Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:59, контрольная работа
Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Метод кейсов…………………………………………………………………..3-5
Достоинства и ограничения метода кейсов…………………………….…..6-8
Метод «Инцидента»…………………………………………………………..9-11
Список литературы………………
Федеральное агентство по образованию
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский
государственный торгово-
ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)
Кафедра «Управления персоналом и коммерческого права»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Игротехнический менеджмент»
Тема: Методы активизации учебного процесса
Пермь-2012
Содержание
Метод кейс-стади в образовании берёт своё начало в двадцатых годах прошлого века.
Суть метода довольно проста:
для организации обучения
Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.
Кейс-метод выступает как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, развить творческий потенциал. Этому способствует и широкая демократизация и модернизация учебного процесса, раскрепощение преподавателей, формирование у них прогрессивного стиля мышления, этики и мотивации педагогической деятельности.
В настоящее время этот метод чрезвычайно широко распространён, особенно при обучении экономике, управлению, а также в бизнес-образовании. Использование кейс- метода теперь не ограничивается только обучением, очень активно метод кейс-стади используется как исследовательская методика. Так, например в 2003 году в Томске была начата реализация исследовательской программы «Исследование феноменов и тенденций перехода к Открытому образовательному пространству», в рамках которой метод кейс стадии был использован как исследовательский метод. Первый этап реализации программы завершился выходом сборника кейсов «Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стади» под редакцией Г.Н. Прозументовой.
Таким образом, происходит быстрое распространение метода в образовании, но при этом возникают и определённые трудности. Прежде всего, они связаны с поверхностным отношением преподавателей к методологической основе метода. Часто возникают ситуации, когда под использованием метода кейс-стади подразумевается привнесение в учебный процесс «псевдо» ситуаций, так называемых «примеров из жизни», а образовательная дискуссия подменяется разговором «про жизнь». В тоже время, кейс-метод может стать реальным средством повышения профессиональной компетентности преподавателя, способом соединения учебного, образовательного и исследовательского содержания в обучении.
Эффективность метода в том, что он достаточно легко может быть соединён с другими методами обучения.
Кейс представляет собой результат отражательной деятельности преподавателя. Как интеллектуальный продукт он имеет свои источники. Тезис о том, что жизнь является источником кейсов вряд ли у кого вызывает сомнение. Заслуживает обсуждения лишь то, в какой степени она предопределяет содержание и форму кейса. Общественная жизнь во всем своём многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса.
Другим источником выступает образование. Оно определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в кейс-метод другие методы обучения и воспитания.
Обучающая функция его сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Строится этот кейс по принципам создания исследовательской модели. Поэтому применять его лучше всего не как метод общеобразовательного обучения, а как метод повышения квалификации, т.е. как метод переподготовки профессионалов. Доминирование исследовательской функции в нём позволяет довольно эффективно использовать его в научно-исследовательской деятельности.
Студенты чувствуют себя увереннее, если они хорошо знают среду и контекст, в котором происходят события, описанные в кейсах, им значительно тяжелее обсуждать американскую среду, поведение и мотивы американских или других иностранных потребителей. Преподаватель тоже чувствует себя увереннее, дирижируя обсуждением кейса, который базируется на местном материале, поскольку он лучшее знает и область, и самое предприятие. В конце концов, при обсуждении таких кейсов существует уникальная возможность пригласить руководителя предприятия.
Плюсы метода кейс-стади очевидны: он позволяет обучаться на реальных проблемных ситуациях (в т.ч. инновационных), получать навыки решения проблем и управления бизнесом. И это даёт все основания, чтобы и метод кейс-стади, и кейсы использовать для обучения инноваторов. Однако недостатки классического кейс метода не так очевидны, и о них практически не пишут. Отметим некоторые из них.
Дороговизна метода
Год обучения в приличной бизнес-школе стоит более $30 тыс. Рейтинг журнала Fortune, посвящённый лучшим бизнес-школам США (с точки зрения перспектив трудоустройства их студентов), в 2007 г. возглавила школа Уортона Пенсильванского университета. В среднем каждый выпускник этой школы получает по три предложения от работодателя с годовой зарплатой в $100 тыс. Обучение в Уортоне, которое длится 21 месяц, обойдётся слушателю в $90 тыс. При этом в стоимость обучения не включена плата за проживание, затраты на питание и учебные материалы.
На втором месте находится бизнес-школа Гарвардского университета. Обучение, стоимостью $90 тыс., здесь длится 24 месяца. При этом средняя зарплата выпускника составляет $97 тыс. в год.
Третье место занимает бизнес-школа Массачусетского технологического института. Двухгодичная программа обучения обойдётся студенту в $86 тыс. При этом зарплата выпускника составит $97,5 тыс.
Метод кейс-стади предполагает коллективное обсуждение кейсов. Это, с одной стороны, плюс, т.к. у студентов вырабатывается навык коллективной работы, обсуждения, умение выступать и отстаивать свои предложения и завязывать личные контакты (которые так полезны бизнесменам). Но такой «коллективизм» дорог: нужно собрать группу в одной аудитории, а это затраты на проезд, проживание, обучение (помещение, высокая оплата профессорам, администрации и обслуживающему персоналу, налоги и прибыль университета). Конечно, не все эти затраты относятся именно к методу кейс-стади (но он ведь занимает значительную часть обучения). Кроме того, обучение длится до двух лет. Не многие могут позволить себе на такое время выйти из коллектива, из бизнеса. Не потому ли сегодня более половины слушателей учатся на вечерних отделениях МВА?..
В общем, бизнес-образование стоит слишком дорого (как по финансам, так и по затратам времени) и для жителей развитых, и особенно развивающихся стран.
Отсутствие инструментальных методов решения проблем
В классическом методе кейс-стади, как правило, делается акцент на исходной проблеме и далее — на предлагаемых студентами решениях. А вот методам постановки задачи и поиска решений уделяется немного времени. Правда, используются мозговой штурм (BrainStorming), в том числе конференция идей и другие его разновидности, а также модели типа «бостонской матрицы», SWOT-анализа.
Но эти методы анализа и решения задач малоэффективны. Отсутствие в кейс-стади инструментальных методик «затушёвывается» коллективным методом обсуждения, презентациями и конкурентной дискуссией студентов. Создаётся иллюзия высокой «творческости» метода кейс-стади. А по сути это завуалированный устаревший метод проб и ошибок, малоэффективный при решении серьёзных творческих задач. Причём у преподавателей и студентов зреет уверенность, что с помощью типовых решений можно решить многие проблемы. Но бизнес-реальность не вписывается в прокрустово ложе шаблонов вчерашнего дня. Ведь выпускники будут работать в быстроизменяющемся настоящем и в малопрогнозируемом будущем.
Важно: этот метод не позволяет в полной мере готовить предпринимателей и инноваторов, а лишь наёмных управленцев-менеджеров (исключение типа бизнес-школы INSEAD, Франция) лишь подтверждает это правило).
В основном выпускники бизнес-школ работают в среднем звене корпораций. Причём среди крупных топ-менеджеров выпускников престижных бизнес-школ немного. Так, исследование Business Week в 2004 г. по пятистам самым высокооплачиваемым управленцам компаний из индекса Standard&Poors’s показало, что только 146 из 500 руководителей имеют степень МВА. В параллельном исследовании университета Пейс (США) показано, что гендиректоры с престижным МВА работали ничуть не эффективнее управленцев с менее элитным образованием (Лавелль Луи. Мифы и реальность МВА. Журнал BusinessWeek Россия, 2006, март).
Вот в этих недостатках кейс-стади — тупик, ещё не совсем ощущаемый апологетами метода. Хотя кейс-стади и является сегодня мировым стандартом бизнес-образования, этот метод уже не отвечает вызовам времени. Вкупе с увеличением динамичности мира, с развитием интернет-технологий, появлением новых бизнес-моделей очевидно, что жизненный цикл этой обучающей системы завершается.
Ещё один широко применяемый на практике
метод АКС — анализ инцидентов (от лат. incidens — случающийся) — случай, происшествие,
столкновение, обычно неприятного характера.
Этот метод отличается от предыдущего
тем, что его цель — поиск информации для принятия
решения самим обучаемым и научение
его поиску необходимой информации: ее
сбору,систематизации и анализy.
Обучаемые вместо
подробного описания ситуации получают
лишь, краткое сообщение об инциденте,
произошедшем в какой-либо организации.
Сообщение может быть письменным или устным
по типу «Случилось или произошло...». Для
принятия обоснованного решения обучаемым
умышленно предлагается явно недостаточная
информация, поэтому им необходимо прежде
всего:
собрать информацию;
разобраться в обстановке;
определить, есть ли проблемы и в чем они
состоят; подумать, что надо делать;
выяснить, что нужно знать для принятия
того или иного решения.
Обучаемые оказываются
перед необходимостью поиска дополнительной
информации, следовательно, вынуждены
задавать вопросы, преимущественно восходящие
— «вопросы на развитие» для получения
дополнительной информации. Обычно такого
типа вопросы начинаются со слов: «что»,
«где», «когда», «почему», «как», «какой»,
«зачем». Преподаватель, в свою очередь,
может открыть дискуссию о необходимости
той или иной информации или сразу сообщить
требуемые данные. Получив необходимую
и достаточную, по их мнению, информацию,
обучаемые анализируют ее, принимают решения
в небольших подгруппах по 3—5 человек,
а затем выносят на общую дискуссию так
же, как это делается при традиционном
анализе ситуаций, описанном выше.
Можно использовать
следующие варианты проведения занятий,
^ Ситуация
готовится заранее самим преподавателем,
затем зачитывается та ее часть, которая
является инцидентом, а потом после завершения
процесса задавания вопросов слушателями,
каждая подгруппа принимает свое решение,
и уже затем в открытой дискуссии обсуждаются
его правильные и неправильные аспекты.
^ Преподаватель
рассказывает обучаемым о технологии анализа ситуаций методом
«инцидента», затем дается время 15 — 20
мин, и каждая команда отрабатывает свой
вариант ситуации (взятый из книги, практической
деятельности предприятий и т.п.). Когда
ситуации у всех команд будут разработаны,
тогда начинается процедура сбора информации:
«инцидент» («случилось...»); вопросы и
ответы; принятие решения; презентация
решения и его анализ авторами ситуации.
Затем другая команда действует в той
же последовательности.
Возможные формы организации
занятия:
каждый запрос на дополнительную информацию
обсуждается слушателями, и решается вопрос
о ее необходимости для принятия обоснованного
решения;
каждой подгруппе слушателей выдается
вся информация, которую они запросили,
а затем на общей дискуссии при обсуждении
принятых решений выясняется, какая из
полученной информации оказалась использованной
при выработке решения;
производится как качественное (значимость
информации для принятия решения), так
и количественное взвешивание (в очках,
баллах) «стоимости» запрошенной информации
по сравнению с ценностью принятого решения
в тех же единицах. При этом «стоимость»
информации заранее оговаривается, а оценку
решений слушатели производят коллективно.
Таким образом, обучаемые приучаются собирать
информацию рационально и направленно.
Вместе с тем
метод «инцидента» имеет следующие ограничения.
Зачастую обучаемые осуществляют поверхностный
анализ и принимают решение в условиях
неполной информации. Порой обучаемые
не умеют ставить корректные вопросы с
соблюдением их жанра: «на уточнение»,
«на развитие». В свою очередь плохо сформулированный
вопрос не позволяет получить необходимую
информацию. Из-за торопливости и неразвитости
аналитического потенциала обучаемых
иногда истинная проблема, заложенная
в ситуации, остается не полностью выявленной.
Неправильно поставленный диагноз и излишняя
быстрота в принятии решений также могут
привести к поверхностной диагностике
и «неэффективному лечению».
К достоинствам
метода «инцидента» обычно относят следующие:
развивает важное управленческое умение
— собирать и анализировать информацию;
-развивает навык постановки вопросов
«на развитие», «на уточнение», «на понимание»;
развивает у слушателей навык выявления
и формулировки проблемы, составляющей
основу ситуации;
осваиваются навыки системного подхода
к принятию управленческих и социально-психологических
решений.