Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 12:44, курсовая работа
Основным структурным подразделением по управлению персоналом до сих пор является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки. Для выполнения последних функций нередко создаются отделы подготовки кадров или отделы технического обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы управления человеческими ресурсами в организации 5
1.1 Сущность и характеристики человеческих ресурсов 5
1.2 Концепция управления человеческими ресурсами в организации 10
Глава 2. Современное состояние управления человеческими ресурсами в российских организациях 15
2.1 Эволюция управления человеческими ресурсами в российских организациях 15
2.2 Особенности формирования внутрифирменного механизма управления человеческими ресурсами в современных условиях 16
ГЛАВА 3. Совершенствование механизма управления человеческими ресурсами в российских организациях 23
3.1 Разработка стратегии управления человеческими ресурсами в организации 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 33
5. Повышение уровня
6. Развитие систем повышения
квалификации и
7. Сохранение благоприятного климата.
8. Планирование карьеры, то есть продвижение по службе, как вертикальное, так и горизонтальное.
9. Поднималась творческая активность персонала.
10. Совершенствование методов оценки деятельности персонала.
11. Обеспечение высокого
уровня условий труда и
Наиболее общие 3 задачи управления персоналом: обеспечение кадрами; эффективное использование кадров; профессиональное и социальное развитие кадров.
Рассмотрим основные типы управления в которых нашли отражение основополагающие принципы современной концепции управления человеческими ресурсами. Управление по результатам можно определить как процесс, направленный на достижение поставленных задач и результатов, в котором: с помощью процесса планирования определяются в разных интервалах времени устремления организации и ее членов (другими словами, требования к результатам и ожидаемые результаты); настойчивое осуществление планов подкрепляется сознательным ежедневным управлением делами, людьми и окружением; результаты оцениваются для принятия решений, ведущих к проведению последующих мероприятий.
Управление посредством мотивации. Эта модель опирается на изучение потребностей, интересов, настроений, личных целей сотрудников, а также на возможность интеграции мотивации с производственными требованиями и целями предприятия. Кадровая политика при такой модели ориентируется на развитие человеческих ресурсов, укрепление морально-психологического климата, на реализацию социальных программ.
Мотивационный менеджмент-это построение системы управления на основе приоритетов мотивации, на основе выбора эффективной мотивационной модели.
В управленческой науке разработаны различные мотивационные модели, которые нашли широкое практическое применение в преуспевающих фирмах развитых стран. Среди них наиболее традиционными являются: рациональная мотивационная модель, в основе которой использование материальных стимулов, то есть посредством награждения или взысканий по результатам работы; мотивационная модель самореализации, суть которой состоит в активизации внутренних мотивов человека возможности самовыражения, творчество в труде, признание заслуг, расширение самостоятельности и ответственности, перспективы карьеры и профессионального роста; мотивационная модель сопричастности (соучастия) через развитие сотрудничества, партнерства, участие в управлении, собственности, делегирование полномочий.[16]
Рамочное управление. Эта модель исходит из того, что сотрудники могут самостоятельно принимать решения в пределах заранее установленных границ (рамок). Рамки могут задаваться важностью процесса, его непредсказуемостью, нормами, которые нельзя нарушать. Технология рамочного управления предполагает следующую последовательность действий: определение задания, получение его сотрудником, создание надлежащей информационной системы, определение границ самостоятельности и способов вмешательства руководителя[2].
Управление на основе делегирования. Делегирование полномочий давно используется в менеджменте, подразумевая передачу подчиненному функций, закрепленных непосредственно за его руководителем, то есть это перевод задач на более низкий уровень. Такая модель управления часто называется Бад-Гарцбургской моделью (основоположник-профессор Р. Хен, работавший в немецком городе Бад-Гарцбург. По своему замыслу эта модель направлена на изменение поведение сотрудников через "руководство в единстве с сотрудниками". [6] Главным достоинством гарцбургской модели управления человеческими ресурсами является развитие у сотрудников инициативы, самостоятельности и трудовой мотивации, что в целом повышает эффективность функционирования организации.
Партисипативное управление. Эта модель базируется на предпосылке: если работник принимает участие в делах фирмы, вовлечен в управление и получает от этого удовлетворение, то он работает более заинтересованно и производительно[7].
Один из постулатов теории “человеческих ресурсов” является приложимость ценностных категорий и оценок к использованию рабочей силы. При этом, с одной стороны, применение “человеческих ресурсов” характеризуется определенными затратами нанимателя, помимо выплачиваемой заработной платы. К ним можно отнести затраты на отбор персонала, его обучение, социальное страхование и т.п. С другой стороны, человеческие ресурсы характеризуются способностью создавать доход, поступающий в распоряжение работодателя. Именно эта способность определяет “ценностной” аспект использования человеческих ресурсов. Величина дохода зависит от индивидуальной производительности труда, его продолжительности и эффективности. Понятно, что здоровый работник с высоким уровнем квалификации, обученности и мотивации приносит компании более высокий доход, которым определяется его “ценность” для фирмы.
Основной теоретической посылкой
концепции человеческих ресурсов является
рассмотрение наемных работников как
ключевого ресурса производства и отказ
от представлений о рабочей силе как даровом
богатстве, освоение которого не требует
денежных средств и организационных усилий
со стороны нанимателя. Тем самым человеческие
ресурсы как бы “уравниваются в правах”
с финансовыми и основным капиталом. Концепция
“человеческих ресурсов” прибегает к
экономическим аргументам для обоснования
новых подходов к использованию персонала
и необходимости капиталовложений при
освоении трудовых ресурсов. В тех же случаях,
когда наниматель имеет дело с рынком
избыточной рабочей силы, низкоквалифицированным
персоналом или соответствующей экономической
конъюнктурой, эта концепция поворачивается
иными гранями и фактически сочетается
с наиболее архаичными формами кадровой
работы, интенсификации труда. Наличие
многих примеров крупных долгосрочных
вложений и больших организационных усилий
корпораций в части подбора, подготовки
и развития персонала и создания условий
для повышения производительности труда
лишь подтверждает общее правило, согласно
которому кадровая политика корпораций
определяется экономической оценкой эффективности
произведенных затрат. Выбор стратегии
кадровой работы определяется реальными
условиями функционирования корпораций.
Они, в свою очередь, во многом обусловлены
действующим механизмом государственно-
Признание человека ключевым ресурсом в современных организациях вызывает необходимость научного обоснования его роли.
Категорию «человеческие ресурсы» не следует противопоставлять понятиям «кадры», «персонал» и «кадровые ресурсы». Человеческие ресурсы - термин, характеризующий персонал организации с точки зрения качества. Подход к людям как к экономическому ресурсу означает отказ от представлений о рабочей силе как о «даровом богатстве», освоение которого не требует инвестиций и организационных усилий со стороны организации общества. Ориентация на экономическую полезность человеческих ресурсов требует целевых капиталовложений, связанных с формированием, рациональным использованием и развития трудовых и творческих способностей работников для достижения эффективности организаций.
Основным структурным подразделением по управлению персоналом до сих пор является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки. Для выполнения последних функций нередко создаются отделы подготовки кадров или отделы технического обучения.
Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Создавшаяся в нашей стране ситуация, изменение экономической и политической систем одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека.
Сейчас в нашей стране повышение роли кадровых служб продиктовано следующими объективными обстоятельствами:
1. Сегодня существенно
изменились условия, в которых
кадровая служба развивается. Эти
изменения связаны с переходом
устойчивого во времени
2. Уменьшение численности
работников должно быть
3. Реализация перестройки
кадровой политики влечет за
собой расширение
Перестройка деятельности кадровых служб должна осуществляться в следующих направлениях:
- обеспечение комплексного
решения задач качественного
формирования и эффективного
использования кадрового
- широкое внедрение активных
методов поиска и
Актуальна опережающая подготовка рабочих и специалистов для освоения новой техники и технологии в отраслях народного хозяйства, что требует от кадровых служб совершенствования планирования подготовки кадров[8];
- планомерная работа с
руководящими кадрами, с резервом
для выдвижения, которая должна
строиться на таких
- активизация деятельности
кадровых служб по
- обеспечение социальных
гарантий трудящихся в области
занятости, что требует от работников
по кадрам соблюдения порядка
трудоустройства и
- переход от преимущественно
административно-командных
- укрепление кадровых
служб квалифицированными
- обновление научно-
Концепция развития человеческих ресурсов фокусируется на саморазвитии, которое в идеале осуществляется на трех уровнях:
Основным средством формирования человеческих ресурсов организации является отбор кадров. Отбор является одной из центральных функций управления, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование ресурсов, находящихся в распоряжении организации. От того, насколько эффективно поставлена работа по отбору персонала, в значительной степени зависит качество человеческих ресурсов, их вклад в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг.
Отбор кадров – выявление различий между кандидатами и выбор кандидатов, в наибольшей степени соответствующих требованиям должности и организации.
Информация о работе Менеджмент человеческих ресурсов на предприятии