Методы анализа внешней среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Любая организация существует и функционирует во взаимосвязи с множеством факторов. Эти факторы по-разному воздействуют на организацию и оказывают очень существенное влияние на возможности организации, ее перспективы и стратегию. Совокупность факторов взаимодействия рассматривается в менеджменте как среда организации.
В этой работе мы раскроем понятие и значение факторов внешней среды организации. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны.

Содержание

Введение 3
1. Теоретико - методологические основы изучения среды организации
1. 1. Понятие «внешняя среда организации» 6
1. 2. Методы изучения внешней среды 8
2. Составление профиля среды «ОАО Ростелеком»
2.1. Характеристика «ОАО Ростелеком» 18
2.2. Анализ макроокружения «ОАО Ростелеком» 20
2.3. Анализ микроокружения «ОАО Ростелеком» 24
Заключение 30
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Коновалова М-204.docx

— 85.72 Кб (Скачать файл)

Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей (табл.1.2):

 

Таблица 1.2 – Матрица возможностей

 

Матрица возможностей

Сильное влияние

Умеренное влияние

Малое влияние

Высокая вероятность

ПОЛЕ «ВС»

ПОЛУ «ВУ»

ПОЛЕ «ВМ»

Средняя вероятность

ПОЛЕ «СС»

ПОЛЕ «СУ»

ПОЛЕ «СМ»

Низкая

вероятность

ПОЛЕ «НС»

ПОЛЕ «НУ»

ПОЛЕ «НМ»


 

 

Вертикальное поле матрицы: степень влияния возможности на деятельность организации (сильное влияние, умеренное влияние, малое влияние).

Горизонтальное поле матрицы: вероятность того, что из возможностей организация сможет использовать (высокая вероятность, средняя вероятность, низкая вероятность).

Полученные внутри матрицы девять полей возможностей имеют равное значение для организации.

Возможности, попадающие на поля «ВС», «ВУ» и «СС», имеют большое практическое значение для организации, и их надо обязательно использовать.

Возможности же, попадающие на поля «СМ», «НУ» и «НМ», практически не заслуживают внимания организации. В отношении возможностей, попавших на оставшиеся поля, руководство должно принять позитивное решение об их использовании, если у организации имеется достаточно ресурсов.

Для оценки угроз составляется следующая матрица (табл.1.3):

 

Таблица 1.3 – Матрица угроз

 

Матрица угроз

Разрушение

Критическое состояние

Тяжелое состояние

«Легкие ушибы»

Высокая вероятность

ПОЛЕ «ВР»

ПОЛЕ «ВК»

ПОЛЕ «ВТ»

ПОЛЕ «ВЛ»

Средняя вероятность

ПОЛЕ «СР»

ПОЛЕ «СК»

ПОЛЕ «СТ»

ПОЛЕ «СЛ»

Низкая вероятность

ПОЛЕ «НР»

ПОЛЕ «НК»

ПОЛЕ «НТ»

ПОЛЕ «НЛ»


 

 

Вертикальное поле матрицы: возможные последствия для организации, к которым может привести реализация угрозы (разрушение, критическое состояние, тяжелое состояние, «легкие ушибы»).

Горизонтальное поле матрицы: вероятность того, что угроза будет реализована (высокая вероятность, средняя вероятность, низкая вероятность).

Те угрозы, которые попадают на поля «ВР», «ВК» и «СР», представляют очень большую опасность для организации и требуют немедленного и обязательного устранения.

Угрозы, попавшие на поля «ВИ», «СК» и «НР», также должны находится в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первостепенном порядке.

Что касается угроз, находящихся на полях «НК», «СТ» и «ВЛ», то здесь требуется внимательный и ответственный подход к их устранению.

Попавшие на оставшиеся поля угрозы не должны выпадать из поля зрения руководства организации. В этом случае должно осуществляться внимательное отслеживание их развития, хотя при этом не ставится задача их первостепенного устранения.

Наряду с методами изучения угроз, возможностей, силы и слабости организации для анализа среды может быть применен метод составления ее профиля. Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды (табл.1.4) удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.

Метод составления профиля среды заключается в следующем. В таблицу профиля среды выписываются отдельные факторы среды. Каждому фактору экспертным образом дается2:

    • оценка его важности для отрасли по шкале: 3 – сильное значение, 2 – умеренное значение, 1 – слабое значение;

    • оценка его влияния на организацию по шкале: 3 – сильное влияние, 2 – умеренное влияние, 1 – слабое влияние, 0 – отсутствие влияния;

    • оценка направленности влияния по шкале: +1 – позитивное влияние, -1 – негативная направленность.

 

 

 

Таблица 1. 4– Профиль среды

 

Факторы среды

Важность для отрасли

А

Влияние на организацию В

Направленность влияния

С

Степень важности

D = A* B * C

         

 

 

Далее все три экспертные оценки перемножаются, и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации. По этой оценке руководство может заключить, какие из факторов среды имеют относительно первостепенное значение для их фирмы и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания, а какие факторы заслуживают меньшего внимания.

Часто для анализа макросреды используется методика STEP-анализа. Термин «STEP» означает анализ макросреды, основывающийся на изучении социальных, технологических, экономических и политических факторов.

Существует два основных варианта STEP- и PEST – анализа. Вариант STEP-анализа используется для стран с развитой экономикой и стабильной политической системой, приоритеты – учет социальных и технологических факторов.

Для анализа макросреды в тех странах, где экономика слабо развита и находится в переходном периоде, применяют форму PEST – анализа, где на первом месте факторы политики и экономики. При выборе первого или второго варианта критерием выступает приоритетность учета тех или иных групп факторов макросреды с точки зрения силы возможного воздействия и стабильности факторов для мониторинга.

Таким образом, PEST – анализ – это инструмент, предназначенный для выявления:

    • политических (Policy),

    • экономических (Economy),

    • социальных (Society),

    • технологических (Technology).

аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании.

Основные факторы этого метода схематично изображены на рис. 1.5.

 

 

Рисунок 1.5 - Основные факторы PEST — анализа

 

Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия.

Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST – анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

Важным при проведении PEST – анализа является требование системности стратегического анализ каждой из четырех указанных компонент, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны

Данный вид анализа может проводиться с использованием различных форматов, часто это два варианта: простая четырехпольная матрица, внешний вид которой приводится ниже в таблице 1.6 и табличная форма STEP-анализа (табл. 1.7). Каждый из этих вариантов имеет преимущества и недостатки. Выбор способы проведения анализа зависит от целей анализа, степени готовности экспертов и целого ряда других факторов.

 

Таблица 1.6 - Четырехпольная матрица PEST – анализа

 

Политические факторы

Экономические факторы

1

1

2

2

……..

……..

Социальные факторы

Технологические факторы

1

1

2

2

………

……..


 

 

Таблица 1.7 - Табличная форма для проведения STEP-анализа

 

Группы факторов

События

/факторы

Опаснос

ть/ возмож

ность

Вероятн

ость события или проявления фактора

Важно

сть фактора или событ

ия

Влиян

ие на компан

ию

Программа действий

Политические

1

2….

         

Экономические

1

2….

         

Социальные

1

2….

         

Технологические

1

2….

         

 

 

В таблице 1.8 приведены основные показатели, которые учитываются при проведении оценки внешней среды.

 

Таблица 1.8 – Основные показатели оценки внешней среды

 

Факторы внешней среды

Показатели внешней среды

1. Поставщики

1. Интегральный показатель  качества поступающего сырья (по видам) и материалов

2. Интегральный показатель  качества (полезного эффекта) комплектующих  изделий, оснастки, запасных частей  и т.д.

3. Интегральный показатель  качества информации, поступающей  в организацию

4. Интегральный показатель  качества нормативно-методической  и технико-экономической документации, поступающей в организацию

5. Интегральный показатель  качества подготовки специалистов, поступающих в организацию

2. Потребители

1. Тенденции изменения круга потребностей основных потребителей товаров организации

2. Прогноз изменения параметров  рынка по объему и ассортименту товаров

3. Прогноз изменения доходов  потребителей 

3. Конкуренты

1. Анализ качества, цен, конкурентоспособности  товаров конкурентов, силы конкуренции  на рынках

2. Анализ организационно-технического  уровня производства основных  конкурентов 

3. Прогнозирование конкурентоспособности  и удельной цены товаров основных конкурентов

4. Контактные аудитории

1. Анализ отношения к организации и ее товару финансовых кругов региона (страны), средств массовой информации, государственных и муниципальных учреждений, гражданской группы содействия, общественных организаций и др.

2. Разработка мероприятий  по улучшению отношений с контактной аудиторией

5. Маркетинговые посредники

1. Анализ имиджа структуры  и стратегии торговых посредников и уточнение совместно с ними стратегии маркетинга продвижения товаров

2. Налаживание контактов  с агентствами по оказанию маркетинговых услуг (рекламные агентства, консалтинговые фирмы, фирмы маркетинговых исследований и др.)

3. Установление связей  с кредитно-финансовыми учреждениями

6. Законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности

1. Формирование банка  данных по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности

2. Анализ влияния ставок  налогов, таможенных пошлин, квот  лицензий и других показателей на эффективность работы организации

3. Подготовка и лоббирование предложений по совершенствованию законодательства по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности


 

 

Информация о работе Методы анализа внешней среды