- Материальная денежная форма: выплаты на приобретение собственности и имущества компании (приобретение работниками акций предприятия по сниженной цене); предоставление льготных кредитов; расходы на негосударственное медицинское страхование; туристическое страхование; страхование имущества работников; оплачиваемое временное освобождение от работы (например, при вступлении в брак); оплачиваемое рабочее время при сокращенном предпраздничном дне; оплата обучения работников на различных курсах или в учебных заведениях; предоставление на льготных условиях мест в детских дошкольных учреждениях и их оплата; оплата и предоставление учебных отпусков лицам, совмещающим работу с обучением в соответствии с трудовым законодательством; предоставление оплачиваемых отпусков, установленных по законодательству, и дополнительных отпусков; денежные вознаграждения и компенсации, предоставляемые в связи с личными торжествами, круглыми датами трудовой деятельности или праздниками, смертью родственников, экстренными случаями — кражами, пожарами и прочими (денежные суммы); дополнительные компенсационные выплаты (например, компенсация на проезд по железной дороге в период очередного отпуска); дотации на питание в столовых организации; оплата коммунальных услуг; оплата счетов мобильной связи при подключении по корпоративному тарифу; оплата проезда к месту работы и по городу; предоставление в пользование служебного автомобиля; оплата автопаркинга сотрудникам; прогрессивные выплаты за выслугу лет; «золотые парашюты» — выплата нескольких должностных окладов при выходе работника на пенсию работников в старости; корпоративная пенсия — дополнение к государственной пенсии из фондов предприятия; единовременное вознаграждение пенсионерам со стороны фирмы (предприятия).
- Материальная неденежная форма: пользование социальными учреждениями организации; пользование домами отдыха, детскими оздоровительными лагерями (для детей сотрудников) по льготным путевкам; приобретение продукции, производимой организацией, по ценам ниже отпускной или бесплатно, а также вознаграждения, связанные с изменением рабочего места; повышение технической оснащенности и комфортности рабочего места; улучшение социальных условий труда; повышение гибкости графика работы; введение сокращенной рабочей недели или дня; обеспечение бесплатной подписки на периодические издания; предоставление билетов на посещение различных культурных мероприятий; бесплатного доступа в Интернет и прочие.
Для устранения физического
и морального дискомфорта работников
целесообразноежемесячно инвестировать
небольшие суммы денег в обеспечение возможностей
отдыха. Например, одна из последних
новинок — это оборудование в компаниях
специальных комнат для отдыха сотрудников.
Западные фирмы начали понимать: если
не давать людям отдыхать, то они не смогут
и продуктивно работать. Если позволить
сотруднику почувствовать себя как дома,
то скорее всего он и за работу возьмется
прилежней.
Частью социальной политики
организации являются общефирменные
мероприятия — праздники, например
посвященные выпуску новой модели
продукции, дни предприятия, экскурсионные
поездки, оплачиваемые централизованные
обеды, вечеринки. Преимущества подобных
мероприятий заключаются в обеспечении
хорошего отдыха сотрудников компании,
устранении накопившейся у сотрудников
усталости. Кроме полезного для компании
и приятного для работников отдыха, именно
в разнообразных корпоративных праздниках,
как и в прочих корпоративных мероприятиях,
возможно сплочение работников организации,
развитие командного духа, формирование
позитивной корпоративной культуры. Исследования
показывают, что место проведения праздника
большой роли не играет, успешность будет
зависеть в основном от программы праздника,
от умения его организовать и провести,
от созданной атмосферы.
6. Совершенствование
системы организации труда и
управления. Улучшение координации и взаимодействия
между сотрудниками организации, правильное
распределение служебных обязанностей,
четкая система продвижения по службе,
утверждение духа взаимопомощи и поддержки,
совершенствование отношений между руководителями
и подчиненными — все это способствует
повышению эффективности, производительности
и мотивации труда.
7. Нематериальные
стимулы, не касающиеся каких-либо
расходов работодателя. Особенно актуальны данные
инструменты для организаций с ограниченными
материальными ресурсами стимулирования,
например государственные организации
(в том числе в органах власти и местного
самоуправления). К нематериальным стимулам
можно отнести:
- вознаграждения-признательности. К подобным вознаграждениям можно отнести переходящие вымпелы, дипломы, звания «лучший по профессии», «руководитель года», «менеджер года» с вручением значка и ценного подарка, письменная благодарность руководства компании, занесенная в трудовую книжку. Даже комплимент сотруднику можно рассматривать как одну из форм поощрения;
- вознаграждения, связанные с высокой оценкой статуса сотрудника, приглашение сотрудника в качестве лектора, советника и пр.
Обобщение опыта практической
деятельности отечественных предприятий
и организаций в рассматриваемой
области показали значимость нематериальных
инструментов стимулирования для сотрудников
компаний и подтвердили ошибочность
мнений об абсолютном значении материальных
факторов в формировании лояльности
персонала.
Направлениями активизации
использования нематериальных факторов
для повышения лояльности персонала
организаций могут стать: поддержание
благоприятного психологического климата
в коллективе; развитие системы управления
конфликтами; формирование и развитие
организационной культуры; формирование
у сотрудников чувства справедливости,
построения эффективных систем обратной
связи; распространение среди сотрудников
эффективных систем оценки деятельности;
внимательное отношение к проблемам
сотрудников и формирование у
них чувства защищенности; интеграция
сотрудников в коллектив; создание «одной
команды» путем повышения тесноты положительных
эмоциональных связей и формирования
положительного группового мнения в отношении
профессиональной деятельности.
Заключение
В заключении можно сказать,
что мотивация персонала играет важнейшую
роль в любом виде деятельности. Менеджер
обязан выбрать правильный подход и нужную
мотивацию не только для всего коллектива,
но и для отдельного сотрудника. Кому-то
достаточно пообещать повысить зарплату
или дать премию, кто-то хочет выделиться
в коллективе, а кто-то, услышав похвалу
со стороны начальства, начинает работать
с утроенной силой. В случае если менеджер
найдет нужный подход к сотрудникам коллектив
будет работать как единый механизм, направленный
на достижение не только общих целей, но
и личных. В этом и заключается важнейшая
роль мотивации.
Список использованной
литературы
- Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 543 с.
- Базаров Т.Ю. Управление персоналом – М.: Инфра-М, 2000. – 224 с.
- Веснин В. Р. Основы менеджмента. – М.: «ЮНИТИ»,2002.– 326 с.
- Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н.Новгород: НИМБ, 2003. – 720 с.
- Зайцев Г.Г. Управление персоналом: учебное пособие. - М.: «Северо-Запад», 2001. – 250 с.