Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 17:53, реферат
Инновационный менеджмент в каждой из его функций и процедур предусматривает использование разнообразных специфических приемов и методов, обеспечивающих обоснование и принятие рациональных управленческих решений. Совокупность этих методов и приемов, специфичных для различных функций управления, составляет методологию и методический аппарат инновационного менеджмента. Методы инновационного менеджмента — это система правил и процедур выполнения различных задач управления инновациями с целью выработки рациональных управленческих решений. Они, как правило, появляются в результате теоретических исследований и становятся достоянием широкой практики после масштабных экспериментальных апробаций. Методы менеджмента вносят определенную упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение систем управления на инновационном предприятии.
Делегирование включает комплекс управленческих решений, направленных на рациональное распределение работ по управлению инновационными процессами и ответственности за их осуществление между сотрудниками аппарата управления.
Мотивация предусматривает
создание системы моральных и
материальных стимулов для сотрудников
организации в эффективном и
производительном индивидуальном и
коллективном труде. Она также подразумевает
планирование, организацию и обеспечение
повышения профессионального
Из процессуальных функций менеджмента выделяется два вида деятельности, составляющих содержание труда менеджера любого уровня иерархии: решения и коммуникации. По существу процессуальные функции менеджмента являются основными средствами реализации его предметных и социально-психологических функций.
Осознанная воля руководителя в управлении инновациями находит свое выражение в управленческих решениях, которые выступают главной формой осуществления инновационных идей. Они охватывают все стадии жизненного цикла инновационного предприятия от момента его возникновения до ликвидации. Ответственность и значимость последствий принимаемых управленческих решений требуют выработки менеджерами строгой последовательности действий и обоснований, связанных с их подготовкой и реализацией. Совокупность таких правил, их соблюдение составляют содержание процессуальной функции решений в менеджменте.
Функция коммуникации в ИМ заключается в подготовке, получении, переработке и передаче информации для успешного продвижения инноваций. Так как инновации практически всегда связаны с новой информацией, коммуникационная функция управления имеет большое значение и является специфическим элементом ИМ.
Вся текущая деятельность
менеджера в инновационной
Следует заметить, что предметные,
социально-психологические и
Предметные функции
Процесс управления в соответствии
с принципиальной схемой начинается
с формирования системы целей
и задач инновационной
Планирование, как функция ИМ, заключается в обоснованном формировании основных направлений и пропорций инновационной деятельности в соответствии с установленными целями развития, возможностями ресурсного обеспечения и имеющимся спросом на рынках .
Значение планирования инноваций состоит в том, что в ходе плановых расчетов обеспечивается: детализация целей инновационного проекта (ИП) и доведение их до отдельных структурных звеньев и исполнителей; установление состава реализуемых проектов; распределение заданий по участникам ИП; определение состава необходимых ресурсов, согласование очередности и сроков реализации отдельных работ и создание условий для выполнения заданий, установленных на каждый период времени. Необходимость планирования инноваций и усиление его роли в обеспечении конкурентоспособности организаций в современных условиях связаны с расширением масштабов и усложнением ИП; многовариантностью и вероятностным характером инновационных процессов; развитием специализации и расширением кооперации в инновационной сфере; расширением хозяйственной самостоятельности и повышением экономической ответственности организаций за результаты инновационной деятельности. Все перечисленное объективно требует проведения тщательной плановой проработки управленческих решений в инновациях. Этот вывод относится в равной степени как к малым инновационным предприятиям, для которых успешная реализация запланированных проектов служит гарантией их жизнеспособности, так и к крупным, для которых ИП выступают важным фактором стратегического успеха. В рамках целостной системы ИМ планирование выполняет следующие основные задачи: структуризацию целей инновационной деятельности и доведение их до отдельных исполнителей; формирование программ мероприятий, научных, технических и производственных задач, решение которых обеспечит достижение установленных целей развития; временную и пространственную взаимосвязь отдельных целей, подцелей, мероприятий и исполнителей; оценку материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для реализации принятых инновационных программ; регулирование хода выполнения работ по ИП.
Структура и методы планирования
инноваций должны учитывать такие
специфические черты этой сферы
деятельности, как вероятностный
характер содержания и результатов
инноваций, масштабность последствий
их реализации в народном хозяйстве,
перспективность и
Организация инноваций. Сущность
функции организации
Организация инноваций составляет одну из важнейших функций ИМ, осуществление которой является наиболее существенной частью деятельности руководителей всех уровней. Организация в ИМ обеспечивает рациональное сочетание во времени и в пространстве всех элементов инновационного процесса с целью наиболее эффективного выполнения принятых плановых решений. В этом качестве организация инноваций выступает средством исполнения плановых заданий и определяет условия, в которых они будут осуществляться. Это положение является очень важным, так как оно требует гибкой организации и динамичного изменения ее в зависимости от содержания тематики работ. Современные теория и практика ИМ обладают большим разнообразием форм и видов организации инноваций.
При организации инновационной
деятельности, как правило, сначала
формируется научно-
Организационная структура
инноваций является весьма динамичным,
гибко реагирующим на изменения
внешних и внутренних условий
элементом ИМ. Нередко в рамках
одного ИП используется несколько различных
типов организационных структур
управления инновациями: для быстро
развивающихся направлений
Различные формы организации
инновационных процессов
Контроль как предметная функция менеджмента завершает управленческий цикл в инновациях и, таким образом, гарантирует эффективность осуществления всех остальных функций. Сущность контроля в ИМ заключается в том, что он обеспечивает выполнение установленных плановых заданий, направленных на безусловное достижение принятых целей развития в заданных организационных условиях. В задачи контроля входят: сбор и систематизация информации о состоянии инновационной деятельности и ее результатах; оценка состояния и полученных результатов деятельности; анализ причин отклонений и факторов, влияющих на результаты деятельности; подготовка и реализация решений, направленных на достижение намеченных целей развития.
В системном представлении
контроль выполняет функцию обратной
связи в процессе управления инновациями:
информационные потоки в нем направлены
от объекта к субъекту управления.
Наличие обратной связи выступает
обязательным условием завершенности
системы управления. Контроль в ней
формируется как целостная
Стратегический контроль составляет содержание деятельности высшего менеджмента на инновационном предприятии и предусматривает учет, оценку и анализ результатов разработки и реализации перспективной концепции развития инноваций. Он осуществляется как на стадии формирования стратегии, так и в ходе ее реализации. Стратегический контроль концентрируется на жизненно важных аспектах политики инновационного предприятия: маркетинге, научно-технических прогнозах, продуктово-тематическом портфеле. При организации и проведении стратегического контроля используются методы качественных оценок, сравнительного анализа тенденций, международных сопоставлений.
Оперативный контроль составляет
содержание деятельности в большей
степени среднего и низшего менеджмента
на инновационном предприятии. Он нацелен
на текущий учет, анализ осуществляемых
инновационных процессов и
Финансовый контроль инноваций
ориентирован на конечные экономические
результаты деятельности инновационного
предприятия. Объектами контроля являются
такие показатели, как прибыль, издержки,
объемы производства и продаж, инвестиции
и эффективность их использования,
обеспеченность финансовыми средствами
и финансовое состояние предприятия,
а также отдельных проектов (платежеспособность
и ликвидность). Финансовый контроль
проводится на разных уровнях управления
в соответствии с принятой на предприятии
организационной структурой. Наряду
с общим контролем по предприятию
он обязательно организуется по отдельным
подразделениям или так называемым
центрам ответственности и
Административный контроль
инноваций на инновационном предприятии
также имеет иерархическую
Информация о работе Методические основы инновационного менеджмента на предприятии