Методы проектирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 11:38, контрольная работа

Краткое описание

На протяжении тысячелетий люди создавали организационные системы , пользуясь интуицией , здравым смыслом и опытом прошлого .
С возникновением письменности практический опыт построения систем стал переноситься на бумагу в виде проектов и передаваться будущему поколению таким образом , для построения новых операционных систем конструктор получил возможность пользоваться готовыми проектами аналогичных систем , хорошо зарекомендовавших себя в прошлом . Такая практика широко используется и в настоящее время .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ
4
1. Системный подход .
4
2. Нормативный метод .
5
3. Метод параметрического ( организационного ) моделирования .
5
4. . Метод функционального моделирования ( метод аналогий )
5
5. Программно-целевой метод .
6
6. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ ОС .
7
7. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ОС
10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
13
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

контр работа по основам проектирования методы проектирования.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

      К недостаткам программно-целевого подхода  следует отнести методическую незавершённость . Достаточно сказать , что в настоящее время " нет чётких , устоявшихся определений по широкому кругу концептуальных положений разработки и реализации комплексных программ , отсутствует единая точка зрения исследователей на основополагающие понятия программно-целевого планирования и управления , соотношение плана ( в его традиционной форме ) и целевой комплексной программы ".6

      В результате происходит адаптация ( приспособление ) программных методов к существующим методам планирования и управления . Всё это существенно ограничивает рамки применения программно-целевого подхода , который наиболее эффективен для решения хорошо структуризованных ( изученных ) проблем , для которых сравнительно нетрудно провести исследование по схеме " цель - система мероприятий - ОУ - СУ " .

      В целом указанные выше подходы  и методы применяются главным  образом для совершенствования  существующих ( действующих ) ОС . Что  же касается создания новых ОС , то здесь  пока ещё царят стихийность и  субъективный подход . В самом деле , вопрос о том , быть или не быть той или иной организации , предприятию , объединению часто решается волевым путём сверху вниз без научного обоснования . Такой путь формирования ОС , к сожалению , прочно укоренившийся в нашей практике , даёт большой процент " брака " - нежизнеспособных и неэффективных систем .

      Отсутствием научной основы разработки ОС объясняется  во многом и " забывчивость " создаваемых  систем . Не потому ли на каком-то этапе  своего развития они начинают утрачивать связь с проблемами , для решения которых создавались , что эта связь не была учтена в полной мере при самом создании системы , определении её границ , структуры , функций и т. д. ?

      Как уже отмечалось , при создании новых  ОС приходится отбирать ресурсы ( в основном трудовые ) у существующих . Понятно , что выделение ресурсов под каждую ОС должно быть строго дозировано в зависимости от важности решаемых ими проблем . К сожалению , и вопросы ранжирования проблем по их общественной значимости , и оценки эффективности использования тех или иных ресурсов в различных ОС остаются почти без внимания .

      Это приводит к тому , что решение многих важных проблем ( и  соответственно их ОС ) не имеет достаточного ресурсного обеспечения . Преобладание отраслевого  принципа распределения ресурсов не способствует улучшению положения .

      Кроме того , у нас нет  и адекватных методик  расчёта экономической  эффективности ОС , что делает невозможным  обоснование необходимости  их создания .

      Недостатком существующей практики планирования и создания ОС является также недостаточная оперативность . Иногда с момента появления проблемы и до момента построения ОС проходят многие годы , в течение которых обществу наносится невосполнимый ущерб от игнорирования проблем . Например , десятилетиями замалчивалась проблема охраны окружающей среды , пока наконец не была создана специальная ОС . Лишь сравнительно недавно стали предметом обсуждения проблемы наркомании , проституции , борьбы с организованной преступностью . Рано или поздно эти проблемы всё равно бы " всплыли на поверхность " , однако очевидно , что чем раньше та или иная проблема будет обнаружена и решена , тем больший ущерб удастся предотвратить .

      Вряд  ли можно признать такое положение  удовлетворительным , и без разработки теории планирования и построения ОС его не улучшить . 
 

ЗАКОНОМЕРНОСТИ  ПЛАНИРОВАНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ ОС . 

      Всякая  теория должна исходить из практики , чтобы  потом служить  ей же опорой . В этом смысле и теория планирования и построения ОС не исключение , она  должна основываться на анализе практики создания и функционирования ОС . Основная сложность состоит в том , чтобы среди множества единичных фактов и наблюдений различных специалистов выявить какие-то ключевые положения , закономерности , общие для планирования и построения всех ОС . Среди них можно выделить следующие :

      1. Формирование ОС - это многоэтапный  процесс .

      2. Необходимым условием  для начала планирования , а затем и создания  ОС , является наличие  определённой общественной  потребности . Однако  одной потребности  недостаточно , нужны ещё определённые экономические , юридические , социальные , технические условия и другие гарантии , обеспечивающие им самостоятельность и относительную устойчивость .

      3. Решение вновь  возникающих проблем  не обязательно  требует создания  новых ОС . Многие проблемы могут успешно решаться в рамках " старых " ОС . Обычно для этого разрабатывается специальный комплекс мероприятий ( или ЦКП ) и готовятся постановления ( или приказы ) , обязывающие соответствующие ОС выполнять предписанные им работы . Контроль за реализацией комплекса мероприятий ( или ЦКП ) осуществляется организацией , назначаемой головной по данной проблеме . Необходимость в планировании и построении новых ОС возникает обычно , когда становится очевидным , что существующие организационные структуры управления не справляются с решением проблемы и требуется создать новые .

      4. Для выбора способа решения  проблем предварительно проводится  их исследование . Наибольшее распространение  при этом получили методы системного  анализа , в основном программно-целевые методы , наиболее естественным путём связывающие проблему со средствами её решения . Решение сложной проблемы обычно начинают с построения " дерева целей " , которых требуется достичь путём организации и проведения определённого комплекса мероприятий . Задача заключается в том , чтобы найти этот комплекс , указать конкретных исполнителей и сроки выполнения мероприятий . Для этого " дерево " как бы " накладывается " на реальную среду , в результате чего находится необходимая информация и составляется конкретная программа работ .

      Для решения сложных проблем иногда используются методы аналитического и  имитационного моделирования .

      5. После исследования  проблемы наибольшую  трудность вызывает  обычно выбор исполнителей ( или организаций-исполнителей ) , деятельность которых в рамках будущих ОС способна удовлетворить общественную потребность ( или решить проблему ) полностью или частично . Сложность задачи заключается не столько в том , чтобы найти таких исполнителей ( или организаций-исполнителей ) , которые способны решить проблему , сколько в том , чтобы их можно было организовать в систему . При этом должна учитываться возможность перехода исполнителей из одной ОС в другую ( из старой в новую ) . Последнее обстоятельство требует учёта ущерба , который может быть нанесён обществу вследствие ухода исполнителя из " старой " ОС и соизмерение этого ущерба с ожидаемой полезностью вследствие перехода его в новую ОС . Конечно , необходимость соизмерять ожидаемую полезность с ущербом возникает далеко не всегда , однако когда в качестве исполнителей рассматриваются крупные ОС , то она становится очевидной .

      Оптимальный выбор исполнителей , т. е. состава  ОУ , - задача достаточно сложная . С  ростом числа потенциально возможных  исполнителей ( n ) количество их сочетаний растёт , как 2n , поэтому объективно оценить все альтернативные варианты состава ОУ и выбрать из них один оптимальный в качестве основы для будущей ОС , как правило , не представляется возможным . В связи с этим данная задача решается обычно экспертным путём . При этом часто допускаются ошибки , снижающие эффективность создаваемой ОС .

      Некоторые из этих ошибок исправляет практика , другие же сопровождают всю " жизнь " созданной  ОС .

      Выбор состава ОУ - длительный процесс , условно  разбиваемый на два этапа . На первом этапе определяются потенциально возможные исполнители , т. е. те , кто своей деятельностью способен ( судя по имеющейся информации ) оказать заметное влияние на решение проблемы . На втором этапе из всех кандидатур на включение в состав отбираются те , которые удовлетворяют определённым требованиям . Для первого и второго этапов нужна информация , которую получают как на основе исследования самой проблемы , так и путём изучения конкретных условий её решения . Одним из наиболее распространённых способов определения состава потенциально возможных исполнителей ( кандидатов на включение в состав ОУ ) является построение " дерева целей " , нижний уровень которого ( уровень мероприятий ) определяет конкретные мероприятия и позволяет установить предполагаемый состав исполнителей . Множество потенциально возможных исполнителей обычно называют проблемным объектом . Понятие " проблемный объект " используется и другими авторами7 , правда , в несколько ином смысле .

      6. Планирование СУ производится  после того , как выбраны границы  ( состав ) ОУ . Этот вывод является очень важным для понимания всей технологии построения ОС .

      В многоэтапном формировании ОС можно  выделить три стадии :

      1. На этой стадии , в связи с  некоторой проблемой происходит  умозрительное выделение ( одним  или несколькими исследованиями  ) ОУ из среды . При этом объект пока не получил широкого научного признания ( и названия ) и не имеет собственного СУ . Например , в связи с необходимостью решения проблемы укрепления здоровья населения некоторые исследователи выделяют объект , включающий ряд отраслей ( здравоохранение , медицинская промышленность , физкультура и спорт , туризм и т. д. ) , состав которого , однако , требует уточнения . Этот объект пока не получил научного названия и не имеет собственного СУ .

      2. На второй стадии объект получает научное признание , однако собственного СУ всё ещё не имеет . Например , топливно-производственный комплекс .

      3. На третьей стадии объект получает  юридическое признание и собственный  СУ . 

      Таким образом , важно иметь ввиду , что  ОУ длительное время может не иметь своего СУ . Вместе с тем формирование ОУ можно рассматривать как подготовительный этап создания СУ и ОС в целом .

      Построение  СУ осуществляется на основе анализа  особенностей ОУ ( количества исполнителей , их профессионального состава , сложности выполняемых работ ) и информации , полученной при исследовании проблемы и условий её решения .

      Зависимость характеристик СУ от особенностей ОУ определяет необходимость предварительного изучения производственной деятельности ОУ для разработки соответствующего СУ . Этот тезис получил своё подтверждение и дальнейшее развитие в работах наших учёных ( С. Е. Каменицера , В. В. Соломатина , А. А. Модина и др. ) . Так , по мнению А. А. Модина , " создание и развитие современных систем управления определяется требованиями научного управления , свойствами управляемых объектов , а так же условиями использования технических средств "8 .

      Подобным  образом высказываются и другие авторы . " Характеристики управляющей  системы полностью определяются целями управления и степенью соответствия этим целям характеристик объекта , т. е. всей совокупности представляющих его параметров ( структура объекта , состав и взаимосвязи входящих в него элементов , параметры отдельных элементов и т. д. ) . Следовательно , ведущая роль в формировании параметров замкнутой системы , включающей объект управления , управляющую систему и обратную связь , принадлежит объекту управления . Поэтому при разработке организационной структуры органов управления первичным является объект как элемент базиса , а вторичным - управляющая система как фактор надстройки "9 .

      На  изучении и использовании зависимости  между характеристиками СУ и ОУ основан  метод параметрического моделирования , имеющий широкое применение при  планировании организационных структур управления . Указанные выше наблюдения и объективные закономерности создания ОС позволяют сформулировать следующие положения , составляющие основу проблемного подхода к планированию и последующему построению ОС .

      1. В основе разработки любой  ОС должно лежать изучение конкретной общественной потребности ( проблемы ) .

      2. Планирование и последующее построение  ОС должно осуществляться в  последовательности " проблема - ОУ - СУ " , что означает последовательное  выполнение этапов : исследование  проблемы , выбор границ ( состава ) ОУ , построение ( синтез ) СУ .

      3. Выбор границ ( состава ) ОУ целесообразно  осуществлять в две стадии . На  первой - определить состав проблемного  объекта , т. е. множество потенциальных  исполнителей , кто своей деятельностью  способен оказать влияние на решение проблемы . На второй - выбрать из них тех , кто удовлетворяет определённым требованиям и ресурсным ограничениям на создание ОС . При этом исполнителями могут быть организации ( их подразделения ) , предприятия , объединения , отрасли и другие ОС .

      4. Решение вопроса о целесообразности  создания ОС должно приниматься  на основе исследования проблемы , проблемного объекта , а также  оценки ожидаемой эффективности  системы .

      5. Синтез СУ должен осуществляться  исходя из особенностей ОУ .

      6. Планирование ОС следует выполнять  с учётом этапов , принятых для  разработки сложных систем управления . 
 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ОС 

Разработка  ОС - сложный многоплановый  процесс , требующий  участия различных  специалистов :

      - специалистов по  решаемой проблеме - для постановки и исследования проблемы , а так же выбора границ проблемного объекта и объекта управления ;

      - системотехников  - для проектирования  и внедрения системы  ;

      - экономистов - для  оценки экономической  эффективности проектируемой  системы и выбора наилучшего варианта её построения ;

      - программистов и  электронщиков - для  оснащения ОС необходимыми  программными и  техническими средствами ;

Информация о работе Методы проектирования