Методы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - раскрытие основных методов менеджмента.

В задачи входит раскрытие и анализ:
·
· Методов менеджмента.

Содержание

Введение
3
1 СУЩНОСТЬ мЕТОДОВ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Понятие метода менеджмента

5
1.2 Взаимосвязь методов, функций и принципов менеджмента

2 ТИПОЛОГИЯ МЕТОДОВ МЕНЕДЖМЕНТА

2.1 Экономические методы

2.2 Административные методы

Заключение

Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик безотечество.docx

— 46.82 Кб (Скачать файл)

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное автономное образовательное учреждение

среднего  профессионального образования

Ростовский техникум рекламы, сервиса и туризма «Сократ»

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине ОП 1 Менеджмент

на тему: Методы менеджмента

 

 

 

Выполнила: обучающаяся

3 курса,  учебной  группы № 34 Г3

Специальность 101101 Гостиничный сервис

очной формы обучения

Безотечество Татьяны Сергеевны

Проверил: преподаватель

Попов Игорь Евгеньевич

 

 

 

г. Ростов-на-Дону

2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 С.

Введение

3

1 СУЩНОСТЬ мЕТОДОВ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Понятие метода менеджмента

 

5

1.2 Взаимосвязь методов, функций  и принципов  менеджмента

 

2 ТИПОЛОГИЯ МЕТОДОВ МЕНЕДЖМЕНТА

 

2.1 Экономические методы

 

2.2 Административные методы

 

Заключение

 

Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Приложения

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
      Сегодня наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую перемену. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих. 
  Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт - постижение науки и искусства менеджмента. 
         Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики.                   

Цель данной работы - раскрытие основных методов менеджмента. 
 
         В задачи входит раскрытие и анализ: 
·          
·        Методов менеджмента. 
     При выполнении работы мы использовали такие методы как метод научного анализа, сравнительный метод, конкретно-исторический метод и еще ряд некоторых других методов. 
 
1. СУЩНОСТЬ мЕТОДОВ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Понятие метода менеджмента 
      Понятие «менеджмент» в фундаментальных трудах россий-

ских и зарубежных специалистов чаще всего идентично понятию

«управление организацией». Но в некоторых учебных пособиях со-

временных зарубежных и отечественных авторов можно встретить

утверждение: «Управление есть всеобщая человеческая деятель-

ность, а менеджмент – его специфическая область, включающая дея-

тельность профессионалов, специалистов по обеспечению успешной

деятельности организаций». Полагаю, что оба определения кор-

ректны. Существуют и другие определения.

     В менеджменте как процессе выделяют следующие наиболее

существенные аспекты:

    1) выполнение определенной совокупности специфических

видов деятельности (функции менеджмента): планирование, ор-

ганизация, мотивация, контроль;

    2) принятие и реализация управленческих решений;

    3) переработка и выработка информации и процесс комму-

никаций, связывающий воедино все составляющие системы

управления.

     Сущность менеджмента заключается в рациональном управлении

использованием организацией таких экономических ресурсов как:

     1. Знания – осознанная информация с целью её преобразования,

получения результатов, удовлетворяющих общественные и (или) лич-

ные потребности и получения максимально возможной прибыли;

   2. Предпринимательские способности – умение идти на риск при

создании новой организации или при внедрении новой идеи, продук-

ции или услуги; ноу-хау;

   3. Информация – сведения о фактах, событиях, явлениях, процес-

сах, людях, предметах независимо от формы предоставления;

   4. Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на

создание с помощью средств производства материальных и других цен-

ностей;

    5. Капитал – основной (здания, станки, машины, оборудова-

ние и т.д.), оборотный (сырье, материалы и т.д.), задействованный в

повседневной деятельности организации;

   6. Земля – не только территория под зданиями, сооружениями

и т.д. организаций, но и полезные ископаемые, леса, поля и все что

там растет, водные ресурсы и другие природные ресурсы, используе-

мые организациями, с целью удовлетворения общественных и лич-

ных потребностей и получения максимально возможной прибыли.

           Менеджмент – это синтез науки, искусства и опыта по образно-

му утверждению профессора Л.И. Евенко – автора вступительной ста-

тьи к учебнику М. Мескон и др. «Основы менеджмента» [16, с.10]∗

.

         Менеджмент был признан самостоятельным видом деятельно-

сти только в начале ХХ века. Закономерность появления в России

термина, теории и учебной дисциплины «Менеджмент» специалисты связывают с реформированием нашей экономики и вхождением

России в зону стран с развитой рыночной экономикой.

 

1.2 Взаимосвязь методов, функций и принципов  менеджмента

Функции, принципы и методы признаются важнейшими элементами системы управления. Если функция означает – что делать, то принципы – как делать. 
 
Функция (дословно – действие) применительно к управлению характеризует виды управленческой деятельности, возникающие в процессе разделения и специализации труда в сфере управления. 
 
Анри Файоль выделил пять универсальных функций: 

  •  
    предвидение;
  •  
    организация;
  •  
    распорядительство;
  •  
    координация;
  •  
    контроль.

 
В книге «Основы менеджмента» (М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури) приводятся следующие функции управления: 

  •  
    стратегическое планирование;
  •  
    планирование реализации стратегии;
  •  
    организация взаимодействия и полномочий;
  •  
    построение организации;
  •  
    мотивация;
  •  
    контроль.

 
Нетрудно заметить, что эти функции по своей сущности почти не отличаются от функций А. Файоля. Все эти функции не претерпели существенных изменений и до настоящего времени, поэтому они являются классическими. 
 
В современной отечественной экономической литературе к общим функциям управления относят: планирование, организовывание, мотивацию, контроль и координацию. Взаимосвязь этих функций показана на рис. 11.1. 
 
 
Кратко рассмотрим сущность этих функций. 
 
Планирование – это вид управленческой деятельности, связанный с прогнозированием и планированием в организации в целом и ее структурных подразделениях.  
 
Функция планирования не случайно на первом месте, так как прежде чем управлять предприятием, необходимо знать миссию и цели организации. Планирование позволяет предвидеть состояние предприятия в будущем и знать, что следует сделать для достижения поставленных целей и какие препятствия могут оказаться на этом пути, и быть готовым для их преодоления. 
 
Тот генерал, который тщательно не планирует сценарий будущей битвы, эту битву проиграет. 
 
Организовывание – вторая функция управления, задачей которой является формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для нормальной работы. 
 
Организовать – это значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установить взаимосвязи между различными подразделениями организации. 
 
Основная задача функции «организовывание» – это создание действенной системы управления с учетом наилучшего использования имеющихся ресурсов и достижения поставленной миссии. 
 
Мотивация – это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения ее миссии. 
 
Теории мотивации базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивами их поведения, а, следовательно, и деятельности. 
 
Согласно теории А. Маслоу потребности человека можно разделить на пять групп: 

  •  
    физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в одежде, в отдыхе и т.д.;
  •  
    потребности в безопасности и уверенности в будущем – защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и будущем;
  •  
    социальные потребности – необходимость в социальном окружении, в общении с людьми, чувство «локтя» и поддержки;
  •  
    потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям;
  •  
    потребность самовыражаться, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.

 
Первые две группы потребностей первичные, а следующие три – вторичные. Все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные. 
 
Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней, и это сказывается на его мотивации. Иными словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней. 
 
Самая высокая потребность – потребность самовыражения роста человека как личности – никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен. 
 
Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников. 
 
Контроль и координация. Контроль есть фундаментальнейший элемент процесса управления, практически важная и сложная функция управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля. 
 
Контроль – это непрерывный процесс по выявлению отклонений от заданных параметров или стандартов во всех сферах деятельности предприятия и направленный на выполнение его миссии. 
 
Кроме того, основная цель контроля – предупредительная, т.е. своевременно выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис. 
 
Контроль можно рассматривать как важнейший атрибут совершенствования системы управления на предприятии. 
 
Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобщим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал. Контроль – это функция управления, которую должен выполнять каждый сотрудник фирмы, начиная от руководителя организации до рядового исполнителя. 
 
Различают предварительный контроль, текущий и заключительный. 
 
Сущность предварительного контроля заключается в проверке состояния организации до начала выполнения запланированной цели или выпуска новой продукции. Предварительный контроль должен отвечать на вопрос: «Готово ли предприятие к выполнению определенной цели и что нужно еще сделать, чтобы не было сдвигов при реализации запланированной цели?!» 
 
Текущий контроль осуществляется на стадии реализации поставленной цели. Его задача заключается в том, чтобы процесс реализации цели осуществлялся в строго запланированное время, с наименьшими затратами и надлежащим качеством. 
 
Заключительный контроль осуществляется после реализации запланированной цели или какого-либо инвестиционного проекта и он должен отвечать на вопрос: «Насколько полно и качественно достигнута поставленная цель, и какие допущены ошибки, дефекты и почему?» 
 
Из этого следует, что заключительный контроль необходим для того, чтобы не повторять допущенные ошибки впредь и для выявления слабых сторон системы управления с целью ее дальнейшего совершенствования, т.е. заключительный контроль работает на перспективу. 
 
Контроль и координация как функции управления тесно взаимосвязаны, и поэтому многие ученые и специалисты эти функции объединяют в одну и называют ее «контроль». 
 
В этом имеются определенные положительные моменты. 
 
Координация – это непрерывный процесс, направленный на поддержание всей системы управления в работоспособном состоянии путем своевременного устранения всех дефектов и ошибок, выявляемых в результате контроля. Необходимо отметить, что контроль и координация - это непрерывный и постоянно действующий процесс. 
 
Принятие решений. Принятие решений является составной и важнейшей частью управленческой функции. 
 
Искусство управления в первую очередь заключатся в умении принятия правильного решения и реализации его на практике. Руководитель любого ранга наделен правом принимать управленческие решения в рамках своих функциональных обязанностей. В учебной литературе управление трактуется как выбор альтернативы. Имеются и более развернутые трактовки этого понятия. 
 
Управленческое решение – выбор альтернативы, осуществленный в рамках должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации. 
 
В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определенным образом классифицировать. Такая классификация представлена в табл. 11.1. 
 
Теорией и практикой выработана определенная последовательность действий по принятию и реализации управленческого решения, т. е. технология этого процесса. 
 
Таблица 11.1 – Классификация управленческих решений

 
Классификационный признак

 
Группы управленческих решений

 
Степень повторяемости проблемы

 
традиционные

 
нетипичные

 
Значимость цели

 
Стратегические

 
Тактические

 
Сфера воздействия

 
Глобальные

 
Локальные

 
Длительность реализации

 
Долгосрочные

 
Краткосрочные

 
Прогнозируемые последствия решения

 
Корректируемые

 
Некорректируемые

 
Характер использованной информации

 
Детерминированные

 
Вероятностные

 
Метод разработки решения

 
Формализованные

 
Неформализованные

 
Количество критериев выбора

 
Однокритериальные

 
Многокритериальные

 
Форма принятия

 
Единоличные

 
Коллегиальные

 
Способ фиксации решения

 
Документированные

 
Недокументированные


 

 

 

2. ТИПОЛОГИЯ МЕТОДОВ МЕНЕДЖМЕНТА

2.1 Экономические  методы

 
      Важно отметить, что эффективное управление возможно лишь на основе сочетания, неразрывного единства четырех групп методов — экономических, административных, социально-психологических и воспитательных. Лишь их совместное взаимосвязанное применение способно сделать труд рациональным и привлекательным, а его результаты — эффективными, полезными обществу и каждому из нас[14].  
 
Первый из экономических методов управления — хозрасчет. Что это такое? 
 
    «Хозрасчет»: две составляющие: «хозяйственный» и «расчет». Главным здесь является первое слово, а «расчет» — второстепенным, хотя и важным. Полный хозрасчет и сочетании с самофинансированием обеспечивает хозяйственную самостоятельность предприятия. При этом производственная и социальная деятельность на предприятии, а также oплата труда осуществляются за счет заработанных средств. Материальные затраты на производство и социальную сферу возмещаются из выручки, полученной при реализации продукции, работ и услуг, производимых предприятием. В этих условиях главным обобщающим показателем успешности хозяйственной деятельности становится прибыль или доход. После того как часть прибыли или дохода будет выплачена по обязательствам предприятия, все, что останется, поступает в полное распоряжение Собственника предприятия и расходуется на развитие производства, оплату труда и социальные нужды. Исходя из этой общей установки на каждом предприятии может вводиться одна из возможных форм или, как часто говорят, моделей хозрасчета. 
 
    Выбор модели хозрасчета предприятия, приспособление ее к конкретным условиям хозяйствования на данном заводе или фабрике — важнейшая задача менеджера и сонета (правления) предприятия. Полезно для решения этой задачи привлекать независимых консультантов — управленцев, экономистов, правовиков. 
Ценообразование. 
 
    В рыночной экономике различают следующие виды цен: 
 
1.  Производственная цена, по которой производитель поставляет товар крупными партиями оптовым торговцам.  
 
2. Оптовая цена — цена, по которой оптовые торговые фирмы продают товар крупными оптовыми партиями компаниям, занимающимся розничной торговлей.  
 
3. Розничная цена — цепа, но которой ведется продажа товара в магазинах в розницу и небольшими партиями.  
 
4.  Рыночная цена — цена, по которой идет купля-продажа на данном рынке в данное время. 
 
5. Базисная цена — согласуется путем переговоров между продавцом и покупателем крупных партий товара.  
 
6. Монопольная цена — это цена, устанавливаемая монополиями выше или ниже цены производства. Выше — для сбыта своих товаров и ниже — для товаров, приобретаемых у других фирм. 
 
7. Номинальная цена — та, которая публикуется в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках (сокращенно — номинал). 
 
8.  Скользящая цена — цена, устанавливаемая договором в зависимости от условий конъюнктуры на определенную дату. 
 
9.  Твердая цена ~ цена, фиксируемая в договоре купли-продажи, которая не может быть изменена. 
 
10. Цена «падающий лидер» — цена, используемая торговцами для привлечения покупателей. Обычно снижается цена лишь па один какой-нибудь товар, но покупатель, привлеченный этим фактом в магазин, может купить и другие товары, цена на которые не снижалась. 
 
11. Цена спроса — цена, складывающаяся на рынке в результате свободных рыночных соотношений конкуренции, спроса и предложения[15].

Информация о работе Методы менеджмента