Методы анализа внешней среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Любая организация существует и функционирует во взаимосвязи с множеством факторов. Эти факторы по-разному воздействуют на организацию и оказывают очень существенное влияние на возможности организации, ее перспективы и стратегию. Совокупность факторов взаимодействия рассматривается в менеджменте как среда организации.
В этой работе мы раскроем понятие и значение факторов внешней среды организации. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны.

Содержание

Введение 3
1. Теоретико - методологические основы изучения среды организации
1. 1. Понятие «внешняя среда организации» 6
1. 2. Методы изучения внешней среды 8
2. Составление профиля среды «ОАО Ростелеком»
2.1. Характеристика «ОАО Ростелеком» 18
2.2. Анализ макроокружения «ОАО Ростелеком» 20
2.3. Анализ микроокружения «ОАО Ростелеком» 24
Заключение 30
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Коновалова М-204.docx

— 85.72 Кб (Скачать файл)

Методика STEP-анализа, как и все прочие перечисленные в данной работе методики анализа, дает наибольший результат, если анализ проводится регулярно с использованием одинакового формата. В этом случае фиксируют показатели динамики факторов и их влияние на предприятие.

В итоге можно получить так называемую модель реакции конкретного предприятия на совокупность факторов макросреды. Это не что иное, как своего рода модель опыта, которая может позволить повысить качество принятия всех видов рыночных решений предприятия.

Как видим, изучение среды – очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих изменений в среде, объективной оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде.

Изучение среды дает возможность организации обеспечить успешное продвижение к своим целям.

 

 

 

 

 

 

2. Составление профиля среды «ОАО Ростелеком»

2.1. Характеристика «ОАО Ростелеком»

«Ростелеком» — российская телекоммуникационная компания. Предоставляет услуги местной и дальней телефонной связи, широкополосного доступа в Интернет (первое место в России по количеству абонентов), цифрового телевидения, сотовой связи и др. По данным компании, её услугами пользуются более 100 млн жителей России.

«Ростелеком» выступает исполнителем мероприятий различных государственных программ в области информационных технологий: создание и развитие инфраструктуры электронного правительства (включая портал государственных услуг), телекоммуникационное обеспечение избирательного процесса (функционирование ГАС «Выборы», организация системы видеонаблюдения за выборами), другие мероприятия. Обладает крупнейшей магистральной сетью связи в стране общей протяженностью около 500 тысяч км.

Полное наименование — Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком». Штаб-квартира — в Москве. Юридически компания с 2006 года зарегистрирована в Санкт-Петербурге.

30 декабря 1992 года распоряжением  Госкомимущества России создано  государственное предприятие «Ростелеком», в состав которого вошли 20 государственных  предприятий междугородной и  международной связи, а также  оборудование связи «Интертелекома».

27 августа 1993 года государственное  предприятие связи «Ростелеком»  было преобразовано в акционерное  общество открытого типа междугородной  и международной электрической связи «Ростелеком». Общество зарегистрировано 23 сентября 1993 года.

29 мая 2009 года Правительственная  комиссия по транспорту и связи  приняла концепцию реформирования  холдинга «Связьинвест» на базе ОАО «Ростелеком», а 20 октября совет директоров ОАО «Связьинвест» единогласно одобрил план реорганизации холдинга в форме присоединения к «Ростелекому» семи межрегиональных компаний связи (МРК) — ОАО «ВолгаТелеком», ОАО «Дальсвязь», ОАО «Северо-Западный Телеком», ОАО «Сибирьтелеком», ОАО «Уралсвязьинформ», ОАО «ЦентрТелеком», ОАО «ЮТК», а также ОАО «Дагсвязьинформ» (Открытое акционерное общество связи и информатики Республики Дагестан) в течение 2010—2011 годов.

В результате объединения на базе ОАО «Ростелеком» создавалась крупная телекоммуникационная компания, предоставляющая услуги доступа в Интернет, мобильной и фиксированной связи. Операционная синергия от объединения компаний на базе «Ростелекома» планировалась на уровне 30 млрд руб. (около $1,02 млрд).

В состав «Ростелекома» в процессе поглощения межрегиональных компаний связи вошли девять операторов сотовой связи, работавших в 30 регионах России, с абонентской базой 16 млн пользователей по итогам 2009 года (после изменения методики учёта неактивных абонентов в третьем квартале 2010 года их число сократилось до 12,5 млн человек). Также, в результате конкурсов, проведённых Роскомнадзором в апреле 2011 года, Ростелеком получил лицензии GSM-1800 на территории Амурской, Магаданской и Сахалинской областей, Хабаровского и Камчатского краев, Якутии, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа, и лицензию GSM 900/1800 на территорию Корякского округа Камчатского края.

30 ноября 2011 года начался  процесс объединения и ребрендинга всех сотовых активов компании. До середины 2012 года сотовые операторы, входящие в «Ростелеком», работали в режиме кобрендинга (одновременного использования старого и нового логотипа), после этого услуги сотовой связи стали оказываться под единым брендом «Ростелекома». С 17 сентября 2012 года сотовые операторы, входящие в «Ростелеком», работают под федеральным брендом.

В начале 2013 года стало известно, что «Ростелеком» намеревается выделить активы, связанные с сотовой связью, в отдельный бизнес и в дальнейшем объединить их с компанией «Tele2 Россия» (российским бизнесом шведского оператора Tele2, в 2013 году выкупленным у скандинавов российскими инвесторами). Предполагается, что «Ростелеком» получит в новом мобильном операторе 45 %.

 

2.2. Анализ макроокружения «ОАО Ростелеком»

В состав компонентов макроокружения входят: экономическая, политическая, правовая, социальная, технологическая, природно-географическая  компонента.

Для оценки экономической компоненты макроокружения организации необходимо рассмотреть основные показатели, характеризующие экономическое положение Северно - Западного федерального округа и входящих в него краев и областей в настоящее время.

Изучив экономические показатели за 2006-2013 г. В  Северо- Западном федеральном округе и в стране в целом, которые  характеризуют экономическую компоненту макроокружения ОАО «Ростелеком» можно сделать вывод, что на данном этапе времени существующие тенденции оказывают благоприятное влияние на организацию в целом.

В связи с наметившейся стабилизацией и значительным экономическим ростом происходит усовершенствование  структуры, качества и укрупнение центров связи, о чем свидетельствует результат объединения крупнейших операторов связи в единую компанию ОАО «Ростелеком». Как в регионе, так и в целом по стране, увеличиваются объемы услуг связи, также происходит распространение качественно новых услуг связи, таких, как IP телефония, Интернет, сотовая связь, о чем свидетельствует  увеличение сотовых и Интернет - компаний, как в регионе, так и по стране в целом.

 В результате в ОАО  «Ростелеком» за период с 2008 по 2013 год наметились не только процессы стабилизации, но и повышение  уровня экономических показателей,  в силу увеличения спроса на услуги телефонных компаний и соответственно рост объемов оказываемых услуг и улучшение их качества (в частности из – за высокой конкуренции).

Сейчас, в силу объединения таких компаний в единый центр и развитие перспективных направлений в данной отрасли, спрос  вырос на всей  территории Сибирского округа и даже в тех регионах (деревнях, поселках), где распространение связи было крайне затруднительным, что  при условии сохранения существующей динамики, позволяет считать наличие на ближайшее время хороших перспектив развития для ОАО «Ростелеком».

Политическую компоненту макроокружения организации на данный этап времени в целом по стране можно охарактеризовать как стабильную.

Правда, этому предшествовала длинная череда частых смен Правительств в стране, что не могло не отразиться отрицательным образом на проводимую ими экономическую политику, в частности на возникающие кризисы в финансовой сфере, вызывающие за собой ухудшение состояния экономики в целом. Поэтому стабилизация ситуации в политической сфере привела к общему улучшению ситуации и в других сферах, в том числе и экономической, а, следовательно, появились возможности для более эффективного использования своего потенциала всеми субъектами хозяйствования.

Правовая составляющая ОАО «Ростелеком» включает в себя Конституцию РФ и Конституцию входящих в него краев и областей, законы и подзаконные актами как федерального, так и краевого (областного) значения, которые регулируют деятельность юридических и физических лиц, а также их объединений на всей территории страны.

Правовая составляющая очень сложна по структуре и поэтому все спорные вопросы на каждой территориальной единице приходится решать сообща, ведь на каждой из единиц существуют самостоятельные нормативные документы и акты, что само по себе  немного затрудняет  ведение внутренней политики предприятия, но ОАО «Ростелеком» очень успешно удается с этим справится.

К примеру, c помощью аппарата полномочного представителя президента руководство  предприятия уладило спорный вопрос с Министерством по антимонопольной политике. МАП РФ требовало при объединении вывести из состава структур ОАО "Ростелеком" так называемые непрофильные активы (высокодоходные виды услуг: Интернет, сотовая связь). Но тогда не осталось бы средств на развитие предприятия, дотацию традиционных социально значимых услуг. Руководству  удалось отстоять свою позицию и сохранить  свои активы в  составе ОАО «Ростелеком».

Правовая среда  отрасли связи регулируется  федеральным законом «О связи», в который были внесены поправки и обновления 09.05.2011 г., а в мае 2012 г. в него были дополнительно внесены еще некоторые коррективы, поэтому она достаточна мобильна и закон «О связи» соответствует всем требованиям современного законодательства.

Все это говорит о том, что правовая компонента макроокружения достаточно разработана и в полной мере  соответствует нормальному функционированию организаций в современных условиях, что является фактором, который ускоряет темпы экономического развития.

В целом ситуация, складывающаяся в социальной сфере оказывает значительное влияние на ОАО «Ростелеком», так как подавляющий объем услуг организации потребляется  населением, чей уровень доходов как видно в сравнении с показателями 2012 года растет, постоянно происходят прибавки к пенсиям, очень активно субсидируются  расходы на связь и другие услуги для пенсионеров, если не основных, то одних из основных потребителей услуг ОАО «Ростелеком». Но несмотря на это происходит увеличение смертности как в стране, так и в регионе в целом, что негативно сказывается на социальной обстановке в России, Но все таки, как выяснилось этот показатель не значительно влияет на потребление услуг связи, поэтому социальную обстановку вокруг ОАО «Ростелеком» можно охарактеризовать как стабильную.

Следующей составляющей макроокружения является технологическая компонента. Ее влияние сказывается и через развитие производственного потенциала, которое определяется состоянием основных фондов предприятий.

 Ситуация с конца 2010 года изменилась в лучшую сторону. Так за этот период был зафиксирован общий рост объемов освоения капиталовложений и улучшение технологической базы на предприятиях связи. Есть примеры активного обновления производственной базы и внедрения новых технологий в организациях связи. Новые подходы апробированы и успешно применяются в связи, в частности развитие таких перспективных направлений, как Интернет, IP телефония требуют установления новейшего и современного оборудования, что подтверждает ярко-выраженная тенденция к увеличению пользователей данных услуг. За счет увеличения потребления таких услуг  большинство предприятий связи за последнее время сменили устаревшее оборудования на современное, модернизировали свою базу, что положительно сказывается на всей отрасли связи..

Последняя составляющая макроокружения ОАО «Ростелеком» - природно-географическая. Природно-сырьевые ресурсы нашего региона хорошо  развиты, вследствие чего он  не  является зависимым  от поставок сырья, материалов для промышленности и топлива со стороны. Это  положительно отражается на предприятиях округа, так как   предприятиям не приходится завозить сырье из других регионов.

В нашем регионе достаточно полезных ископаемых, которые участвуют в производственном процессе услуг связи, но  данное предприятие связи не зависит от поставок природного сырья по причине того, что практически все оборудование и закупается за рубежом.

 

2.3 Анализ микроокружения.

Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию. К числу элементов микроокружения относят: поставщиков, потребителей, конкурентов, рынок рабочей силы, инфраструктура.

 
   




         При проведении анализа непосредственного окружения ОАО «Ростелеком» в первую очередь необходимо рассмотреть потребителей данной организации, которые оказывают очень сильное влияние на нее. Специфика производимого ассортимента услуг такова, что ОАО «Ростелеком» является производителем услуг  народного потребления, поэтому подавляющее число потребителей – это физические лица (более 70% рынка). Но на  долю юридических  лиц, потребляющих услуги  ОАО «Ростелеком» также приходится значительная доля от общего объема выпускаемых услуг (более 50% для делового сектора).  Ведь юридические лица также являются активными пользователями и сети Интернет и услуг сотовой связи, которая занимает немалую долю в ассортименте существующих услуг(75%), такими потребителями являются Пенсионный фонд, Администрации области, государственные учреждения, Сбербанк, таможня, городская налоговая инспекция, кроме того еще и  ряд коммерческих предприятий являются потребителями услуг ОАО «Ростелеком».

         При проведении анализа непосредственного окружения ОАО «Ростелеком» в первую очередь необходимо рассмотреть потребителей данной организации, которые оказывают очень сильное влияние на нее. Специфика производимого ассортимента услуг такова, что ОАО «Ростелеком» является производителем услуг  народного потребления, поэтому подавляющее число потребителей – это физические лица (более 70% рынка). Но на  долю юридических  лиц, потребляющих услуги  ОАО «Ростелеком» также приходится значительная доля от общего объема выпускаемых услуг (более 50% для делового сектора).  Ведь юридические лица также являются активными пользователями и сети Интернет и услуг сотовой связи, которая занимает немалую долю в ассортименте существующих услуг(75%), такими потребителями являются Пенсионный фонд, Администрации области, государственные учреждения, Сбербанк, таможня, городская налоговая инспекция, кроме того еще и  ряд коммерческих предприятий являются потребителями услуг ОАО «Ростелеком».

Информация о работе Методы анализа внешней среды