Местное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
§1. Понятие и система местного самоуправления в России
§2. Принципы местного самоуправления
§3. Функции местного самоуправления
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ АКТЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПРАВООХРАНЫ
§1. Нормативно-правовые акты федерального уровня.
- Нормы конституции российской федерации о местном
самоуправлении
- Федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты
§2. Нормативные правовые акты субъектов российской федерации
§3. Нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления
ГЛАВА 3. КОМПЕТЕНЦИЯ МСУ В СФЕРЕ ПРАВООХРАНЫ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОВД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

МСУ Курсовая работа.docx

— 68.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по надзору в сфере образования  и науки

Министерство сельского  хозяйства республики

ФГОУ ВПО «Бурятская государственная  сельскохозяйственная академия им. В.Р.Филиппова

Институт дополнительного  и профессионального образования  и инноваций

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: Система  государственного муниципального управления

Тема: Местное самоуправление

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Проверил: Аюшеев Д.Н.

Выполнил: Дамбаев Б.Д.

                                                                                       Группа: 17-109

 

 

 

Улан-Удэ

2013

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

§1. Понятие и система  местного самоуправления в России

§2. Принципы местного самоуправления

§3. Функции местного самоуправления

ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ АКТЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ  ПРАВООХРАНЫ

§1. Нормативно-правовые акты федерального уровня.

- Нормы конституции российской  федерации о местном

самоуправлении

- Федеральные законы и  подзаконные нормативно-правовые  акты

§2. Нормативные правовые акты субъектов российской федерации

§3. Нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления

ГЛАВА 3. КОМПЕТЕНЦИЯ МСУ  В СФЕРЕ ПРАВООХРАНЫ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОВД

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.

Особую актуальность данной проблемы на современном этапе придают  следующие обстоятельства:

- необходимость преодоления  существующей политической напряженности  в обществе, возникающей все чаще  на почве противоречий между  политикой центра и интересами  регионов, на почве неэффективности  существующей системы политической  власти, в рамках которой крайне  принижена роль местных управленческих  структур. Сильные органы местного  самоуправления послужат гарантом  от разрушительных потрясений  в обозримом будущем, позволят  создать стабильную демократическую  общественно-политическую ситуацию  в обществе;

- потребность в развитой  органов правоохраны в субъектах  Российской Федерации. Этого требует  и быстрый рост экономического  влияния регионов, и острая необходимость  решения многих региональных  проблем, и важность эффективных  межрегиональных связей. Разработка  и осуществление такой политики  возможны только при широких  полномочиях муниципальных органов  власти, осуществление ими правоохраны,  а также их взаимодействия  с органами внутренних дел;

- острота проблемы укрепления  российской государственности, 
и роли местного самоуправления в системе правоохраны.  
Демократическая система власти способна сохранить централизованное 
государство такой сложной структуры, какую имеет Россия, лишь при 
наличии в своем фундаменте близких к населению территориальных 
структур управления;

Понятие местного самоуправления, система его органов, связь этих органов с населением и центральными органами власти, правоохранительными  органами исследовали еще русские  правоведы начала XX века. А.Д.Градовский, И.И.Евстихиев, Н.И.Лазаревский, М.И.Свешников  и др. Одни русские юристы определяли самоуправление как новую форму администрации, заключающуюся в свободном участии народа в заведовании делами, в вверенными местным административным органам.

Цель и задачи исследования: Цель курсовой работы состоит в исследовании компетенции органов местного самоуправления в сфере правоохраны, и рассмотрение нормативно правовых основ местного самоуправления как органа правоохраны. В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:

• обоснование исторических предпосылок формирования модели местного самоуправления в России;

• выявление нормативно правовых актов местного самоуправления как предмета правоохраны;

• раскрытие и обоснование  путей формирования современной  модели местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Общая  характеристика местного самоуправления в России

§1. Понятие и  система местного самоуправления в  России

Конституция Российской Федерации (ст. 12) закрепляет один из важнейших  элементов основ конституционного строя - местное самоуправление, которое  выступает самостоятельной формой осуществления народом принадлежащей  ему власти.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. 2 ст. 3) народ  вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через  органы местного самоуправления. Тем  самым на конституционном уровне впервые закреплено существование  независимой от государства системы  власти народа для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов  местного самоуправления отражает ст. 130 (п. 1) Конституции Российской Федерации: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное  решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и  распоряжение муниципальной собственностью». Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995 г. определяет местное  самоуправление как признаваемую и  гарантируемую Конституцией России самостоятельную деятельность населения  по решению непосредственно или  через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Приведенные выше формулировки позволяют сделать вывод о  том, что основная цель организации  местного самоуправления — широкое  привлечение местного населения  к самостоятельному решению вопросов местного значения, преодоление сложившейся  в годы Советской власти традиции решения всех без исключения вопросов только государственными структурами, ликвидация фактического отчуждения народных масс от повседневного осуществления  своей воли и интересов.

Институт местного самоуправления является демократичным, т.к. вовлекает  граждан в управление делами общества. В Конституции РФ впервые закреплены нормы, касающиеся народовластия и  местного самоуправления. Так, ч. 1 ст. 3 Конституции РФ закрепляет принципиальное положение о том, что многонациональный народ является единственным источником власти в России. А в ч. 2 ст. 3 Конституции РФ говорится о том, что осуществление народовластия происходит в различных формах - непосредственно, через органы государственной власти, через органы местного самоуправления. В тексте Конституции РФ неоднократно упоминается о местном самоуправлении (ст. 18, ч. 2 ст. 24, СТ.32, ст. 33).

Следует отметить, что современная  организация местного самоуправления создается в нашей стране не на пустом месте. Впервые местное самоуправление было сформировано в ходе реализации городских реформ Петра 1 (1699-1702 гг.). Принципиальные начала городского самоуправления были закреплены в Грамоте Екатерины II на права и выгоды городам Российской империи (1785 г.) и получили свое дальнейшее развитие в Городовом положении 1870 г. Самоуправление, осуществлявшееся традиционно в России на уровне сельских общин, получило законодательное оформление при проведении земской реформы. В Положении о губернских и  уездных земских учреждениях (1864 г.) достаточно последовательно реализовывалась  идея решения населением многих задач  губернского и уездного значения. К сожалению, местное самоуправление не было создано на низовом уровне — волости, а потому не достигло в конечном итоге своей цели. Положения  Конституции РСФСР 1918 г., закрепившие  полновластие Советов на всех уровнях, вплоть до села и поселка, разрушили, по существу, систему Российского  самоуправления. И лишь в июле 1993 г. с принятием закона «О местном  самоуправлении в Российской Федерации» стали складываться правовые основы современного механизма самоуправления. Они были дополнены положениями  указа Президента России от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации».

Местное самоуправление в  России, его система, принципы организации  и деятельности должны формироваться  в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом, призванным установить общие принципы организации системы  органов местного самоуправления, что  в соответствии с п. "Н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Существенный вклад в  возрождение местного самоуправления, регламентацию его сущности, организационных  форм и полномочий внесла Конституция  России 1993 г. и принятый в развитие ее норм Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации».

Указанный закон определил, прежде всего, систему местного самоуправления в России. Такая система включает в себя, на наш взгляд, законодательную  регламентацию и практическое осуществление2:

территориальных пределов местного самоуправления, его разновидностей;

механизма местного самоуправления;

основных принципов местного самоуправления;

полномочий органов и  должностных лиц местного самоуправления;

гарантий осуществления  местного самоуправления.

Принципиальным положением Федерального закона «Об общих принципах  организации местного самоуправления»  является указание на то, что его  система базируется на территориальной  основе, в пределах территорий муниципальных  образовании. Под муниципальными образованиями  Закон (ст. 1) понимает городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное  самоуправление, имеется муниципальная  собственность, местный бюджет и  выборные органы местного самоуправления. Одновременно закон указывает на основные разновидности субъектов  местного самоуправления. Ими могут  быть:

— городские и сельские поселения;

— части указанных поселений (районы городов, микрорайоны,

кварталы, улицы и т. п.);

— совокупности поселений, объединяемых общей территорией

(районы, уезды, сельские  округа — волости, сельсоветы  и т. д.).

Именно эти перечисленные  виды территорий, отличающиеся во многом от официальных, административно-территориальных, образований, призваны способствовать населению в решении многообразных  вопросов местного значения. Закон (ст. 1) устанавливает, что к такого рода вопросам относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения соответствующего муниципального образования. Понятно, что подобные вопросы могут быть решены как в рамках городов, районов, населенных пунктов, так и внутри и вне пределов этих территорий, но в складывающихся муниципальных образованиях.

§2. Принципы местного самоуправления

Принципы местного самоуправления - это основополагающие начала и  идеи, лежащие в основе организации  и функционирования местного самоуправления.

1. Самостоятельность решения  населением всех вопросов местного  значения.  В ст. 12 Конституции  РФ гарантируется, что местное  самоуправление в пределах свих  полномочий самостоятельно. Это  значит, что органы местного самоуправления  наделяются компетенцией, принадлежащей  только им, свободны в осуществлении  своих полномочий и несут за  это ответственность. Никто не  вправе вмешиваться в решения  вопросов субъектами местного самоуправления, утверждать отменять или приостанавливать их решения, если они приняты в рамках закона.

Принцип самостоятельности  местного самоуправления находит свое выражение также в ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 131 Конституции РФ.

Вместе с тем самостоятельность  местного самоуправления ограничивается лишь вопросами собственного ведения. В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ реализация государственных полномочий, пере-

данных органам местного самоуправления, подконтрольна государству.

2. Организационное обособление  местного самоуправления в системе  управления обществом & государством.

Конституция РФ впервые закрепила  принципиальное положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти (ст. 12). Это также означает, что местное самоуправление в  пределах своих полномочий самостоятельно. В то же время органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ч. 2 ст. 132 Конституция РФ).Конечно, деятельность органов местного самоуправления, будучи инициативной и самостоятельной, не является абсолютно независимой и обособленной от деятельности государственных органов. Ведь создание органов местного самоуправления и их функции определены актами органов государственной власти и они действуют в рамках общегосударственной политики.

3. Многообразие организационных  форм осуществления местного  самоуправления. Как уже отмечалось, установление общих принципов организации местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ).

В самих субъектах РФ закрепляются с учетом исторических и иных местных  традиций организационные основы и  различные формы осуществления  местного самоуправления (ч. 1 ст. 131 Конституции  РФ). Кроме того, ч. 2 ст. 130 Конституции РФ устанавливает, что местное самоуправление осуществляется гражданами через различные формы прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Информация о работе Местное самоуправление