Методы оценки работать в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе будут рассматриваться межличностные отношения, совместимость и срабатываемость в группе, и влияние указанных факторов на формирование психологического климата данного коллектива. Цель: изучение степени влияния совместимости и срабатываемости в группе на психологический климат данного коллектива. Объект исследования: факторы успешной деятельности группы. Предмет исследования: основные способности людей, определяющие их эффективность выполнять командные роли в группе. Совокупность задач:
1) Провести теоретические исследования понятия «социальная группа», «межличностная совместимость», «совместная деятельность» и «психологический климат» в отечественной и зарубежной литературе.
2) Подобрать соответствующие цели исследования, метод и методики. Сформировать на базе показателя срабатываемости две референтные группы.
3) Провести эмпирические исследования выявления степени межличностной совместимости и психологического климата коллектива.
4) Обозначить основные психологические детерминанты оказывающих влияние на психологический климат группы, совместимость и срабатываемость членов конкретно взятого коллектива.
5) Провести анализ полученных данных, сделать обобщающие выводы и заключения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…5
1 Теоретико-методологический анализ межличностной совместимости и срабатываемости в группе…………………………………………………..……8
1.1 Социально-психологическая характеристика понятия группы…………8
1.2 Межличностная совместимость и совместная деятельность в группе…18
2 Анализ методик по оценке социально-психологического климата группы и особенностей межличностных отношений внутри коллектива……………..28
2.1 Организация проведения исследовательской работы и методики исследования……………………………………………………………………28
3. Предложения и рекомендации и предложения по совершенствованию эффективности команды………………………………………………..………50
3.1 Рекомендации и предложения по совершенствованию эффективности команды………………………………..50
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованных источников…………………………………….…….56
Приложение ……………………………………………………………….…...57

Вложенные файлы: 1 файл

работа по психодиагностика.doc

— 784.50 Кб (Скачать файл)

        Методика предназначена для изучения представлений человека о себе и позволяет определить пять основных линий поведения человека в реальной группе. Возможно использование данной методики в качестве взаимооценки для сравнения представлений о самом себе с мнением каждого о каждом внутри группы.

Обработка результатов и выводы. В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации. На рисунке 2.1 представлен фрагмент теста Томаса.

Ответ "А"

Ответ "Б"

1. Иногда я предоставляю  возможность другим взять на  себя ответственность за решение спорного вопроса.

Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. Я стараюсь найти  компромиссное решение.

Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.

3. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.


 

 

Рисунок 2.1 – фрагмент теста Томаса.

По методике виды направленности испытуемых определяются по «ключам».

Ключ к тесту

При таких ответах на первые три  вопроса методики заполненный бланк данной методики будет иметь вид, представленный на рисунке 2.2. 

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

     

А

Б

2

 

Б

А

   

3

А

     

Б


 

Рисунок 2.2. За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл. Доминирующим считается типы, набравшие максимальное количество баллов.

Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей В.В. Синявского (КОС).

Предназначена для изучения коммуникативных и организаторских склонностей человека (умение чётко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление эти контакты расширять, степень участия у групповых мероприятиях, умение влиять на людей и проявлять инициативу), имеет 40 вопросов, время проведения – 15 мин. и 2 шкалы для оценки:

Коммуникативные склонности.

            Испытуемые, получившие низкую оценку, характеризуются крайне низким уровнем проявления склонностей к коммуникативной деятельности. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении новых контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений. Для испытуемых, получивших среднюю оценку, характерен средний уровень проявления коммуникативных склонностей. Такие люди стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу. Однако "потенциал" этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Та группа испытуемых, которая получила высокие оценки), обладает высоким уровнем проявления коммуникативных склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям. Они испытывают потребность в коммуникативной деятельности и активно стремятся к ней. Для них характерны быстрая ориентация в трудных ситуациях, непринужденность поведения в новом коллективе. Такие люди инициативны, предпочитают в важном деле или создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято остальными. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать различные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникативной деятельности.

Организаторские склонности.

             Испытуемые, получившие низкую оценку, характеризуются крайне низким уровнем проявления склонностей к организаторской деятельности. У таких испытуемых, развитие организаторских склонностей находится на низком уровне. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении новых контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений. Для испытуемых, получивших среднюю оценку, характерен средний уровень проявления организаторских склонностей. Такие люди стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу. Однако "потенциал" этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.

        Испытуемые, получившие высокую оценку, относятся к группе с высоким уровнем проявления организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям. Они испытывают потребность в организаторской деятельности и активно стремятся к ней. Для них характерны быстрая ориентация в трудных ситуациях, непринужденность поведения в новом коллективе. Такие люди инициативны, предпочитают в важном деле или создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято остальными. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать различные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в организаторской деятельности.

 

Следовательно, нами для оценки способности работать в группе выбираются методики:

  1. Рпг_м- Методика оценки ролевых предпочтений в группе М. Белбина;
  2. DRinG - Распределение ролей в группе М. Белбина;
  3. Кос-Методка изучения коммуникативных и организаторских склонностей В.В. Синявского.

Данными выбранными методиками осуществим оценку основных качевств работать в группе; в следующем подразделе.

 

 

 

2.2 Проведение практического исследования по оценке основных качеств работников и его анализ

  

   Для диагностики коллектива (группы) как команды, способной максимально эффективно выполнять поставленные перед ней задачи и действовать слаженно и, по возможности, бесконфликтно определим по методике   «РПГ-м», с использованием компьютерной программы «Психометрика».

     Стандартные бланки методики «РПГ-м и DRING», выполненные в Психометрике приведены на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 - Бланк фиксации результатов испытуемых по методике «Методика оценки ролевых предпочтений в группе» и «Распределение ролей в группе» (М. Белбина).

 

На рисунке 2.2 видно:

- в левом углу краткое название методики ;

- поле, в которое испытуемый  заносит свои персональные данные (фамилия, образование и т.д.);

- приведен пример заполнения бланка;

- двадцать две строки с квадратами, в которые испытуемый заносит свои ответы в виде «крестиков»;

- по краям бланка имеются  черные квадраты - «реперы», используя  координаты которых компьютерная  программа «накладывает» электронную сетку для определения расположения «крестиков» в бланке, способствуя определению результатов тестирования испытуемых;

-  внизу расположен  штрих-код, по которому при сканерной  обработке бланка Программа определяет  название методики и осуществляет  обработку автоматически.

Испытуемым выдавался опросник методики по определению «ролевых предпочтений в группе и распределение ролей в группе» (М. Белбина),

приведены в приложении А и Б.

Показатели заполненных бланков испытуемыми заводились нами в компьютерную Программу, вид окна которой приведен на рисунке 2.3. 

Рисунок 2.3 Рисунок 2.3 - Вид окна компьютерной программы Психометрика с выбранной методикой «Методика распределений ролей в группе» (автор Белбин М.)

В дальнейшем нами в окно компьютерной Программы «Параметры» заводились основные данные испытуемого. На рисунке 2.4 представлены заведенные показатели на испытуемого «Иванов Иван Иванович» (фамилия приведена условная).

Рисунок 2.4 - Вид окна «Параметры» компьютерной Программы после заведения данных на испытуемого «Иванов Иван Иванович».

После заведения данных компьютерная Программа осуществляет обработку и выводит результат в виде, представленный на рисунке 2.5.

Рисунок 2.5 - Вид окна компьютерной Программы показателей обследуемого «Иванов И.И.», набравшего максимальные баллы по генератору идей, методисту, дипломата и исполнителя.

Далее Программа выводит интерпретацию на обследуемого «Иванов И.И.»:   – он набрал высокий бал по нескольким пунктам. Это значит что, человек ориентированный на задачи, полон энергии, обладает высокой мотивацией, для которого главное – победа. Заинтересован в достижении целей и стимулирует остальных к этому. Очень нервозен, общителен, динамичен. Внимание направлено в целом на постановку целей и приоритетов.

Показатели всех  обследуемых приведены в таблице 2.4.

Параметр

Распред

Асим

Эксц

Мин

Макс

Среднее

Отклон

Мода

Формальный лидер

0,6

0,53

0,12

2

19

9,50

6,53

7,0

Неформальный лидер

0,7

1,70

2,43

4

23

11,33

7,95

6,0

Генератор идей

0,3

-0,26

-1,37

0

13

7,00

3,90

0,0

Аналитик

0,8

0,69

0,73

0

18

7,71

6,82

7,0

Методист

0,6

0,76

-0,42

6

18

11,00

4,85

10,0

Дипломат

0,5

-0,08

-0,79

3

16

9,00

4,43

12,0

Исследователь

0,5

0,58

-0,48

4

17

9,73

4,90

9,0

Исполнитель

0,6

0,00

0,63

1

19

9,82

6,01

9,0


 

Таблица 2.4- Показатели обследованных по методике определения «ролевых предпочтений в группе и распределение ролей в группе».

Из анализа таблицы 2.4 видно, что наибольшие показатели набрали по показателям не формальный лидер, минимальные показатели по генератор идей.

 

Измерение коммуникативных и организаторских склонностей осуществим с использованием учебного электронного пособия «Психологический конструктор» [6].

Для проведения обследования испытуемым были выданы бланки, рисунок 2.6.

Рисунок 2.6. - Бланк фиксации результатов испытуемых по коммуникативных и организаторских склонностей.

После заведения данных компьютерная Программа осуществляет обработку и выводит результат в виде, представленный на рисунке 2.7.

Рисунок 2.7. - Вид окна компьютерной Программы показателей обследуемые, набравшие 5 и 7 балла.

 

  Таблица 2.5 – Выборка N=6;  Общие 7-60

Параметр

Распред

Асим

Эксц

Мин

Макс

Средн

Отклон

Мода

Коммуникативные склонности

0,5

-0,48

-1,58

8

10

9,33

0,82

10,0

Организаторские склонности

0,4

-0,22

-1,74

8

13

10,67

1,70

11,0


 

Таблица 2.5 - Показатели работников по тесту «КОС»

Из таблицы 2.5 видно что, максимальное значение имеет организаторские склонности.

 

Рисунок 2.7. Гистограмма распределения по шкале КС

(Коммуникативные склонности)

Рисунок 2.8. Гистограмма распределения по шкале ОС

(Организаторские склонности)

 

Таблица 2.6. Выборка N=5;  Общие 7-60

Параметр

Распред

Асим

Эксц

Мин

Макс

Среднее

Отклон

Мода

Коммуникативные склонности

0,4

-0,25

-1,82

8

10

9,20

0,84

9,0

Организаторские склонности

0,4

-0,11

-2,03

8

13

10,50

2,04

8,0

Информация о работе Методы оценки работать в группе