Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 14:35, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических исследований и изучении моделирования ситуаций при принятии решений. Данная курсовая работа предусматривает решение следующих задач:
- теоретические исследования моделей проблемных ситуаций и их задач;
- изучение процесса разработки решений в сложных ситуациях;
- исследование базовых концепций процесса принятия решений;
- изучение основных подходов к описанию процесса принятия решений и моделей ситуаций;
В управленческой практике условия для принятия оптимальных решений существуют редко. Процесс протекает в условиях неопределенности, субъект решения не всегда может объективно установить критерии оценки, приоритеты в их значимости, тем более, что и сами представления об их важности могут меняться при разных обстоятельствах. Информация также ограничена, что не позволяет использовать в процессе принятия решений все возможные варианты и оценки.
Поэтому на практике нередко используется альтернативная модель ограниченной рациональности, позволяющая принимать не оптимальное, а удовлетворительное решение, которое считается достаточно хорошим, так как отвечает поставленным ограничениям и обеспечивает улучшение проблемной ситуации. Упрощенная модель описывает наиболее значимые черты проблемы без охвата всей ее сложности, использует ограниченное число критериев (чаще всего те, которые уже испытаны и в прошлом давали неплохие результаты).
В составе модели выделяют следующие элементы (шаги):
1.Формулирование цели, которая
должна быть достигнута.
2.Определение значений критериев, которые
можно считать ; приемлемыми.
3. Использование эвристического подхода.
Эвристика - наука о продуктивном творческом мышлении, основу методов которой составляют размышления и прошлый опыт для поиска удовлетворительного решения.
Механизм поиска предполагает последовательное во времени рассмотрение предлагаемых вариантов решений. Если первая альтернатива не удовлетворяет выдвинутым критериям или оценивается как неработоспособная, ее отбрасывают и переходят к изучению следующего варианта.
4. Если среди предлагаемых вариантов (чаще всего они являются наиболее очевидными или повторяют прошлые решения,принятые в аналогичной ситуации) не находится ни одного удовлетворительного, производится снижение уровня требований, что вызывает повторение шагов 1 и 2 для поиска нового альтернативного решения.
5.Найденное удовлетворительное решение оценивается с позиций его практической реализуемости.
6.Принятие решения, отвечающего
всем перечисленным выше
7.Наблюдение за ходом
выполнения принятого решения, оценка
затрат и внесение
Предположим, решается проблема снижения себестоимости продукции. В задании разработчиками предложены три критерия выбора: сокращение затрат на единицу продукции не менее чем на 3%; доля заработной платы в общей себестоимости не должна превышать 24%, косвенных затрат — 28%. Сравнение предлагаемых разработчиками вариантов осуществляется последовательно по указанным критериям до тех пор, пока не будет найден вариант, отвечающий всем трем условиям отбора. Именно он и будет выбран как удовлетворительное решение проблемы.
2.5 Ретроспективная модель
Ретроспектива - обзор прошлых событий, обращение к прошлому) известна еще и как модель безусловного предпочтения. Этот подход к принятию решений базируется на интуитивном выборе решения, которое рассматривается как наиболее приемлемое и базируется на прошлом опыте лица, принявшего решение. Весь процесс принятия решений в этом случае строится таким образом, чтобы обосновать заранее выбранный вариант, используя при этом весь арсенал научных доказательств. Элементы этого процесса:
1.Лицо, принимающее решение, принимает вариант решения, базируясь на своем прошлом опыте, интуиции и предпочтениях.
2.Принявший решение
3.Производится обоснование правильности принятого решения (в том числе с использованием научных методов) путем рассмотрения факторов, оказывающих на него влияние.
4.Решение принимается, и
организуется процесс
В настоящее время значение и перспективы ситуационного подхода в юридической науке и практике весьма велики. Ситуационный подход приобретает огромное значение и актуальность для совершенствования правоприменительной деятельности в сфере самых различных отраслей как процессуального, так и материального права, к примеру, в административном, уголовном, трудовом, экологическом праве, в гражданском и арбитражном праве и процессе. Полагаем, что это определяется следующими факторами.
1. Оценка и типизация
соответствующей ситуации
2. На обеспечение процесса
принятия правовых решений в
типовых правовых ситуациях
3. Основное содержание
практических умений и навыков,
приобретаемых в вузах
Ситуационный подход может дать позитивные результаты при исследовании отдельных общеправовых проблем. Так, анализ ситуации позволяет точнее уяснить сущность юридического факта, его социальный источник, поскольку юридический факт есть не что иное как фрагмент социальной ситуации. Закрепляя юридический факт, законодатель тем самым фиксирует основное содержание социальной ситуации, позволяет ее идентифицировать в процессе применения права. Ситуационный подход дает возможность увидеть, что юридический факт и действие субъекта внутри правоотношения - не разрозненные явления, а звенья единой развивающейся ситуации, элементы механизма ее урегулирования.
Ситуационный подход к юридическим фактам может оказаться полезным при формализации юридических норм, автоматизированном поиске правовой информации.
Идеальная модель юридического факта (фактического состава) закрепляется в гипотезе юридической нормы или нескольких из них. Правовое регулирование социально значимых ситуаций неизбежно требует их обобщения и типизации. В связи с этим возникает вопрос о практической значимости ситуационного подхода к теории юридических фактов.
Представляется, что рассмотрение юридического факта как основания для принятия юридического решения и соответственно подход к правовому регулированию как к разрешению социальных ситуаций может в значительной мере обогатить учение о юридических фактах. Роль и значение этого состоит в следующем.
Во-первых, категория ситуации четко определяет роль и место юридических фактов в механизме правого регулирования. С этих позиций функция юридических фактов состоит в том, чтобы зафиксировать юридически значимую ситуацию. Появление юридического факта свидетельствует о наличии юридически значимой ситуации, что, в свою очередь, позволяет использовать типовую программу, заложенную в норме права, то есть "запустить" в действие весть механизм правового регулирования.
Во-вторых, ситуационный подход дает возможность исследовать юридические факты и правовые последствия в единой системе. В этом плане юридические факты и действия субъектов внутри правоотношения - не разрозненные явления, а звенья единой генетически развивающейся социальной ситуации, элементы ее урегулирования.
В-третьих, поскольку юридический факт - это фрагмент социальной ситуации, детальный анализ ситуации позволяет полнее представить сущность юридического факта. Так, ситуация безвестного отсутствия в социальном аспекте характеризуется целым рядом признаков: прерываются родственные, семейные связи, остается имущество и проч. Тем не менее в законе закреплены лишь два юридических факта, необходимых и достаточных для идентификации такой ситуации - это отсутствие сведений о месте пребывания гражданина и срок - один год. Короче говоря, в качестве юридических фактов выступают не всякие, а лишь ключевые элементы ситуации, фиксирующие главное в ее социальном содержании1.
И наконец, в-четвертых, ситуационный подход весьма перспективен в осуществлении автоматизированного поиска правовой информации, поскольку социальная ситуация в конечном итоге более точный ориентир, чем юридические факты, выбор которых не всегда адекватен содержанию регулируемых правом отношений.
В прикладном же аспекте данный подход позволяет точнее обозначить задачу правоохранительных органов, которая состоит не столько в том, чтобы зафиксировать наличие юридического факта, сколько в том, чтобы установить регулируемую законом социальную ситуацию и оптимально разрешить ее.
Классификаторы юридических фактов и сконструированные на их базе ситуационные модели позволят:
* в нормотворческой деятельности конструировать на научной основе гипотезы норм права;
* приблизить процесс легального, научного и аутентичного толкования норм права к потребностям правоприменительной деятельности;
* разработать более эффективные тезаурусы для поиска правовой информации в автоматизированных правовых системах;
* создавать ситуационно-моделирующие и экспертные компьютерные системы для различных отраслей права.
В самых различных отраслях знаний накоплен определенный опыт реализации модельного подхода к решению целого ряда разномасштабных и разноуровневых ситуационных задач. К настоящему времени уже созданы теоретические основы ситуационного управления. Разработан и успешно апробирован в практике модельный метод управления динамическими ситуационными системами, (суть которого заключаются в построении компьютерной модели исследуемой ситуации и в выборе соответствующего алгоритма по ее разрешению. Практические разработки в этом направлении ведутся и в криминалистике, в которой создан целый ряд обучающих программ, а также программ поддержки принятия следственных решений.
Важнейшей составной частью моделирования любой деятельности, в том числе и деятельности по расследованию преступлений, является моделирование ситуаций, в которых эта деятельность осуществляется.
Надо заметить, что и разработка проблематики тактических решений в юридической науке стала возможной после проведения серии исследований в рамках ситуационного подхода, с позиций которого в правоприменительной деятельности ключевой проблемой становится ситуационное моделирование, а основным понятием - юридический факт как обстоятельство или условие, с которым правовые нормы связывают наступление определенных правовых последствий.
В чем же состоит сущность ситуационного моделирования, каковы его процессуальные, логические и психологические аспекты? В сфере уголовного судопроизводства ситуационное моделирование должно использоваться в соответствии с принципом законности и нормами права. Поэтому первостепенное значение приобретает решение вопроса о допустимости этого метода в уголовном процессе.
При расследовании преступлений методологическая функция процессуальной нормы состоит в том, что она служит критерием оценки законности проведения следственных действий, приемов и средств расследования, собственных решений следователя и решений других лиц1. Справедливо и то, что "метод сам по себе не может быть законным или незаконным, если это действительно научный метод познания. Законными или незаконными могут быть пути, формы и цели применения этого метода в доказывании"2.
Например, при использовании компьютерной техники в ходе того или иного следственного действия в его протоколе или в заключении эксперта необходимо зафиксировать как информацию, вводимую в базу данных, так и источники ее получения. Если при этом использовались программы или пакет программ, защищенных авторскими правами, следует указывать их соответствующие реквизиты (выходные данные).
Организационно-управленческая деятельность следователя осуществляется, как правило, в соответствии с рекомендациями криминалистики.
Психологические аспекты ситуационного моделирования связаны главным образом с определением его роли и места в системе целенаправленной деятельности человека. Существенной особенностью здесь является то, что в этой процедуре наиболее полно реализуются как отражательные, так и регуляторные функции психики.
В ходе решения разнообразных криминалистических задач в сознании следователя появляется динамическая модель проблемной ситуации, требующая своего осмысления и разрешения. Между тем еще до построения модели субъекту необходимо иметь четкое представление о структуре моделируемого объекта. Именно со структурой той или иной ситуации следователь и будет выстраивать ее модель. Причем анализ и синтез информации о ситуации в соответствии с ее структурными компонентами значительно упрощает интеллектуальное осознание и правильное понимание сути исследуемой ситуации. Ведь даже отсутствие информации о каком-либо ее компоненте уже можно расценивать как некое знание: следователю по крайней мере известно, какую именно информацию требуется ему искать.
К примеру, проводя осмотр места происшествия в ходе проверки заявления гр. Н. о самоубийстве его квартиранта С., следователь обнаружил ряд "негативных "обстоятельств: рядом с висящим в петле трупом не было стула, табуретки или какой-либо иной подставки; около сарая, в котором был обнаружен труп С., на земле имелись динамические следы, похожие на следы волочения трупа.
Сопоставив все эти факты с типовой следовой картиной инсценировки самоубийства, следователь усомнился в истинности заявления Н. и возбудил уголовное дело об умышленном убийстве. При последующем допросе Н. в качестве подозреваемого следователь обратил внимание на эмоциональное напряжение допрашиваемого, проявление им суетливости, путаницы в деталях и обстоятельствах его последней встречи с С., что упрочило все сомнения следователя в бескриминальности расследуемого события.
Информация о работе Методы ситуационного моделирования: область и необходимость использования