Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 09:12, реферат
Мотивация занимает ведущее место в системе управления персоналом на предприятии. Методологически эта сфера управления обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры.
Введение…………………………………………………………………2
1.Основные теории организации………………………………….....3
2.Современные методы мотивации персонала…………………….13
Заключение……………………………………………………………..21
Список литературы……………………………………………………22
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
1.Основные теории организации………………………………….....3
2.Современные методы мотивации персонала…………………….13
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Переход российской экономики на рыночные отношения в корне изменил политику предприятий нашей страны. На сегодняшний день управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность.
Трудовые ресурсы представляют собой главную ценность любой организации, поэтому управление персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия должно подразумевать установление организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления.
Мотивация занимает ведущее место в системе управления персоналом на предприятии. Методологически эта сфера управления обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры.
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой организации являются ее сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. От того, сколь эффективным окажется труд сотрудников, зависит успех любого предприятия.
1.1 Сущность основных теорий мотивации
Систематическое изучение мотиваций с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к труду. Однако исследование поведения человека в труде даёт некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте. Результаты этих исследований рассматриваются в этом вопросе.
Теории мотивации к работе можно разделить на две группы:
-теории содержания (содержательные);
-теории процесса (процессуальные).
Первые делают упор на исследовании и объяснении содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивом их проведения, а следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак-Клелланда.
Вторые разъясняют тот процесс, который дает продвижение происходящему внутри человека процессу мотивации. Здесь говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и теория или модель. Портера - Лоулера.
Чтобы понять мотивацию как явление, нужно знать обе теории и иметь персональный подход к рассмотрению.
1.2 Содержательные теории
Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влияния на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются:
-теория иерархии потребностей, разработанная Маслоу;
-теория ERG, разработанная Альдерфером;
-тория приобретенных потребностей МакКлелланда;
Теория мотивации по А. Маслоу
Первая из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потребности человека, которые можно разделить на пять групп:
-физиологические потребности, необходимые для выживания человека (в еде, в воде, в отдыхе и т.д.);
-потребности в безопасности и уверенности в будущем - защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем,
-социальные потребности - необходимость в социальном окружении. (В общении с людьми, чувство поддержки);
-потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям,
-потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.
Первые две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.
Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.
Самая высокая потребность
- потребность самовыражения и
роста человека как личности - никогда
не может быть удовлетворена полностью,
поэтому процесс мотивации
Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.
Теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда
С развитием экономических
отношений и совершенствованием
управления значительная роль в теории
мотивации отводится
Согласно теории МакКлелланда люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации.
Управлять такими потребностями можно, подготавливая работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью их аттестации, направления на курсы повышения квалификации и т.д. Такие люди имеют широкий круг общения и стремятся его расширить. Их руководители должны способствовать этому.
Теория мотивации труда (ERG) К. Альдерфера
Теория мотивации труда, известная как теория ERG(Existence — существование, Relatedness — отношения с другими людьми, Growth — рост), основанная на иерархии потребностей по Маслоу, предложена Клейтоном Альдерфером. Он исходил из существования трех базовых потребностей: существования, отношений с другими людьми и роста. Эти потребности включающие потребности, о которых говорил Маслоу, способна удовлетворить работа (Alderfer, 1972).
Потребности, связанные с существованием, — это потребности, от удовлетворения которых зависит выживание индивидуума: потребности в пище, воде, убежище и потребность в физической безопасности. Организации способны удовлетворить эти потребности, обеспечив работников заработной платой, дополнительными льготами, безопасными условиями труда и защитой их права на труд. Потребность индивидуума в отношениях удовлетворяется его контактами с другими людьми в той мере, в какой эти отношения становятся для него источниками эмоциональной поддержки, уважения, признания и чувства принадлежности к определенной группе. Эти потребности удовлетворяются на работе через отношения с коллегами и руководителями, а вне работы — через семейные и дружеские связи. Потребности в росте, например потребность в собственном совершенствовании и развитии, это потребности, связанные с личностью человека, с его «Я». Эти потребности удовлетворяются за счет максимально полного использования наших навыков и способностей. Работа способна удовлетворить потребность человека в росте, если она сопряжена с поиском нестандартных решений, автономна и требует творческого подхода.
Между потребностями, из которых
исходит теория мотивации труда,
нет иерархической зависимости,
все они способны влиять на нас
одновременно. А это значит, что
удовлетворение потребностей одного рода
не ведет автоматически к
1.3 Процессуальные теории
Очевидно, что поведение
человека зависит от того, какие
потребности заставляют его действовать,
к чему он стремится, что хочет
получить и какие у него для
этого есть возможности. Однако даже
если предположить, что все это
хорошо известно (хотя это явно утопическое
предположение), все равно нет
гарантии, что удастся совершенно
точно понять мотивацию человека.
Тем не менее, из этого никак не
следует, что мотивационный процесс
не может быть осознан и управляем.
Существует целый ряд теорий, которые
говорят о том, как строится процесс
мотивации и как можно
-теория ожидания;
-теория постановки цели;
-теория равенства;
-теория партисипативного управления.
Теория ожидания (Врум, Портер, Лоулер и др.)
Согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения.
Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение сотрудников определяется поведением:
-руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника;
-сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение;
-сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение;
-сотрудника, который сопоставляет размер вознаграждения с суммой, которая необходима ему для удовлетворения определенной потребности.
Сказанное означает, что в теории ожидания подчеркивается необходимость в преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность.
Мотивированная деятельность является целенаправленной. Цель обычно связана с прямым или косвенным удовлетворением какой-либо потребности. Сила направленности деятельности на достижение цели зависит частично от того, в какой мере личность чувствует себя вознагражденной за достижение цели.
Сила стремления к получению вознаграждения или другой цели (другими словами, исполнительная мотивация) зависит от:
-ценности вознаграждения (желательности) и
-его достижимости (реальности получения вознаграждения, "ценности ожиданий").
То, что человек ценит,
зависит от его потребностей. Чтобы
человек был мотивирован на определенную
деятельность, нужно его достижения
в этой деятельности вознаграждать
тем, что он ценит, и вознаграждение
должно быть связано с достижением
цели так, чтобы человек это заметил.
С другой стороны, каждый знает, что
не всегда даже настойчивые усилия
гарантируют достижение цели. На основе
ранее полученного опыта
Если ожидания высоки, сила побудительного мотива возрастает. Ранее полученный успешный опыт также подкрепляет ожидание того, что соответствующий результат мог бы быть получен. Таким образом, успех усиливает мотивацию.