Методы исследования и формирования лидерства в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 08:27, контрольная работа

Краткое описание

В любой организации возникают такие ситуации, в которых просто необходимо присутствие лидера. Того человека, который сможет повести людей за собой, правильно их промотивировать, привить интерес к делу, вдохновить, направить в нужном направлении. Лидерство порождается системой неформальных отношений и по своей сути — психологический феномен, т.к. лидер может выдвигаться стихийно: он признается окружением за счет своих личностных качеств и может использовать право на санкции в отношении партнеров, однако эти санкции также неформальные. Таким образом, лидер использует личностную форму власти как одну из ее разновидностей.

Содержание

Введение 3
Лидерство: понятие, функции, механизмы 4
Методы исследования лидерства 7
Концепции лидерского поведения 13
Заключение 15
Список литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

Организационное поведение с заключением.docx

— 32.30 Кб (Скачать файл)

Общая схема  исследований по изучению лидерства  выглядит следующим образом: экспериментальной  группе выдается задание, требующее  совместной работы в течение длительного  времени, затем группе назначается (или выбирается группой) лидер-руководитель обладающий определенным, заранее выявленным преимущественным стилем руководства  — более или менее авторитарным или более или менее партисипативным. Результативность группы замеряется (чаще всего количественно), а затем  меняются условия выполнения задания  или условия лидерства или  то и другое. Цель экспериментов  состоит в том, чтобы выявить, как изменения этих параметров влияют на производительность группы. Эти  результаты постоянно сравниваются с результатами контрольной группы.

Главным преимуществом экспериментального подхода по отношению к корреляционному  является то, что он позволяет точно  выявлять причинные связи и точно фиксировать временные интервалы, которые являются для них характерными.

 

 

Общая модель лидерства

 

Современные представления о механизме осуществления  лидерства и факторах, определяющих эффективность воздействия лидера на подчиненных, объединены в предложенной президентом американской Академии менеджмента М. Хитом общей модели лидерства.

Общая модель лидерства объединяет различные  концепции лидерства и проясняет  управленческие стратегии, которые  подразумевают концепции лидерства.

Модель  увязывает ряд важных параметров. Степень лидерского влияния на индивидуальную и групповую эффективность зависит  от следующих действующих сил:

  • личностные (индивидуальные) факторы;
  • организационные факторы;
  • взаимодействие (противостояние или конфликт) между индивидуальными и организационными факторами.

 Влияние  лидера на подчиненных. Общая  модель лидерства показывает, что  силы, определяющие влияние лидера  могут быть сгруппированы в  три категории: 

    1. индивидуальные факторы;
    2. организационные факторы;
    3. взаимодействие индивидуальных и организационных факторов.

 Индивидуальные факторы соотносятся с личными качествами лидера и стилем лидерства. Организационные факторы - это силы в организации, которые влияют на лидера, например, люди в группе, формальная власть, приданная лидеру, характер задания. Взаимодействие этих факторов определяется тем, подходит ли лидер для какой-либо конкретной ситуации, так как установлено, что человек способен быть лидером далеко не во всех ситуациях. Влияние лидера на подчиненных зависит также от эффективности группы.

  Результативность группы. Цель лидерства заключается в улучшении результатов, достигаемых группой. Эффективный менеджер — такой лидер, группа которого с наибольшей эффективностью выполняет задачу. Определяющие силы могут прямо влиять на результативность группы. Мастерство лидера, особенности задачи и навыки каждого из работников влияют на достижения группы. Например, если один из членов группы не обладает необходимыми навыками, группа достигнет меньших результатов. То же самое случиться, если задание недостаточно конкретно определенно.

 Эти  факторы объединяются и изменяются  под воздействием лидера. Влияние  лидера на подчиненных служит  катализатором при выполнении  задания группой. И по мере  повышения результативности группы  влияние на нее лидера также  возрастает.

 

Концепции лидерского поведения

 

            Выработка организаторских, управленческих  качеств лидера  -  это

проблема  его  собственного  обучения  и  воспитания. Умение  сформировать группу,  сплотить  ее,  определить  цели,  поставить  перед  обществом  (или учреждением,  властью)  необходимые  задачи, сформулировать сплачивающую общество программу - таковы современные требования к лидеру.

            В малой группе  роль   лидера   заключается   в   сплочении   ее

участников  и   направлении  их  деятельности. От  него  требуется  тесное

личное общение  с  ближайшим  окружением.   При  этом  выявляются  и   играют организующую   роль   его   личные   качества   умение  владеть   ситуацией, принимать  решения,   брать   на   себя   ответственность,   делать   верный политический     выбор    (людей,    проблем,     первоочередных     задач).

Одновременно  лидер  должен  уметь   удовлетворять   интересы   группы,   не выходя  за пределы права и гражданских норм и не  ставя  свое  окружение   в зависимость   от   своих   благодеяний.   На   отношения   с    группой    и

авторитет   лидера   оказывают   значительное   влияние   личный  стиль  его

поведения (авторитарный, жесткий или демократический).

            Иным оказывается   лидерство   на   уровне   большой   политики,

 управления  страной,   политических  движений.  От  лидера  такого  масштаба требуется  сплочение  интересов  широкой  общественной  базы  власти.  Здесь имеют значение не  столько  личные  качества  лидера,   сколько  его  умение формулировать   общие   политические   требования,    обнаруживать   высокие критические  и  конструктивные,  творческие  качества,  общаться  с  более широким кругом людей и убеждать их.

            Лидер в этой ситуации удален  от тех,  кого он  ведет   за  собой.

Его  личные  качества обнаруживаются для них  слабее либо  совсем  утрачивают значение,  но  его  лидерство   получает   моральную   оценку.   Его   успех   или   неудачи   воспринимаются   весьма эмоционально.   Поэтому   большое   значение   имеет   способность    лидера улавливать  настроения,   знать   подлинные   нужды   людей  и  выражать  их интересы. Тогда он становится символом движения, партии, общества.

            Таким образом,  на  всех  уровнях лидерство реально при  определенных условиях.  Лидер не только должен хотеть вести  людей   за

собой,  но   и   обладать   для   этого  необходимыми  качествами. Ведомые

должны быть готовы идти за ним и выполнять  намеченную  им  программу.   Одно из   условий   лидерства   -    получение    максимальной   информации   в минимальное   время.   Современные    технические    средства    связи     и

информации  отвечают этому требованию.

 

Заключение

 

Проблемы  лидерства являются ключевыми для  достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении.

Продуктивный  менеджер не обязательно является эффективным  лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

Подходы к изучению лидерства различаются  комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.

  

 

Список литературы

 

1. Абель Д.Ф.. Изменения, преобразования и лидерство:  возможности для России. Российский  журнал менеджмента. 2004. 

2. Борисова Е. Управление трудовыми ресурсами.- Сб. статей.- М.: Инфра-М, 2002.

3. Васильев Г.А. Организационное поведение : учебное пособие для вузов / Г.А.Васильев, Е.М.Деева .— М. : ЮНИТИ, 2005

4. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности.- М.: Инфра-М., 2004.

5. Моргунов Е.Б. Лидерство в организации, Москва: Издательство  «Интерэксперт» , 2004

6. Тихомиров А.А., Спэнглер У.Д.. Стили лидерства и успешность слияний: трансформационно-трансакционная концепция лидерства. Российский журнал менеджмента. 2005




Информация о работе Методы исследования и формирования лидерства в организации