Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 17:07, реферат
В настоящее время проблема обновления приобретенных знаний и навыков особенно актуальна. Высококвалифицированному специалисту все чаще приходится совмещать в своей работе (помимо своих непосредственных обязанностей) больше различных трудовых функций и принимать решения, которые требуют знаний основ менеджмента, маркетинга, психологии и социологии. Такие изменения приводят к необходимости повысить значимость вопроса обучения и подготовки персонала и совершенствовать систему обучения персонала в организации. Недостаток у работника тех или иных навыков, знаний приводит к неэффективной работе и выполнению поставленных задач, также способствует повышению у работника стрессов и энергетических
Введение 3
1 Теоретические аспекты профессионального обучения 4
1.1 Понятие и особенности обучения персонала 4
1.2 Характеристика профессионального обучения 6
2 Методы профессионального обучения персонала 9
2.1 Классификация методов обучения 9
2.2 Традиционные методы обучения персонала 12
2.3 Современные методы профессионального обучения 14
Заключение 25
Список литературы 26
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Теоретические аспекты
профессионального обучения
1.1 Понятие и особенности обучения
персонала
1.2 Характеристика
2 Методы профессионального
обучения персонала
2.1 Классификация методов
обучения
2.2 Традиционные методы
обучения персонала
2.3 Современные методы
профессионального обучения
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В условиях быстро меняющегося, процветающего рынка профессиональное развитие человеческих ресурсов становится необходимым условием успешной работы любой организации. В динамично развивающихся организациях обучение персонала используется для развития бизнес - практики, выступает как инструмент преобразований, обслуживает потребности менеджмента в управлении изменениями.
В настоящее время проблема обновления приобретенных знаний и навыков особенно актуальна. Высококвалифицированному специалисту все чаще приходится совмещать в своей работе (помимо своих непосредственных обязанностей) больше различных трудовых функций и принимать решения, которые требуют знаний основ менеджмента, маркетинга, психологии и социологии. Такие изменения приводят к необходимости повысить значимость вопроса обучения и подготовки персонала и совершенствовать систему обучения персонала в организации. Недостаток у работника тех или иных навыков, знаний приводит к неэффективной работе и выполнению поставленных задач, также способствует повышению у работника стрессов и энергетических затрат, связанных с работой, а также к снижению мотивации.
Таким образом, обучение персонала организации помимо роста прибыли имеет ряд важных последствий для организации, а именно: сплочение и улучшение социально - психологического климата в коллективе, раскрытие всего потенциала работников, формирование соответствующей организационной культуры и образцов поведения, которые способствуют успешному достижению организационных целей, привлечение новых сотрудников в организацию.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1 Понятие и особенности обучения персонала
Как известно, процесс обучения человека протекает всю его сознательную жизнь. Первичное обучение осуществляется в школах, профессионально - технических училищах, техникумах, колледжах, лицеях. Вторичное обучение проходит в вузах, институтах, а также на факультетах повышения квалификации и переподготовки кадров, в учебных центрах, специально организованных курсах и семинарах, в организациях и т.п. Целью обучения является получение образования.
Образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и способов поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и труду. Уровень образования обусловливается требованиями производства, научно - техническим и культурным уровнем, а также общественными отношениями. Образование делится на два вида: общее и профессиональное. Образование должно осуществляться непрерывно.
Непрерывное образование - процесс и принцип формирования личности, предусматривающий создание таких систем образования, которые открыты для людей любого возраста и поколения и сопровождают человека в течение всей его жизни, способствуют постоянному его развитию, вовлекают его в непрерывный процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами поведения (общения). Непрерывное образование предусматривает не только повышение квалификации, но и переподготовку для изменяющихся условий и стимулирование постоянного самообразования.
Профессиональное образование как процесс - это одно из звеньев единой системы непрерывного образования, а как результат - подготовленность человека к определенному виду трудовой деятельности, профессии, подтвержденная документом (аттестатом, дипломом, свидетельством) об окончании соответствующего учебного заведения [9].
В дальнейшем речь пойдет о профессиональном образовании персонала, которое осуществляется посредством его обучения.
Обучение персонала - основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п. [9].
Следует различать три вида обучения.
Подготовка кадров - планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения.
Повышение квалификации кадров - обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.
Переподготовка кадров - обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда [8].
Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции обучения квалифицированных кадров.
Первая концепция - концепция специализированного обучения, ориентированная на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеющая отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но, с точки зрения работника, способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.
Что касается концепции многопрофильного
обучения, то она повышает внутрипроизводственную
и внепроизводственную
И наконец, концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных им в практической деятельности. Эта концепция относится в первую очередь к персоналу, имеющему склонность к научным исследованиям и обладающему талантом руководителя, педагога, политика, актера и т.п.
Таким образом, предметом обучения являются: знания - теоретические, методические и практические, необходимые для выполнения своих обязанностей на рабочем месте; умения - способность выполнять эти обязанности; навыки - высокая степень умения применять полученные знания на практике; способы общения (поведения) - совокупность действий и поступков индивида в процессе общения с окружающей действительностью, выработка поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность.
1.2 Характеристика профессионального обучения
Профессиональное обучение – это процесс непосредственной передачи новых профессиональных знаний, навыков или умений сотрудникам организации [8].
В современных условиях быстрого
устаревания профессиональных знаний
способность организации
Профессиональное обучение персонала включает ряд мероприятий. К ним относятся: дополнительная и адаптирующая подготовка, подготовка резерва, переподготовка, профессиональная реабилитация. Существуют различные формы и методы обучения.
Профессиональное обучение предусматривает первичную профессиональную подготовку и последующее углубление, расширение и дополнение ранее приобретенной квалификации.
Цикл профессионального обучения начинается с определения потребностей в обучении. Для этого выявляется степень несоответствия между требованиями организации к профессиональным навыкам и знаниям своих сотрудников и теми знаниями и навыками, которыми они обладают. На основании анализа потребностей обучения и ресурсов (материальных, временных, интеллектуальных) организации формируется план обучения, определяются цели профессионального обучения, а также критерии оценки его эффективности.
Определение потребности в профессиональном обучении отдельного сотрудника требует совместных усилий отдела по управлению персоналом, самого сотрудника и его руководителя. Каждая из сторон привносит свое видение этого вопроса, определяемое ее положением в организации и ролью в процессе профессионального развития
Источниками информации о потребностях в профессиональном обучении являются:
- результаты аттестации;
- заявки и пожелания от самих сотрудников;
- стратегия развития организации.
После определения потребностей переходят к этапу подготовки программы обучения. Разработка программ профессионального обучения может осуществляться как самой организацией, так и специализированными компаниями. Выбор в каждой конкретной ситуации определяется анализом преимуществ и недостатков каждого варианта.
Бюджетирование профессионального обучения и повышения квалификации – это процесс определения допустимого уровня затрат на обучение. При этом оцениваются имеющиеся ресурсы, вырабатываются приоритеты в их распределении. На этапе бюджетирования профессионального обучения осуществляется сбор статистики профессионального обучения (например, общая величина издержек на профессиональное обучение; доля часов, затраченных на профессиональное обучение, в общем балансе времени организации и т.п.). Это чрезвычайно важный элемент процесса управления профессиональным обучением.
Статистические данные помогают оценивать эффективность вложений в профессиональное обучение, контролировать общий уровень подготовленности сотрудников в сравнении с конкурентами и правильно планировать затраты на последующие периоды.
Завершающим этапом в процессе профессионального обучения является оценка эффективности обучения и повышения квалификации. Данный этап является важнейшим моментом управления персоналом. Оценить эффективность каждой отдельной программы достаточно сложно, поскольку далеко не всегда удается определить ее влияние на конечные результаты деятельности всей организации.
Важной особенностью организации оценки обучения является необходимость охвата его самых важных результатов и последствий обучения и тщательного продумывания системы оценки еще на стадии планирования программы обучения.
Построение учебных программ
должно проводиться с учетом знаний
и навыков, необходимых для
Эти перечни не исчерпывают всех факторов, влияющих на обучение, но и они показывают, что какое бы обучение и развитие ни предлагалось и ни проводилось, реальная ситуация в сфере обучения и развития определяется самыми разными факторами.
2 МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
2.1 Классификация методов обучения
В современной быстро меняющейся рыночной среде компании могут добиться успеха только в том случае, если им удастся поднять методы своей работы на качественно новый уровень. Компания вынуждена работать гибко, создавая новые системы отношений как с партнерами по бизнесу, так и со своими сотрудниками, вырабатывать адекватные происходящим изменениям стратегии, пересматривать приоритеты в развитии организации.
Решением проблемы профессионального обучения персонала занимаются отделы профессионального обучения компаний. Крупные организации на Западе затрачивают на эти цели до 10% фонда заработной платы. Эти средства рассматриваются не как досадные дополнительные расходы, а как инвестиции, которые в будущем сулят немалую прибыль.
Поскольку важными характеристиками культуры компании являются уровень образования персонала, его профессионализм и умение работать в команде, то профессиональная подготовка и переподготовка персонала приобретает стратегическое значение. Обучение персонала в таких условиях становится одним из главных ключей к успеху, поскольку позволяет переходить к профессиональным технологиям, в том числе и в области управления. Процесс модернизации знаний и навыков должен носить постоянный характер, вот почему перед руководством компании встает задача создания обучающейся организации, умеющей использовать, полученный в процессе своей деятельности опыт, в целях корректировки методов работы для решения реальных проблем компании.
Информация о работе Методы профессионального обучения персонала