Методы управления в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы. Основной целью данной работы является изучение методы управления и их мотивационную направленность.

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. изучить понятие «метод управления»;
2. рассмотреть общую характеристику методов управления;
3. исследовать сущность и классификацию методов управления;

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Сущность и классификация методов управления. 3
1.1 Общая характеристика методов управления. 3
1.2 Понятие и классификация методов управления. 6
1.3 Мотивационная направленность методов управления. 20
Глава 2. Содержание основных методов управления и их реализация в современных условиях. 24
2.1 Содержание административных методов управления. 24
2.2 Содержание экономических методов управления. 25
2.3 Содержание социально-психологических методов управления. 29
Глава 3. Практическое применение методов управления для мотивации персонала организации. 32
3.1 Применение административных методов управления. 32
3.2 Применение экономических методов управления. 35
3.3 Применение социально-психологических методов управления. 39
Заключение. 41
Список литературы. 42

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание основных методов управления и их реализация в современных условиях..docx

— 78.43 Кб (Скачать файл)

Оглавление.

Введение. 2

Глава 1. Сущность и классификация методов  управления. 3

1.1  Общая характеристика методов  управления. 3

1.2  Понятие и классификация методов  управления. 6

1.3 Мотивационная направленность методов  управления. 20

Глава 2. Содержание основных методов управления и их реализация в современных  условиях. 24

2.1 Содержание административных методов  управления. 24

2.2 Содержание экономических методов  управления. 25

2.3 Содержание социально-психологических  методов управления. 29

Глава 3. Практическое применение методов  управления для мотивации персонала  организации. 32

3.1 Применение административных методов  управления. 32

3.2 Применение экономических методов  управления. 35

3.3 Применение социально-психологических  методов управления. 39

Заключение. 41

Список  литературы. 42

 

Введение.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что с переходом России к рыночной экономике многое перевернулось в этом вопросе. Особенность современного менеджмента состоит в его направленности на обеспечение рационального ведения хозяйства на уровне фирмы в условиях дефицитности ресурсов, в необходимости достижения высоких конечных результатов с минимальными затратами, оптимальной адаптации фирмы к новым рыночным условиям. Соответственно, система управления должна быть  гибкой и эффективной. Для этого и нужно изучить методы управления.

     Цель работы. Основной  целью данной работы является изучение методы управления и их мотивационную направленность.

Объектом исследования в данной курсовой работе являются методы управления (административные методы, экономические методы; социально-психологические методы). Предметом исследования служит практическое применение методов управления  для мотивации персонала организации.

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. изучить понятие «метод  управления»;

2. рассмотреть общую характеристику  методов управления;

3. исследовать сущность и классификацию методов управления;

4. изучить содержание основных методов управления и их реализацию в современных условиях.

5. дать оценку практическому применению методов управления для мотивации персонала организации.

В процессе управления используется множество разнообразных способов, подходов и приёмов, позволяющих  упорядочить, целенаправить и эффективно организовывать выполнение функций, этапов, процедур и операций, необходимых  для принятия решений. В совокупности они выступают как методы управления, под которыми понимаются способы  осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения её целей.

Глава 1. Сущность и классификация  методов управления.

1.1  Общая  характеристика методов управления.

Осуществление процесса управления невозможно без использования разнообразных  способов, приемов и подходов для  эффективного выполнения функций управления. По сути, способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, и выступают как методы менеджмента. Именно методы управления, отвечая на вопрос, как выполнять управленческую работу, позволяют сформировать систему правил, приемов, подходов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей, сокращая временные затраты на их реализацию.

Через методы управления реализуется  основное содержание управленческой деятельности.

Понятие «метод управления» неразрывно связано с этимологией слова  «метод», происходящего от греческого methodos и имеющего два значения:

• способ познания, исследования явлений  природы и общественной жизни;

• прием, способ или образ действия.

Широкий подход к определению сущности и содержания методов управления характерен и для зарубежной литературы по менеджменту, в котором это  понятие описывается терминами  «метод» (method), «техника» (technique), «подход» (approach), «прием» (device), «система» (system). Очень часто они используются как синонимы, и авторы считают их равнозначными и взаимозаменяемыми.

В зависимости от отдельных отличительных  признаков по направленности и содержанию методов в науке имеются различные классификации и формулировки понятия «методы управления».

Некоторые из распространенных определений  представлены ниже.

Методы управления представляют собой способы или приемы целенаправленного воздействия управляемой системы в целях установления наиболее эффективного порядка использования трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов.

Методы управления — способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения ее целей.

Метод управления — это способ целенаправленного воздействия на организацию с целью достижения поставленных перед ней задач.

Методы управления — важнейший элемент в механизме использования объективных законов рынка. Качество и эффективность управленческой деятельности во многом зависят от применяемых методов управления.

Реализация функций и принципов  управления осуществляется путем применения различных методов. В управленческой деятельности методы управления занимают особое место, поскольку отвечают на вопрос, как выполнять ту или иную управленческую работу наиболее эффективно, сокращая затраты времени на целеполагание и целереализацию.

При решении той или иной задачи менеджмента разные методы предоставляют  в его распоряжение свою систему  правил, приемов и подходов, что  позволяет организации вырабатывать свой «фонд методов управления». Одна из попыток формирования «фонда методов управления» представлена в Приложении 5.

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирму, отдел, подразделение, компанию и т. д.).

Содержание — это специфика приемов и способов воздействия.

Организационная форма - воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные  методы и их сочетания (комбинации).

Сложность, изменчивость объекта управления определяет и многообразие используемых методов.

Различают общие и специальные методы управления, которые реализуются через изучение объекта управления во времени и пространстве, в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с другими объектами, с учетом этнопсихологии населения и т.д. В связи с внедрением компьютеров, электронных вычислительных машин, возникшей потребностью объективного и быстрого обоснования принимаемых решений все чаще используются специальные методы экономического моделирования.

Методы управления персоналом - способы  воздействия на коллективы и отдельных  работников с целью осуществления  координации их деятельности в процессе функционирования организации. Наука  и практика выработала три группы методов управления персоналом: административные, экономические и социально-психологические (рис.1). С их помощью орган управления влияет на отдельных работников и  предприятие в целом.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные  методы и их сочетания (комбинации), которые органически дополняют  друг друга, находятся в состоянии  динамического равновесия. Методы управления классифицируются по многочисленным признакам. Так, выделяют методы прямого и косвенного воздействия. При использовании  первых предполагается непосредственный результат воздействия, вторые же направлены на создание определенных условий для  достижения конкретных результатов. Значение методов управления определяет их направленность на достижение целей в наиболее сжатые сроки при условиях рационального  использования всех видов ресурсов. Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму. Направленность методов управления выражает их ориентированность  на конкретную систему (объект) управления. Процесс управления базируется на нахождении и постановке цели. Однако затем  наступает этап планирования, т.е. исследования и определения пути достижения цели. Ибо, не спланировав заранее, как можно добиться результата, только зря тратить деньги и время. Только тогда, когда планируют, и можно организовать процесс и определить, кто за сто отвечает (структура управления процессом), что и в какой последовательности следует предпринимать (ход процесса), какие средства для этого необходимы (обеспечение процесса) и т. д.

Анализ процесса управления по его  функциям является основой для установления объема работы по каждой функции, определение  численности управленческих работников, проектирование структуры аппарата управления. Различают основные (общие), конкретные и специальные функции  управления. Основные функции управления являются общими для всех производственно-экономических  систем, относятся к любому объекту  управления. Они необхо-димы для  решения общих задач управления и типичны для всего управлен-ческого  процесса. Исходя из содержания выполняемых  работ, общие функции управления классифицируются следующим образом:

· прогнозирование и планирование

· организация работы

· координация и регулирование

· активизация и стимулирование

· контроль, учет и анализ.

Реализация каждой из функций управления предприятием, включает в себя вышеуказанные  типовые элементы управленческого  цикла.

1.2 Понятие и классификация методов управления.

Можно выделить методы формального и неформального воздействия. Их соотношение отражает характерные черты стиля управления. По содержанию методы управления идентифицируются с основными функциями управления: планированием, организацией, мотивацией, регулированием и контролем. В соответствии с этим есть следующие основные группы методов управления: административные, экономические, социально-психологические, правовые, идеологические и технологические. Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных законов, присущих системе управления, а также потребностей и интересов лица или лиц, на кого направлено воздействие. По этому признаку выделяют методы управления:

  • методы принуждения (административные) - базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «метод кнута»;
  • методы побуждения (экономические) - основываются на правильном использовании экономических законов производства и по способам воздействия известны как «метод пряника»;
  • методы убеждения (социально-психологические) - базируются на способах мотивации и морального воздействия на людей, иначе говоря, методы убеждения.

Для того чтобы реализовать  определенные цели, а также функции  и принципы управления, применяют  выше перечисленные методы. На практике не применяется какой-либо один из методов, чаще всего используется несколько  методов в зависимости от ситуации. Рассмотрим эти методы более подробно.

А). Организационно – распорядительные методы.

Организационная форма методов управления – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Оно может быть прямым (непосредственным) или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий).  
Задача организационно-распорядительной и организационно- административной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Организационно-административное воздействие обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы в коллективе. Искусство менеджера будет проявляться в умении определить оптимальное сочетание организационно-административных и экономических методов.  
Организационно-распорядительные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, через контроль за их выполнением, а также систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д. Эти методы помогают обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Регламентируются они правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства.  
Возможны три формы организационно-распорядительных (организационно-административных) методов:

  • обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);
  • согласительные методы (консультация, разрешение компромиссов);
  • рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.).

Организационно-распорядительные методы отличает четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых  рассматривается как прямое нарушение  дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Директивные команды  обязательны для выполнения, причем в установленные сроки, даже если это невыгодно исполнителю. Эти  методы – методы принуждения.  
Принятые в коллективе методы руководства оказывают влияние на формирование системы подчинения. Формы подчинения должны носить самый благожелательный прогрессивный характер и не вызывать таких эмоций, как унижение, неловкость, досада, раздражение и даже стресс.  
Административное воздействие связано чаще всего с тремя типами подчинения:

  • вынужденным и внешне навязанным, которое сопровождается чувством зависимости и воспринимается подчиненными как нажим «сверху»;
  • пассивным, для которого характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений;
  • осознанным, внутренне обоснованным.

Информация о работе Методы управления в менеджменте