Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 13:32, курсовая работа
Цель работы - изучить основные методы менеджмента. Достижение цели включает рассмотреть следующие задачи.
- раскрыть сущность менеджмента;
- рассмотреть менеджмент как науку;
- раскрыть основные категории менеджмента;
- рассмотреть методы менеджмента, как одну из категорий менеджмента, объект исследования.
Введение 4
1. Сущность менеджмента в организации, менеджмент как наука. 5
2. Основные категории менеджмента их классификация и характеристика 8
3. Методы менеджмента 11
3.1 Методы управления функциональными подсистемами организации 12
3.2 Методы выполнения функций менеджмента 12
3.3 Методы подготовки и принятия управленческих решений 13
3.4 Методы воздействия на коллективы и отдельных работников 13
3.5 Методы решения задач управления 13
4. Практическая часть 16
4.1 Ситуация для анализа 16
4.2 Анализ ситуации 17
5. Заключение 22
Список литературы 24
23
ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»
Технологический институт им. Н. Н. Поликарпова
Федерального государственного образования учреждения
Высшего профессионального образования
«Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс»
(ТИ ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»)
Факультет среднего профессионального образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Менеджмент»
тема: «Методы менеджмента»
Работа выполнена
студентом группы ТМС-42
очно-заочной формы обучения
Игнатушиной Н.М.
Работа принята с оценкой « ______» ____________________________
2010-2011 учебный год
ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»
Технологический институт им. Н. Н. Поликарпова
Федерального государственного образования учреждения
Высшего профессионального образования
«Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс»
(ТИ ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»)
Факультет среднего профессионального образования
СОГЛАСОВАНО:
с зав. кафедрой «Менеджмент»
Зав. кафедрой «Менеджмент»
«___» __________С. Р. Бондарева «___» ________ Е.В. Жарких «___»_____________2011 г.
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу
по дисциплине: «Менеджмент»
1. Тема: «Методы менеджмента»
2. Практическая часть: «Анализ практической ситуации»
3. Срок сдачи работы «___»_____________2011 г.
студент
специальность 080501 «Менеджмент
группа
Преподаватель _____________ С.Р. Бондарева
Подпись студента __________________Н. М. Игнатушина
с.3
Содержание
Введение
1. Сущность менеджмента в организации, менеджмент как наука. 5
2. Основные категории менеджмента их классификация и характеристика 8
3. Методы менеджмента
3.1 Методы управления функциональными подсистемами организации 12
3.2 Методы выполнения функций менеджмента
3.3 Методы подготовки и принятия управленческих решений 13
3.4 Методы воздействия на коллективы и отдельных работников 13
3.5 Методы решения задач управления
4. Практическая часть
4.1 Ситуация для анализа
4.2 Анализ ситуации
5. Заключение
Список литературы
Введение
«Понятие «метод менеджмента» можно рассмотреть с нескольких позиций, во-первых, способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь, а во-вторых, способ действовать, поступать каким-нибудь образом» [27, с.445].
Методы занимают в менеджменте особое место, поскольку с их помощью возможно достичь желаемой цели. При этом одна и та же цель может быть достигнута с помощью различных методов, и, наоборот, несколько целей могут быть достигнуты с помощью одного метода. Следовательно, в любой организации должна существовать система методов. Лишь их совместное взаимосвязанное применение способно сделать труд рациональным и привлекательным, а его результаты — эффективными для деятельности организации в целом. Поэтому тема курсовой работы является актуальной.
Цель работы - изучить основные методы менеджмента. Достижение цели включает рассмотреть следующие задачи.
- раскрыть сущность менеджмента;
- рассмотреть менеджмент как науку;
- раскрыть основные категории менеджмента;
- рассмотреть методы менеджмента, как одну из категорий менеджмента, объект исследования.
«Менеджмент - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействии» [5, с.12].
«В упрощенном понимании, менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей» [27,с.447]. Менеджмент — по-русски «управление» — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент — это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. «Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров — это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению» [11, с.6].
Сущность понятия менеджмент раскрывается в определенных подходах, представленных на рисунке 1.
Рисунок 1 – Подходы менеджмента, раскрыть понятие менеджмент
Сущность менеджмента как функции, вида деятельности, что означает следующее: руководители организации должны распределить задачи и права таким образом, чтобы люди могли их выполнить.
«Менеджер как категория людей означает понятие людей занимающихся управлением, работающих на должностях, входящих в аппарат управления» [27,c.482].
Менеджмент – как процесс управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров. Другими словами, менеджментом называют организационную структуру, предназначенную для управления той или иной организацией, регионом, страной.
Менеджментом также называют сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Таких, как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ. Для реализации той или иной функции применяют различные методы. Например, прогнозировать можно с помощью статистических и/или экспертных методов. При этом могут быть использованы соответствующие технические средства – компьютеры, программные продукты, Интернет, средства связи и др. Менеджмент объединяет различные составляющие управленческой деятельности в единое целое.
Менеджмент – как наука которая входит в разряд прикладных, она очень близко стоит к реальной экономической политике. Вооружая эту практику научными приемами и правилами, в то же время менеджмент обогащается новыми теоретическими положениями в результате обобщения успешных конкретных практических действий менеджеров, их опыта. Это очень «открытая» наука. На управленческую мысль влияют достижения многих наук, таких как психология личности и социальная психология, инженерная социология, психофизиология, эргономика и другое. Менеджмент использует эти достижения для решения своей главной проблемы - получения желаемых результатов на основе согласованных действий людей, производящих продукцию и услуги использующих многообразные ресурсы.
Основоположником этой науки считается американский инженер и исследователь Фредерик У. Тейлор, а лидером – Соединенные Штаты Америки, где насчитываются сотни школ бизнеса, тысячи консультативных фирм, десятки тысяч независимых консультантов, более 70 периодических изданий по управлению и бизнесу. Для сравнения: в Японии всего 3 школы бизнеса. «Но это ни в коей мере не означает, что у японцев плохой менеджмент, Просто он там другой» «[18. с.23-24]».
Менеджмент – это не только наука, но и искусство управления. Управленческая наука дает скорее общие ориентиры, чем конкретные инструкции на каждый конкретный акт управления. Реальное управление, особенно оперативное – скорее искусство, чем наука. Менеджеру необходимы не только знания, но и интуитивное понимание людей, которыми он управляет.
Все рассмотренные понятия менеджмента с различных позиций связаны между собой и раскрывают его разные стороны управления.
2. Основные категории менеджмента их классификация и характеристика
«Категории менеджмента – это наиболее общее понятие менеджмента раскрывающие существенные свойства и отношения, протекающие в процессах управления организации» «[22. c.10]».
Основные категории менеджмента - это объект, субъект, функции, виды, методы и принципы.
Объектом управления - могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).
Субъекты управления - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления).
Характеристику объектов менеджмента проводят с позиции трех аспектов: вида объекта, функциональных областей и уровней объекта.
При этом различают следующие виды объекта управления (операция, проект, система).
Функциональные области деятельности объекта (маркетинг, производство, финансы, кадры, НИОКР).
Уровни объекта управления (рабочее место, участок, цех, производство, предприятие, объединение).
По признаку содержания различают менеджмент:
1) нормативный - предусматривающий разработку и реализацию философии организации, т.е. миссию ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурсной нише рынка и формирование общих стратегических намерений;