Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 14:35, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических исследований и изучении моделирования ситуаций при принятии решений. Данная курсовая работа предусматривает решение следующих задач:
- теоретические исследования моделей проблемных ситуаций и их задач;
- изучение процесса разработки решений в сложных ситуациях;
- исследование базовых концепций процесса принятия решений;
- изучение основных подходов к описанию процесса принятия решений и моделей ситуаций;
Таким образом, при выполнении репродуктивной деятельности следователь оперирует двумя потоками информации:
1) информацией, которую он узнает о конкретной ситуации;
2) ранее сформировавшимися у него понятиями, представлениями, знаниями.
Выполнение следователем продуктивной деятельности, то есть получение нового знания, осуществляется, как правило, посредством мысленного комбинирования элементов ситуации, новой их компоновки, выявления дополнительных связей. Как известно, только лишь механическое накопление информации о ситуации никогда не порождает нового знания, для его получения требуется еще активная переработка и систематизация получаемых решений.
Вышесказанное удачно иллюстрирует пример из следственной практики. Так, в ходе проведенного осмотра места происшествия было установлено следующее. Вдоль полотна железной дороги на протяжении 50 м разбросаны части человеческого тела и одежды, имеющие на себе следы колес поезда. Полотно железной дороги в этом месте с одной стороны окружено лесом, с другой - болотом, ближайший населенный пункт находится в 4 км от места происшествия.
Местные жители опознали труп рабочего леспромхоза Сабурова. До приезда следователя оперативные работники, осмотрев место происшествия, пришли к выводу о том, что, будучи в состоянии алкогольного опьянения, Сабуров по неосторожности попал под поезд. Присутствующий на месте происшествия врач местной больницы Г. заметил, что останки трупа можно предать земле, не производя дальнейшего вскрытия, поскольку труп расчленен на множество частей, а причина смерти никакого сомнения не вызывает. Кроме того, и представитель администрации леспромхоза Д. настаивал, чтобы следственно-оперативная бригада поскорее закончила осмотр, поскольку на улице стоит сильная жара и необходимо как можно скорее открыть движение на железной дороге.
Следователь же оценил исходную следственную ситуации совершенно по-иному. Он обратил внимание на нечеткие следы ног человека, ведущие от болота на железнодорожную насыпь в 3-х метрах от места, на котором были замечены первые капли крови. Оперативные работники предположили, что это и есть следы ног потерпевшего Сабурова, который в нетрезвом состоянии вышел из болота на железную дорогу. Однако построенную оперативниками вероятностную модель криминальной ситуации следователь сопоставил с имеющимися данными и обнаружил ряд несоответствий.
Так, если допустить то, что Сабуров находился в состоянии сильного опьянения, о чем сообщили его сослуживцы, видевшие Сабурова за три часа до происшествия, то следует согласиться и с тем, что он не мог сам пройти от поселка по лесу, а тем более по болоту, ночью. Если бы даже он и прошел этот путь, то на его сапогах имелись бы следы болотной грязи, что при осмотре сапог обнаружено не было.
Исследование построенной следователем мысленной модели криминальной ситуации позволило ему выдвинуть две версии.
Первая. Сабуров сам пошел ночью от поселка по шпалам навстречу поезду и при неизвестных обстоятельствах погиб под колесами поезда.
Вторая. Тело Сабурова было брошено под колеса поезда неким человеком, вероятно, тем, кто оставил на месте происшествия свои следы, которыми и являются обнаруженные при осмотре места происшествия следы сапог.
В ходе проверки версий, при осмотре тела Сабурова, следователь, счищая марлевым тампоном машинную смазку, обратил внимание на веретенообразное отверстие в грудной клетке потерпевшего. Присутствующий при осмотре врач Г. предположил, что это входное ножевое отверстие.
С учетом полученной информации следователь несколько перестроил модель криминальной ситуации, которая стала отражать событие таким образом. Прошлой ночью Сабуров был убит ударом ножа в грудь кем-то из жителей поселка. Затем убийца с целью сокрытия следов преступления вынес труп через лес в болото и бросил его либо на полотно железной дороги перед идущим поездом, либо под колеса проходящего состава. Убийца, вероятнее всего, является местным жителем, поскольку он смог ночью найти дорогу через достаточно густой лес и болото. В вероятностной модели преступника отразилось такое его качество, как сила, по той причине, что лишь в этом случае он смог бы нести на себе труп Сабурова, весивший около 70 кг.
Логическая последовательность процедуры ситуационного моделирования может быть сведена к следующим его этапам:
а) постановка проблемы (определение0 задач моделирования);
б) построение модели ситуации (моделирование ситуации), т.е. заполнение структурных блоков конкретным содержанием;
в) абстрагирование от несущественных для исследования обстоятельств;
г) диагностика ситуации;
д) учет динамических факторов;
е) определение ряда возможных альтернативных решений по управлению ситуацией;
ж) "проигрывание" решений на модели и выбор оптимального.
Возникает вопрос: интентичны ли термины: "моделирование ситуаций" и "ситуационное моделирование"?
Скорее всего, ответ на него следует дать отрицательный. Поскольку если ситуационное моделирование рассматривать как комплексный метод познания и исследования ситуации, то моделирование ситуации выступит в качестве одного из этапов этого метода. Моделирование ситуации предполагает лишь построение модели ситуации, ее анализ. Ситуационное моделирование плюс ко всему этому предполагает также и проведение опытов, мысленных экспериментов с моделью ситуации, например, проигрывание на модели предполагаемых решений и оценка их результатов. То есть ситуационное моделирование - метод, эффективно обеспечивающий оптимальное достижение целей ситуационного управления.
Что касается объектов ситуационного моделирования, то можно констатировать, что они представлены во всем многообразии изучаемых криминалистикой ситуаций. Так, к их числу можно отнести: серию ситуаций криминальной деятельности, следственные ситуации, оперативно-розыскные, экспертные, судебные ситуации.
Внутри каждой из вышеназванных ситуаций также можно выделить свои объекты для моделирования: структуру, содержание, динамику ситуации, направления возможного изменения ситуации, поведение в ней лиц, результаты принимаемых ими решений
Подводя итоги, можно сказать, что в силу сложности проблемной ситуации разработка решений неизбежно превращается в процесс. По определению, любой процесс - это изменение чего-то во времени. При этом неважно, проходят ли изменения непрерывно, плавно или, наоборот, - дискретно, скачкообразно.
Можно совершенно уверенно утверждать, что при разработке решений в сложных ситуациях наблюдаются постепенные (во времени) и скачкообразные (мгновенные) изменения в сознании ЛПР представлений о существе стоящей перед ним проблемы. Раз речь идет о действительно сложных проблемных ситуациях (а не мнимых, надуманных), то ясное понимание и наилучшее решение не могут родиться спонтанно, мгновенно, в одночасье.
Если проблема несложна, а ситуационные факторы ясны и управляемы, процесс принятия решений может быть достаточно прост и скор. В этом случае после уяснения проблемной ситуации принимается решение, которое оказывает на нее прямое воздействие и приводит систему (управляемый объект) в состояние, соответствующее заданному. При решении относительно несложных проблем часто используется интуитивный подход. Если проблемная ситуация не так очевидна, а ее решение неоднозначно, то процесс принятия решений требует структуризации, которая позволит определить его этапы и процедуры. В управленческой литературе выделяют три основных подхода к описанию процесса принятия решений: рациональная (классическая) модель, административная (модель ограниченной рациональности) и ретроспективная модель.
Рациональная (классическая)
модель процесса принятия решений - это
самая ранняя попытка смоделировать процесс
принятия решений, отражающая классический
подход к пониманию его сущности. В соответствии с нею процесс представляет
собой прямоточное движение от одного
этапа к другому: после выявления проблемы
и установления условий и факторов, приведших
к ее возникновению, производится разработка
решений, из которых выбирается лучшее.
Количество разрабатываемых и рассматриваемых
вариантов зависит от многих факторов,
и прежде всего от имеющихся в распоряжении
разработчиков времени, ресурсов и информации.
Главным ограничителем является время,
в течение которого должно быть принято
решение. Поэтому параллельно с разработкой
вариантов производится их оценка, а окончательное
решение принимается путем выбора лучшего
из тех, которые были
подготовлены и рассмотрены в запланированный
период времени.
Однако на практике нередко используется также альтернативная модель ограниченной рациональности, позволяющая принимать не оптимальное, а удовлетворительное решение, которое считается достаточно хорошим, так как отвечает поставленным ограничениям и обеспечивает улучшение проблемной ситуации. Упрощенная модель описывает наиболее значимые черты проблемы без охвата всей ее сложности, использует ограниченное число критериев (чаще всего те, которые уже испытаны и в прошлом давали неплохие результаты).
Ретроспективная модель базируется на интуитивном выборе решения, которое рассматривается как наиболее приемлемое и базируется на прошлом опыте лица, принявшего решение. Весь процесс принятия решений в этом случае строится таким образом, чтобы обосновать заранее выбранный вариант, используя при этом весь арсенал научных доказательств.
1) Весенин В.Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2010. - 512 с.
2) Воробьев С.Н., Уткин В.Б., Балдин К.В. Управленческие решения М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 496 с.
3) Глухов В.В. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2010. – 608 с.
4) Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческих решений. Теория проектирования и экспериментов.– Железнодорожный: Крылья.2012.– 400 с.
5) Казначевская Г.Б., И.Н. Чуев, О.В. Матросова. Менеджмент. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 378 с.
6) Огарков А.А. Управление организацией. – М.: Эксмо, 2011. – 512 с.
7) Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 304 с.
8) Саак А.Э., Тюшняков В.Н.
Разработка управленческого
9) Смирнов Э. А. Разработка управленческих решений - M.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 271 с.
10) Фахтудинов Р.А. Управленческие решения. – М.: ИНФРА-М,2010. – 446 с.
Таблица 1.1
Характеристики частных задач модели проблемной ситуации представлены
Наименование задачи |
Цель решения задачи |
Вербальная постановка задачи |
|
Дано |
Найти | ||
Задача анализа проблемы |
Обеспечение принципа цели. Выбор наиболее актуальной проблемы из списка проблем и формирование критерия |
Список проблем, представления ЛПР об актуальности и срочности их решения, собственных возможностях и предпочтениях |
Описание предстоящей операции, ее ожидаемых результатов, критериев оценки эффективности |
Задача моделирования "механизма ситуации" |
Обеспечение принципа измерения. Получение в заданных шкалах оценок результатов применения альтернатив |
Результаты анализа проблемы, оценки условий проведения операции, сведения о природе факторов и о закономерностях их взаимосвязи в операции |
Тип модели, типы шкал для получения результатов и основные соотношения моделирования |
Задача получения информации |
Обеспечение принципа информации достаточности. Информационная поддержка процесса разработки решений |
Результаты анализа проблемы, результаты моделирования механизма ситуации |
Источники получения информации, способы обращения к источникам информации и формы представления информации |
Задача формирования исходного множества альтернатив |
Обеспечение принципа свободы |
Результаты анализа проблемы, результаты выбора решений |
Сформировать несколько альтернативных вариантов решения проблемы (не менее двух альтернатив) |
Задача моделирования предпочтений |
Обеспечение принципа оптимальности |
Цель операции, результатов моделирования механизма ситуации |
Модель предпочтений ЛПР |
Задача выбора |
Принятие решения |
Цель операции, множество альтернатив |
"Наилучшая альтернатива" |
Задача оценки фактической эффективности решений |
Обобщение и передача опыта |
Фактические результаты проведенной операции, оценка фактической эффективности |
Выводы о значимости достигнутых успехов или причинах неудач, корректировки ранее принятых решений |
Таблица 2.1.
Этапы и процедуры процесса принятия решений
Этапы |
Процедуры |
1. Постановка проблемы и проблемной ситуации |
1. Возникновение новой ситуации |
2. Разработка вариантов решений |
5. Разработка целей решения |
3. Выбор решения |
9. Анализ вариантов |
4.Организация выполне-ния решения и его оценка |
13. План реализации выбранного
решения |
Информация о работе Методы ситуационного моделирования: область и необходимость использования