Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 08:55, контрольная работа
Для проведения научного исследования в менеджменте значимым является владение методологией, исследовательскими приемами и методами. При проведении исследований на предприятиях перед исследователями ставятся цели, требующие не только анализа и выявления проблем, но и обоснования рекомендаций, предложенных для их разрешения. Оценка состояния, диагностика, профилактика негативных тенденций, поиск «узких мест» в системе управления, определение новых направлений деятельности требуют от менеджера системного видения, владения научно-категориальным аппаратом исследования. Для достижения цели исследования необходимо четко определить основные понятия: объект, предмет, новизну, практическую значимость, методы исследования; знать технологии управления, уметь определять проблему в исследовании процессов и систем управления, осуществлять системный анализ факторов прямого и косвенного воздействия, понимать эффективность, ограничения и условия использования различных методов.
Введение……………………………………………………………………..3
1.Системный подход……………………………………………………….4
2.Методы исследования систем управления……………………………6
3.Теоретический метод ……………………………………………………7
4.Эмпирический метод…………………………………………………….8
5. Теоретико-эмпирические методы исследования …………………….8
6.Моделирование систем …………………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………….18
При имитационном моделировании
реализующий модель алгоритм воспроизводит
процесс функционирования системы во
времени, причем имитируются элементарные
явления, составляющие процесс, с сохранением
их логической структуры и последовательности
протекания во времени, что позволяет
по исходным данным получить сведения
о состояниях процесса в определенные
моменты времени, дающие возможность оценить
характеристики системы. Основным преимуществом
имитационного моделирования по сравнению
с аналитическим является возможность
решения более сложных задач. Имитационные
модели позволяют достаточно просто учитывать
такие факторы, как наличие дискретных
и непрерывных элементов, нелинейные характеристики
элементов системы, многочисленные случайные
воздействия и др., которые часто создают
трудности при аналитических исследованиях.
В имитационном моделировании различают
метод статистического моделирования
и метод статистических испытаний (Монте-Карло).
Если результаты, полученные при воспроизведении
на имитационной модели, являются реализациями
случайных величин и функций, тогда для
нахождения характеристик процесса требуется
его многократное воспроизведение с последующей
обработкой информации. Поэтому целесообразно
в качестве метода машинной реализации
имитационной модели использовать метод
статистического моделирования. Первоначально
был разработан метод статистических
испытаний, представляющий собой численный
метод, который применялся для моделирования
случайных величин и функций, вероятностные
характеристики которых совпадали с решениями
аналитических задач (такая процедура
получила название метода Монте-Карло).
Затем этот прием стали применять и для
машинной имитации с целью исследования
характеристик процессов функционирования
систем, подверженных случайным воздействиям,
т. е. появился метод статистического моделирования.
Метод имитационного моделирования применяется
для оценки вариантов структуры системы,
эффективности различных алгоритмов управления
системой, влияния изменения различных
параметров системы. Имитационное моделирование
может быть положено в основу структурного,
алгоритмического и параметрического
синтеза, когда требуется создать систему
с заданными характеристиками при определенных
ограничениях. Система должна быть оптимальной
по некоторым критериям эффективности.
Комбинированное (аналитико-имитационное)
моделирование позволяет объединить достоинства
аналитического и имитационного моделирования.
При построении комбинированных моделей
производится предварительная декомпозиция
процесса функционирования объекта на
составляющие подпроцессы, и для тех из
них, где это возможно, используются аналитические
модели, а для остальных подпроцессов
строятся имитационные модели. Такой подход
позволяет охватить качественно новые
классы систем, которые не могут быть исследованы
с использованием только аналитического
или имитационного моделирования в отдельности.
При реальном моделировании используется
возможность исследования характеристик
либо на реальном объекте целиком, либо
на его части. Такие исследования проводятся
как на объектах, работающих в нормальных
режимах, так и при организации специальных
режимов для оценки интересующих исследователя
характеристик (при других значениях переменных
и параметров, в другом масштабе времени
и т. д.). Реальное моделирование реализуется
в виде натурного и физического.
1) Натурным моделированием называют
проведение исследования на реальном
объекте с последующей обработкой результатов
эксперимента на основе теории подобия.
Натурный эксперимент подразделяется
на научный эксперимент, комплексные испытания
и производственный эксперимент.
Научный эксперимент
характеризуется широким использованием
средств автоматизации проведения, применением
весьма разнообразных средств обработки
информации, возможностью вмешательства
человека в процесс проведения эксперимента.
В соответствии с этим появилось новое
научное направление — автоматизация
научного эксперимента и новая специализация
в рамках специальности АСУ — АСНИ (автоматизированные
системы научных исследований и комплексных
испытаний).
Одна из разновидностей
эксперимента — комплексные испытания,
когда вследствие повторения испытаний
объектов в целом (или больших частей системы)
выявляются общие закономерности о характеристиках
качества, надежности этих объектов. В
этом случае моделирование осуществляется
путем обработки и обобщения сведений
о группе однородных явлений.
Наряду со специально
организованными испытаниями возможна
реализация натурного моделирования путем
обобщения опыта, накопленного в ходе
производственного процесса, т. е. можно
говорить о производственном эксперименте.
Здесь на базе теории подобия обрабатывают
статистический материал по производственному
процессу и получают его обобщенные характеристики.
Необходимо помнить про отличие эксперимента
от реального протекания процесса. Оно
заключается в том, что в эксперименте
могут появиться отдельные критические
ситуации и определиться границы устойчивости
процесса. В ходе эксперимента вводятся
новые факторы и возмущающие воздействия
в процесс функционирования объекта.
2) Другим видом реального
моделирования является физическое, отличающееся
от натурного тем, что исследование проводится
на установках, которые сохраняют природу
явлений и обладают физическим подобием.
В процессе физического моделирования
задаются некоторые характеристики внешней
среды и исследуется поведение либо реального
объекта, либо его модели при заданных
или создаваемых искусственно воздействиях
внешней среды. Физическое моделирование
может протекать в реальном и нереальном
(псевдореальном) масштабах времени или
рассматриваться без учета времени. В
последнем случае изучению подлежат так
называемые «замороженные» процессы,
фиксируемые в некоторый момент времени.
Наибольшие сложность и интерес с точки
зрения корректности получаемых результатов
представляет физическое моделирование
в реальном масштабе времени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение данной
курсовой работы хочу сделать несколько
выводов из вышеизложенного материала
о моделировании в исследовании систем
управления. Итак определим гносеологическую
природу моделирования.
Определяя гносеологическую
роль теории моделирования, т.е. ее значение
в процессе познания, необходимо прежде
всего отвлечься от имеющегося в науке
и технике многообразия моделей и выделить
то общее, что присуще моделям различных
по своей природе объектов реального мира.
Это общее заключается в наличии некоторой
структуры (статической или динамической,
материальной или мысленной), которая
подобна структуре данного объекта. В
процессе изучения модель выступает в
роли относительного самостоятельного
квазиобъекта, позволяющего получить
при исследовании некоторые знания о самом
объекте.
В современной России
управление и ее исследование идет по
пути усложнения. Применяя методы моделирования
такие, как аналогия, можно добиться впечатляющих
результатов в хозяйственной деятельности
предприятия. Аналогией называют суждение
о каком-либо частном сходстве двух объектов,
причем такое сходство может быть существенным
и несущественным. Необходимо отметить,
что понятия существенности и несущественности
сходства или различия объектов условны
и относительны. Существенность сходства
(различия) зависит от уровня абстрагирования
и в общем случае определяется конечной целью
проводимого исследования. Современная
научная гипотеза создается, как правило,
по аналогии с проверенными на практике
научными положениями.
В заключении вышесказанному
можно подвести итог, что моделирование
это основной путь в системе исследования
систем управления и имеет чрезвычайную
важность для менеджера любого уровня.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Игнатьева А.В.,Максимцов
М.М. Исследование систем управления. —
М.:ПРИОР,2002.
2. Архипов Н.И. Исследование
систем управления. - М.: ПРИОР,2002.
3. Трояновский В.М.
Математическое моделирование в менеджменте.
— М.: РДЛ, 2002.
4. Гоберман В.А., Гоберман
Л.А. Основы производственного менеджмента:
моделирование операций и управленческих
решений. — М.: Юрист, 2002.
5. Анфилатов В.С. Системный
анализ в управлении. — М.: Финансы и статистика,
2003.
6. Глущенко В.В., Глущенко
И.И. Разработка управленческого решения.
Прогнозирование- планирование. Теория
проектирования экспериментов. Г.Железнодорожный
М.О., ТОО НПЦ «Крылья», 1997.