Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:41, курсовая работа
Цель работы. Основной целью данной работы является изучение методы управления и их мотивационную направленность.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. изучить понятие «метод управления»;
2. рассмотреть общую характеристику методов управления;
3. исследовать сущность и классификацию методов управления;
Введение. 2
Глава 1. Сущность и классификация методов управления. 3
1.1 Общая характеристика методов управления. 3
1.2 Понятие и классификация методов управления. 6
1.3 Мотивационная направленность методов управления. 20
Глава 2. Содержание основных методов управления и их реализация в современных условиях. 24
2.1 Содержание административных методов управления. 24
2.2 Содержание экономических методов управления. 25
2.3 Содержание социально-психологических методов управления. 29
Глава 3. Практическое применение методов управления для мотивации персонала организации. 32
3.1 Применение административных методов управления. 32
3.2 Применение экономических методов управления. 35
3.3 Применение социально-психологических методов управления. 39
Заключение. 41
Список литературы. 42
* факторы прямого воздействия
- непосредственно влияют на
* факторы косвенного
В практике управления часто приходится
решать задачи, связанные с изменением
условий функционирования объекта.
Подчас изменения системы управления
в ходе различных экспериментов
достигаются методами проб и ошибок,
которые порой оборачиваются
немалыми просчетами для потребителей.
Нередко судьбу эксперимента определяют
внешние условия
Разрешение возникающих в
Административные и
Эффективное повседневное применение в управлении предприятием экономических методов предполагает наличие объективных предпосылок и умений пользоваться такими инструментами рыночной экономики, как цены и налоги, кредиты и банковские ставки, котировки ценных бумаг.
Слово "метод" греческого происхождения (methodos), что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.
По сути способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, выступают как методы менеджмента. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.
Рассматриваемые нами методы
менеджмента применяются по отношению
к трудовым коллективам в целом
и отдельным работникам в частности.
Поэтому их следует интерпретировать
как способы управленческого
воздействия на трудовые коллективы
и человека. Такой подход связан
с общей концепцией менеджмента
как целенаправленного
Множественность методов менеджмента и разные подходы к их классификации усложняют задачу выбора тех из них, которые будут более эффективны при решении конкретных управленческих задач. Тенденция к росту числа и разнообразия методов управления требует упорядочения всей их совокупности путем классификации по определенным критериям.
Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления. Это может быть как предприятие в целом, так и отдельное его подразделение (отдел, департамент и т.п.). Также это может быть функция предприятия (производство, маркетинг, инновация, финансы, информация) либо функция менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль).
Стратегическое управление
фирмой требует огромных интеллектуальных
и финансовых усилий руководства
для оценки состояния среды и
выработки методов управления для
достижения корпоративных целей. Эффективность
вложения этих инвестиций во многом будет
определяться тем, насколько персонал
заинтересован ч решении
Мотивация - это совокупность движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, имеющей определенную целевую направленность.
Процесс мотивации (мотивирования)
строится вокруг потребностей человека,
которые и являются основным объектом
воздействия с целью побуждения
человека к действию. В самом общем
виде потребность - это ощущение недостатка
в чем-либо, которое имеет
Пока потребность существует, человек испытывает дискомфорт, и именно поэтому будет стремиться найти средства удовлетворения потребности (снять стресс). Устраненная (удовлетворенная) потребность исчезает, но далеко не навсегда. Большинство потребностей возобновляются, при этом меняя форму проявления, переходя на другой уровень иерархии потребностей. Потребности являются основным источником активности человека, как в практической, так и познавательной деятельности.
Осознанная и сформулированная человеком потребность далеко не всегда приводит к действию (мотиву) по ее устранению. Для этого необходимы определенные условия:
Исходя из вышесказанного следует вывод. Мотивация - это создание условий, оказывающих воздействие на поведение человека.
Мотивационный процесс включает:
Рассмотрим элементы процесса мотивации более подробно.
Стимулы выполняют роль раздражителей, воздействующих на работника извне с целью побуждения его к деятельности. Воздействие стимулов переводит существующие потребности в мотивы при условии соответствия их друг другу.
Б качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия, других людей, обещания и обязательства, предоставляемые возможности и т. п., что желал бы получить человек за определенные действия (производственное поведение).
Но побуждение к деятельности может идти не только извне (стимулирование), но и от самого человека (мотив). Здесь источником побуждения является мотивационная структура индивида, которая формируется под влиянием личностных факторов, воспитания, обучения. Мотивы порождает сам человек, сталкиваясь с задачей или проблемой. Например, мотив достижения, познания и т. п. или мотив страха.
Мотив - это то, что вызывает определенные действия, вызванные собственными потребностями, эмоциями, позицией человека.
Один и тот же мотив может быть порожден в зависимости от ситуации как внешним воздействием (стимулом - внешняя мотивация), так и внутренней мотивационной структурой (внутренняя мотивация). Например: интерес как мотив может быть порожден природный любопытством и/или умелыми действиями руководителя.
Можно выделить два направления поиска способа удовлетворения потребностей.
Поведение человека приводит
к конкретному результату, который
подвергается оценке. Степень удовлетворения
влияет на поведение человека в сходных
ситуациях в будущем. При этом
люди стремятся повторить то поведение,
которое ассоциируется с
Основная задача менеджера - создавать и/или активизировать те потребности персонала, которые могут быть удовлетворены в рамках системы управления предприятия (подразделения).
Эффективное управление персоналом предполагает гармоничное сочетание стимулов, мотивации и удовлетворения потребностей работников, посредством воздействия на содержание различных этапов (элементов) процесса мотивации.
Существует достаточно большое количество мотивационных теорий, которые пытаются дать научное объяснение феномену мотивации.
Объективной основой использования
этих методов управления выступают
организационные отношения, составляющие
часть механизма управления. Поскольку
через их посредство реализуется
одна из важнейших функций управления
- функция организации, задача организационно
- административной деятельности состоит
в координации действий подчинённых.
Справедливо критиковали и
Подход, согласно которому сфера воздействия
экономических методов
Организационно-
В рамках организации возможны три
формы проявления организационно-
1) обязательное предписание (
2) согласительные (консультация, компромисс);
3) рекомендации, пожелания (совет,
разъяснение, предложение,
В общем виде система организационно-
Экономическим методам управления отводится центральное место. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.
Принципиальный вопрос коллективной
организации труда в фирме - овладение
экономическими методами управления,
которые применительно к