функционирования - формальные (официально зарегистрированные) и неформальные группы, не имеющие официального статуса.
По способу создания разделяют ФПГ сформированные по решению органов власти (федеральных, муниципальных, на основе межправительственных соглашений) или сформированные в инициативном порядке.
По инициатору формирования – банковские (ФПГ, созданные вокруг крупных банков), промышленные (характеризующиеся финансовой мощью, масштабами и разветвленностью промышленного компонента) или торговые (основной сферой деятельности которых является торговля).
По организационному строению существуют "мягкие" (консорциум, ассоциация, союз), “мягкие” формы позволяют вести совместную деятельность при сохранении учредителями юридической и хозяйственной самостоятельности, или "жесткие" (холдинги, концерны, тресты), имеющие ряд «жестких» ограничений).
По организационно-правовой структуре : 1. ФПГ, где координирующим центром является финансово-кредитный институт (в российской практике чаще всего банк), 2. ФПГ, где центральным звеном является головная компания, 3. ФПГ, где объединение капитала идет путем сознания единой акционерной компании.
По отраслевому признаку выделяют ФПГ в химической, нефтехимической промышленности, в строительстве, в производстве сельскохозяйственной продукции, в черной и цветной металлургии, в автомобилестроении , машиностроении, в пищевой , легкой промышленности, в приборостроении и радиоэлектронике, добыче и переработке нефти и т.д.:
По экспортной направленности – ФПГ с участием и без участия иностранных партнеров.
В зависимости от величины группового оборота ФПГ подразделяются на крупные (с товарооборотом более 1000 млн. дол.), средние (с товарооборотом от 100 до 1000 млн. дол.), малые ФПГ (с товарооборотом менее 100 млн. дол.).
По происхождению капитала : 1.бывшие отраслевые министерства (ведомства) или крупные гособъединения, которые возникли как единые акционерные общества и создали собственные банки; 2. промышленные предприятия, стремящиеся восстановить или сохранить старые хозяйственные связи, обеспечить нормальное снабжение, 3. крупные банки, не ограничиваясь кредитно-финансовыми операциями, сами выступали инициаторами создания групп, объединяя бывшие госструктуры и частные компании.
8. Участие банков
в финансово-промышленных
* возможность инвариантной государственной поддержки как самих банков-участников ФПГ, так и всей группы в целом;
* постепенное истощение потенциала чисто финансовых и торгово-посреднических операций наряду с ростом возможности получения прибыли от производства подталкивает крупные финансовые структуры к диверсификации своей деятельности;
* финансирование крупных инвестиционных проектов возможно лишь под существенные гарантии, одной из которых являются крупные размеры материальных основ и оборотных фондов, контролируемых участниками ФПГ;
* более высокая финансовая, технологическая, организационная устойчивость ФПГ по сравнению с отдельными предприятиями гарантирует более высокую вероятность эффективной окупаемости инвестиций;
* осуществление прав собственника головной корпорацией ФПГ позволяет осуществлять контроль и управление всей структурой со стороны банковских структур, входящих в ФПГ;
* возможность получить в качестве клиентов участников группы с крупным финансовым оборотом; перспективы для развития проектного финансирования.
Основными условиями активного участия банков в процессе формирования ФПГ являются:
* непосредственное участие специалистов банка в разработке концепции и подготовке проектов нормативных актов по формированию ФПГ;
* активное взаимодействие представителей банка и центральной корпорации формируемой ФПГ с руководителями предприятий, включаемых в ее состав;
* организация в рамках ФПГ полного цикла расширенного воспроизводства и наличие оптимальной производственной структуры;
* закрепление за банком функций финансово-расчетного центра ФПГ; формирование на базе банка центрального депозитария, обслуживающего выпуск и размещение акций корпорации и входящих в нее предприятий; непосредственное участие специалистов банка в разработке проектов создания ФПГ и инвестиционных программ; в проектировании и внедрении системы управления ФПГ.
На банки, входящие в ФПГ, возлагаются следующие функции: инвестирование проектов и текущей деятельности предприятий ФПГ для достижения максимальной эффективности работы группы на основе участия в прибыли кредитования;
* финансовый контроль и финансовое обслуживание предприятий группы; управление (маркетинг, аудит, планирование и т. д.) предприятиями группы; управление ценными бумагами предприятий и ФПГ в целом; осуществление операций на фондовом рынке в интересах группы, банки должны содействовать в привлечении, размещении и управлении внешних по отношению к ФПГ кредитов.
Участие банков в ФПГ связано с решением таких проблем, как: регламентация порядка участия представителей банка в качестве членов совета директоров, наблюдательного совета, правления и т. п.; формирование организационной структуры управления, разработка механизма принятия решений, определение функций подразделений центрального аппарата и способов контроля за деятельностью предприятий, входящих в состав ФПГ; определение организационного статуса предприятий ФПГ.
9. Отраслевая специализация ФПГ. "Промышленные" ФПГ носят явно выраженную отраслевую направленность, которая определяется предприятием (или группой предприятий), играющим ключевую роль в деятельности объединения. Центром "промышленных" ФПГ может быть:
промышленное предприятие (или группа предприятий) общегражданского профиля;
промышленное предприятие (или группа предприятий) военно-промышленного комплекса;
промышленное предприятие (или группа предприятий) агропромышленного комплекса;
научно-исследовательский институт, конструкторское бюро (включая производственную базу).
В соответствии с основными классификационными признаками (в зависимости от центра формирования, консолидирующего ядра, вокруг которого выстраивается вся группа), официально зарегистрированные ФПГ были условно поделить на три типа:
"промышленные" (сформированные
вокруг либо одного
"банковские" (сформированные
по инициативе и вокруг либо
одного банка, инвестиционной компании
или комбинированный вариант, когда
основу ФПГ составляет
"торгово-коммерческие.
По отраслевому признаку выделяют ФПГ в химической, нефтехимической промышленности, в строительстве, в производстве сельскохозяйственной продукции, в черной и цветной металлургии, в автомобилестроении (включая выпуск сельскохозяйственных машин и оборудования), в общем машиностроении, в пищевой промышленности, в легкой промышленности, в приборостроении и радиоэлектронике, добыче и переработке нефти и т.д.:
10. Государственные
меры по регулированию
Закон РФ от 30. 11. 1995 г. №190-ФЗ
“О финансово-промышленных группах”;
Указ Президента РФ от 05. 12. 1993 г. №2096 “О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации”; Указ Президента РФ от 01. 04. 1996 г. №443 “О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп”;
постановление Правительства РФ от 23. 05. 1994 г. №508 “О порядке проведения экспертизы проектов создания ФПГ, представляемых на рассмотрение Правительства РФ”; постановление Правительства РФ от 19. 06. 1994 г. №707 “Об утверждении Положения о порядке ведения Реестра ФПГ РФ”; постановление Правительства РФ от 16. 01. 1995 г. №48 “О Программе содействия формированию финансово-промышленных групп”.
В Законе РФ “О финансово-промышленных группах” и других последующих нормативных актах сняты некоторые количественные ограничения, регламентирующие процесс формирования ФПГ. Однако по-прежнему неясны вопросы, связанные с процедурой регистрации и льготами банкам-участникам ФПГ.
Меры государственной поддержки:
01.предоставление
02.предоставление
03.льготы и гарантии, предоставляемые
ФПГ региональными органами
04.льготы ЦБ РФ банкам – участникам ФПГ, осуществляющим в ней активную инвестиционную деятельность.
05.возможные меры поддержки
Правительства РФ, разрабатываемые
ежегодно, одновременно с
06.зачёт задолженности
участникам ФПГ, акции которых
реализуются на инвестиционных
конкурсах (торгах), в объёме, предусмотренных
условиями инвестиционных
08.передача в доверительное
управление ЦК ФПГ временно
закреплённых за государством
пакета акций участников
09. путем предоставления права ГУПам – участника ФПГ вносить в качестве вклада в уставный капитал ЦК ФПГ недвижимое имущество находящееся в их хозяйственном ведении я являющееся гос. собственностью, сдавать это имущество в аренду ЦК или отдавать в залог.