Методы разработки управленческого решения на примере предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 10:55, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является исследование системы организационных, правовых, социально-экономических, инновационных, технологических отношений, которые составляют процесс разработки и принятия эффективных управленческих решений, а также разработка конкретных предложений по их оптимизации с целью повышения эффективности функционирования культурно-оздоровительного комплекса «Победа»
В соответствии с целью в выпускной квалификационной работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность, цели, задачи и принципы технологий разработки и принятия управленческих решений с целью повышения эффективности функционирования предприятия;
- показать структуру управленческих решений и дать их характеристику;
- рассмотреть классификацию технологий управленческих решений;
- провести анализ и оценку существующей технологии разработки и принятия управленческих решений в культурно-оздоровительном комплексе «Победа»;
- исследовать факторы, снижающие эффективность разработки и принятия управленческих решений и дать их оценку;
- предложить рекомендации по совершенствованию разработки и системы принятия управленческих решений;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ
1.1 Сущность, цели, задачи и принципы разработки управленческих решений
1.2 Классификация технологий разработки управленческих решений
1.3 Сравнительная характеристика технологий принятия управленческих решений
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ТЕХНОЛОГИЙ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В КУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ КОМЛЕКСЕ «ПОБЕДА»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ и оценка системы принятия решений предприятия
2.3 Алгоритм принятия управленческих решений
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
3.1 Области принятия управленческих решений и их характеристика
3.2 Рекомендации по устранению неэффективных управленческих решений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В

Вложенные файлы: 1 файл

работа по управленческим решениям.rtf

— 1.11 Мб (Скачать файл)

     Эффективность использования средств в комплексе, представлена в показателях таблицы 7. 

     Таблица 7 - Коэффициенты деловой активности

     
Показатель Формула расчет На начало года На конец года
Оборачиваемость активов Чистая выручка от реализации/Среднегодовая сумма активов 0,18 0,21
Оборачиваемость дебиторской задолженности 365/(Чистая выручка от реализации/Чистая среднегодовая дебиторская задолженность покупателей) 238 168
Оборачиваемость кредиторской задолженности 365/(Себестоимость реализованной продукции/ Среднегодовая кредиторская задолженность поставщикам) 303 44
Оборачиваемость МПЗ 365/(Себестоимость реализованной продукции/ Среднегодовая стоимость МПЗ 27 25
 

     Коэффициент оборачиваемости активов (коэффициент трансформации) показывает сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая единица активов.

     Коэффициент трансформации показывает, что за год рубль активов предприятия принес, на начало год - 18 коп., и на конец года - 21 коп. реализованной продукции, что отражает позитивную тенденцию деятельности и развития комплекса.

     Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает, сколько раз в среднем дебиторская задолженность превращалась в денежные средства в течение отчетного периода. Так, на начало 2009 г. этот процесс составлял 1 раз за 238 дней, на конец года - 1 раз за 168 дней. Это связано с увеличением, на конец года, чистой выручки от реализации (с 109924 тыс. руб. до 880219 тыс. руб.) и уменьшением дебиторской задолженности покупателей (с 7120 тыс. руб. до 590 тыс. руб.). При этом коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности показывает, сколько комплексу требовалось времени для оплаты выставленных ему счетов. На начало года, оборачиваемость кредиторской задолженности составляла 1 раз за 303 дня, а на конец года 1 раз за 44 дня. Это связано с уменьшением кредиторской задолженности (с 13762 тыс. руб. до 53 тыс. руб.) в конце года и является позитивной тенденцией.

     Рассмотрим показатели рентабельности комплекса, которые отражают прибыльность деятельности комплекса, представленные в таблице 8.  

     Таблица 8 - Коэффициенты рентабельности

     
Показатель Расчет На начало года На конец года
Рентабельность активов Чистая прибыль/Среднегодовая стоимость активов 0, 12 0,31
Рентабельность реализации Чистая прибыль/Чистая выручка от реализации 0, 56 0, 72
Рентабельность собственного капитала Чистая прибыль/Среднегодовая стоимость собственного капитала 0,41 0,5

 

      Из таблицы 8 видно, что все показатели рентабельности имели положительную динамику, так, показатель рентабельности активов как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости активов с начала года с 0,12 вырос до 0,31 в конце года. Рост выручки от реализации за летние месяцы и соответственно чистой прибыли в этот период позволил улучшить показатели рентабельности реализации с 0,56 в начале года до 0,72 в конце года. Динамика рентабельности собственного капитала весьма показательна, поскольку дает основание сделать вывод об усилении финансовой устойчивости комплекса к концу 2009 года. Это также свидетельствует о состоянии управления ресурсным потенциалом комплекса.  

     2.3 Анализ и оценка существующей технологии разработки управленческих решений  

     Анализ и оценка существующих технологий разработки и принятия управленческих решений в культурно-оздоровительном комплексе "Победа" показывает, что их содержание в значительной степени определяется целями, задачами, миссией, ресурсным потенциалом, организационной структурой комплекса, осуществляется в рамках классического системного подхода.

     Оказывая влияние на эффективность управления ресурсным (материальным, финансовым, кадровым), организационным, технологическим, информационным потенциалом комплекса, технологии разработки управленческих решений опирались на систему внутренних регламентов, инструкций и приказов, а также на систему оперативно-тактических и стратегических планов и включали поиск новой идеи, соотношения разработки управленческого решения с миссией, целями и задачами комплекса, анализ и оценку среды (внутренней, внешней), SWOT - анализ (сильные, слабые стороны), муниципальные программы и проекты, социально-экономическую оценку, и другие.

     В 2009году в комплексе использовались технологии разработки управленческих решений по проблемам объемов производства и продаж санаторно-курортных, оздоровительных, культурно-развлекательных и других услуг в осенне-зимний период, использования материальных ресурсов, в том числе трудовых, финансового состояния комплекса, эффективности использования оборотных средств, повышению эффективности работы с поставщиками услуг (коммунальных, транспортных, продуктов), комплексной оценки деятельности, повышению эффективности работы с турагенствами и турфирмами, оптимизации ценообразования, перспективы привлечения инвесторов и реструктуризации бизнеса в преддверии Зимней Олимпиады 2014 года, разработки новых видов услуг и оценки их качества, маркетинга, реструктуризации организационной системы, внедрении новых оздоровительных технологий других.

     Надежность технологий разработки и принятия решений по вышеперечисленным проблемам как совокупности взаимосвязанных и целенаправленных действий по достижению целей и задач, приоритетных направлений деятельности комплекса определялась через промежуточные и результативные количественные и качественные показатели деятельности.

     Динамика показателей деятельности, где в качестве базового периода был выбран 2007 год, как год реконструкции и капитального ремонта комплекса служили такие показатели, как объем производства товаров и услуг и сбыт, объем и структура всех видов затрат на производство и управление, выручка от реализации и прибыль, рентабельность и производительность труда, себестоимость, инвестиции, финансовая устойчивость, платежеспособность, обновление основных фондов, ассортимент и качество услуг, конкурентоспособность, имидж и репутация и другие - определяли направления экономической, финансовой, социальной политики комплекса.

     В технологиях разработки управленческих решений по перечисленным выше проблемам отметим взвешенность и обоснованность, риск и ответственность разработчиков(высшее руководство, руководители среднего звена и других) из-за высокой цены возможных ошибок. Технология может дать «сбой», когда нет четкого распределения должностных обязанностей, а руководитель - генеральный директор культурно-оздоровительного комплекса "Победа", наряду с ключевыми вопросами, занят улаживанием незначительных частных проблем, когда разработка решений не формализована и каждый раз процедура согласований и утверждений выстраивается по-новому, когда налицо слабое информационное подкрепление, когда нет понимания взаимосвязи текущих, среднесрочных и стратегических решений (почему намеченные ориентиры и не достигались, а текущие решения противоречили друг другу), когда информационное обеспечение решения было минимальным и не предлагалась альтернативы, когда контроль и корректировка исполнения уже принятых решений не были обязательной процедурой.

     Особенность положение комплекса «Победа» на рынке туристско-рекреационных услуг заключается в том, что это положение определяется не долей рынка, а умением адаптироваться к новым условиям хозяйствования, способностью привлекать и удерживать потребителей услуг, что и учитывалось руководством комплекса в технологиях разработки управленческих решений.

     В качестве примера рассмотрим технологию разработки управленческого решения на примере оптимизации видов сделок с турагентами и турфирмами. Технология разработки данного решения включала моделирование, результаты которого позволили:

     - оценить типы решений, наиболее подверженных ошибкам из-за несовершенства используемых процедур принятия решений;( например, при работе с поставщиками (турфирмами, поставщиками транспорно-экспедиторских услуг, поставщиками продуктов и других);

     - разработать предложения относительно формализации решений разных типов с учетом недостатков существующей практики;

     - выяснить, насколько рационально загружены уровни и горизонтальные звенья системы управления комплекса, уточнить обязанности и полномочия среднего звена( руководителей службы приема и размещения, службы развлечений, оздоровительной и других);

     - оценить необходимость и достаточность информационного обеспечения решений по сделкам разного вида (например, со страховой компанией, коммунальными службами г. Сочи и другими.);

     - определить направления, по которым должно развиваться исполнения решений.

     Так, например, разработка решений о распределении ресурсов в культурно-оздоровительном комплексе "Победа" условно было разделено на следующие подзадачи анализа:

     - разделения полномочий по принятию решений (с точки зрения их логичности) между уровнями системы управления КОК «Победа» (например, разделение полномочий между заместителями генерального директора по финансам, по приему и размещению гостей, по кадрам и общим вопросам и так далее);

     - системы распределения полномочий по принятию и подготовке конкретных решений (с точки зрения их соответствия общим принципам и функциям служб, задачам оперативности принятия решений) между уровнями системы управления (нормативно- правовые акты, распоряжения муниципальных властей г. Сочи, документы бухгалтерского и управленческого учета и другие);

     - достаточности информационного обеспечения принимаемых решений;

     - согласованности принимаемых решений с планами и решениями более высокого уровня (стратегическими и тактическими планами);

     - сложившейся системы распределения полномочий с точки зрения наличия соответствующих регламентов, инструкций, других внутренних документов, традиций и т.д.

     Большая часть решений разрабатывается и принимается на основе планов деятельности (бизнес-плана КОК «Победа», функциональных планов оздоровительного блока, культурно-развлекательного блока, финансового, отдела маркетинга и других). Поэтому анализу отдельных типов решений в технологии разработки предшествовали изучение планов, методик организации и полномочий должностных лиц.

     В технологиях разработки управленческих решений почти всегда присутствует анализ системы планирования, который позволяет установить, существуют ли реальные ориентиры для разработки конкретных решений о движении материальных, финансовых и трудовых ресурсов. А также определить, насколько правильно выбраны эти ориентиры. Например, каково состояние дебиторской и кредиторской задолженности на момент принятия управленческого решения и другие.

     Что касается организационных аспектов технологии разработки решений, то с точки зрения генерального директора необходимы четкие более процедуры подготовки и рассмотрения проекта решения - какие службы и каким образом участвуют, сроки выполнения работ, функции и полномочия служб и должностных лиц.

     Так, например, разработка решений относительно ценовой политики исходит из того, каков разброс цен и качества рекреационных услуг. Их соответствие определяет ориентированность комплекса на потребителя со средним уровнем дохода и одновременно широким выбором вариантов комфорта проживания, вариантов цен, бонусов в зависимости от времени года и цен конкурентов. Разброс цен представлен в таблице 9. 

     Таблица 9 - Стоимость проживания одного человека в двухместном номере с удобствами в сутки (с полным пансионом и лечением) в здравницах г. Сочи в руб.

     
Здравница Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь
Им. Орджоникидзе 1465 1665 1865 2065 2380 1865 1740
«Победа» 1432 1487 1797 1797 1797 1642 1587
«Эдем» 1390 1415 1550 1620 1620 1600 1515
«Заполярье» 1500 1610 1760 1800 1800 1690 1600
«Электроника» 1450 1530 1660 1760 1760 1560 1515
«Южное взморье» - 1512 1715 1750 1750 1650 1580
«Русь» 4500 5000 5500 6000 6500 6000 5500
«Сочи» 4600 5000 5200 6000 6300 6000 5500

Информация о работе Методы разработки управленческого решения на примере предприятия