Методы менеджмента и их применение в практике управления предприятием туристической индустрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Задачами работы являются:
1)Изучить теоретические основы методов менеджмента
2)Проанализировать использования методов менеджмента на туристическои предприятии “N”
3)Определить пути совершенствования управления персоналом на предприятии

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы методов управления
1.1. Система методов управления персоналом
1.2. Экономические методы управления
1.3 Административные методы управления
1.4. Социально-психологические методы
1.4.1. Социологические методы управления
1.4.2. Психологические методы управления
2 Использование методов управления на туристическом предприятии “N”
2.1 Использование экономических методов
2.2 Использование административных методов
2.3 Использование социально-психологических методов
2.4Пути повышение эффективности использования методов управления персоналом на предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 92.13 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО “БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ”

 

                

Кафедра управления туризмом

 

 

 

 КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине  “Менеджмент туризма”

на тему: Методы менеджмента и их применение в практике управления предприятием туристической индустрии

 

 

 

 

Студентка

Факультет ВШТ,

3-й курс, ДТТ-2                                                                         А.Т. Стемплевская 

 

 

Руководитель                                                                          Н.М. Бирицкая

 

 

 

                                            

 

 

 

 

 

 

Минск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                        3

1. Теоретические  основы методов управления                                                 4  

1.1. Система  методов управления персоналом                                                 4

1.2. Экономические   методы  управления                                                         5 

1.3 Административные методы управления                                                     7

1.4. Социально-психологические  методы                                                         10 

1.4.1. Социологические  методы управления                                                    10

1.4.2. Психологические  методы управления                                                    13    

2 Использование методов управления  на туристическом предприятии  “N” 18

2.1 Использование экономических  методов                                                     18       

2.2 Использование административных  методов                                              19

2.3 Использование социально-психологических  методов                               21

2.4Пути повышение эффективности использования методов управления      23

персоналом  на предприятии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                25    
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                          26

ПРИЛОЖЕНИЕ  А                                                                                              28      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование  методов работы с кадрами на основе использования достижений отечественной  и зарубежной науки и передового производственного опыта. Сущность управления персоналом, включая наемных  работников, работодателей и других владельцев предприятия заключается  в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта  управления. В основе этих отношений  лежат методы управления и воздействия  на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального  использования их.

Особая роль методов управления состоит в  том, чтобы создать условия для  четкой организации процесса управления, использования современной техники  и прогрессивной технологии организации  работ и обеспечить их максимальную эффективность при достижении поставленной цели.

Все методы управления рассматриваются  в практической деятельности не как  отдельные, разрозненные и самостоятельные  способы воздействия, а как целостная система, состоящая из ряда взаимосвязанных и взаимодействующих групп методов.

Тема является актуальной, т.к. именно правильное управление, контроль за производственной деятельностью  осуществляемый методами менеджмента, является одной из причин максимальной производственной отдачи, а также  эффективной деятельности коммерческих фирм.

Не менее актуальной тема является потому, что для нашего гос-ва является необходимым заимствование  методов менеджмента используемых в западных гос-вах, как для поднятия собственного уровня экономического производства в условиях рыночной экономики, так  и для подготовки профессиональных руководителей в сфере производства.

Целью работы является изучение и анализ методов современного менеджмента.

Соответственно  основными задачами работы являются:

  1. Изучить теоретические основы методов менеджмента
  2. Проанализировать использования методов менеджмента на туристическои предприятии “N”
  3. Определить пути совершенствования управления персоналом на предприятии

Что касается методологической базы, то в ходе исследования были использованы анализ, синтез, индукция, дедукция, метод  сравнения, логический метод.

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы методов  управления

1.1. Система методов управления персоналом

Реализация  функций и принципов управления осуществляется путем применения различных  методов.

Методы  управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Слово  «метод» - греческого происхождения (в переводе означает способ достижения какой либо цели). Через методы управления реализуется  основное содержание управленческой деятельности.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и  их сочетания. Так или иначе, но все  методы управления органически дополняют  друг  друга и находятся в  постоянном динамическом равновесии.

Направленность  методов управления всегда одна и  та же - они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности – на персонал организаций (предприятий, компаний, фирм).

Управление  персоналом включает в себя целую  систему. Система работы с персоналом – это совокупность взаимосвязанных действий по обеспечению управления в труде определенного качества и количества. Такая система предполагает не только формальную организацию работы с персоналом (подбор, расстановка, контроль и пр.), но и совокупность факторов социально- психологического, неформального характера.[15]

Управление  персоналом на предприятии – это вид деятельности, который позволяет реализовать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учёта личного фактора в построении системы управления персоналом предприятия. Укрупнено можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на персонал предприятия.

Первый – иерархическая структура предприятия, где основное средство воздействия – это отношения власти и подчинения, давления на человека сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

Второй – культура, то есть вырабатываемые обществом, предприятием, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.

Третий – рынок – сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.[21]

Эти факторы  воздействия – понятия достаточно сложные и на практике редко реализуются  в отдельности. Какому из них отдаётся приоритет, таков и облик экономической  ситуации на предприятии.

При переходе к рынку происходит медленный  отход от иерархического управления, жёсткой системы административного  воздействия, практически неограниченной исполнительской власти к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах. Поэтому необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри предприятия – работники, а за пределами – потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициатору, а не к бездумному исполнителю. Перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдёт на второй план, уступая место культуре и рынку.

Новые службы управления персоналом создаются, как  правило, на базе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации труда  и заработной платы, отдела охраны труда  и техники безопасности и др. Задачи новых служб заключаются в  реализации кадровой политики и координации  деятельности по управлению трудовыми  ресурсами на предприятии. В связи  с этим они начинают расширять  круг своих функций и от чисто  кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов и т.п.[3]

Итак, методы управления – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством.

В системе  методов управления персоналом выделяют:

- Административные  методы;

- Экономические  методы;

- Социально-психологические  методы.

Рассмотрим  более подробно каждый метод в  отдельности.

 

 

1.2. Экономические методы  управления.

Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Такими методами осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников; они основаны на использовании экономического механизма.

В советский  период предметом регулирования  экономическими методами считались  централизованное планирование, хозяйственный  расчёт, заработная плата, т.е. имело  место узкое толкование роли и  места экономических методов, что  ограничивало диапазон принимаемых  решений и рычагов регулирования  на уровне предприятия. Экономические  методы должны базироваться на товарно-денежных отношениях рыночной экономики, что  вызывает необходимость нового теоретического обоснования роли экономических  методов.

Плановое  ведение хозяйства является главным законом функционирования любого предприятия (организации), которое имеет чётко разработанные цели и стратегию их достижения. В рыночной экономике проявление экономических методов имеет иной характер, чем в административной экономике. Так, вместо централизованного планирования утверждается, что предприятия – свободный товаропроизводитель, который выступает на рынке равным партнёром других предприятий в общественной кооперации труда. План экономического развития является основной формой обеспечения баланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и производством продукции и услуг. Государственный заказ трансформируется в портфель заказов предприятия с учётом спроса и предложения, в котором госзаказ уже не имеет доминирующего значения.[1 c183]

Для достижения поставленных целей необходимо чётко  определить критерии эффективности  и конечные результаты производства в виде совокупности показателей, установленных  в плане экономического развития. Таким образом, роль экономических  методов заключается в увязке перечисленных выше категорий и  мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов.

Хозяйственный расчёт является методом ведения хозяйства, основанным на соизмерении затрат предприятия на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объём продаж, выручка), полном возмещении расходов на производство за счёт полученных доходов, обеспечении рентабельности производства, экономном расходовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах труда. Он позволяет сочетать интересы предприятия с интересами подразделений и отдельных работников. Хозяйственный расчёт основан на самостоятельности, когда предприятия (организации) являются юридическими лицами и выступают на рынке свободными товаропроизводителями продукции, работ и услуг. Самоокупаемость предприятия определяется отсутствием бюджетного финансирования и дотационности в покрытии убытков, т.е. оно полностью окупает свои затраты за счёт доходов и в случае длительной убыточности объявляется банкротом. Самофинансирование является главным принципом расширенного воспроизводства и развития предприятия за счёт собственной прибыли.

Оплата  труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство предприятия определяет нормативную стоимость рабочей силы с учётом средних затрат труда при его нормальной продолжительности.

Дополнительная  заработная плата позволяет учесть сложность и квалификацию труда, совмещение профессий, сверхнормативную работу, социальные гарантии предприятия в случае беременности или обучения сотрудников и др. Вознаграждение определяет индивидуальный вклад работников в конечные результаты производства в конкретные периоды времени. Премия напрямую связывает результаты труда каждого подразделения и работника с главным экономическим критерием предприятия – прибылью.

Руководитель  предприятия может с помощью  перечисленных выше пяти компонентов  оплаты труда регулировать материальную заинтересованность работников с экономически возможными расходами на производство по статье «заработная плата», применять  различные системы оплаты труда  – сдельную или повременную, формировать  материальные и духовные потребности  работников и обеспечивать рост их жизненного уровня. Если руководитель чрезмерно жаден или расточительно

 

 

 1.3. Административные методы управления

Административные  методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.

Информация о работе Методы менеджмента и их применение в практике управления предприятием туристической индустрии