Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 21:11, контрольная работа
В условиях перехода России к рыночной экономике система руководства нуждается в специалистах, обладающих обширными, современными знаниями в области управления, а, главное, способные применить эти знания в деле. Потребность в таких специалистах и руководителях особенно велика в организациях основного звена, где сейчас происходят существенные изменения, в том числе и в системе управления организацией в целом.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях перехода России
к рыночной экономике система
руководства нуждается в
Менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Речь идет о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы индивидуальных потребителей.
В общем виде управление следует представлять как умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу.
Другими словами, управление
– это человеческие возможности,
с помощью которых лидеры используют
ресурсы для достижения стратегических
и тактических целей
В системе мер реализации экономической реформы особое значение придается повышению уровня работы с кадрами, постановке этой работы на прочный научный фундамент, использованию накопленного в течение многих лет отечественного и зарубежного опыта.
Управленческая деятельность – один из важнейших факторов функционирования и развития промышленных компаний в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя.
В России управление предприятиями
имеет много специфических
До недавнего времени
это понятие практически
Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой. Руководитель необходимо понимать и учитывать критические факторы или составляющие организаций (внутренние переменные), а также силы, воздействующие на организацию из вне [внешние переменные], а также учитывать влияние организации на общество.
1. Система управления – цели, понятия
Для того чтобы разобраться
в месте и роли управления в
предпринимательской
Менеджмент – это
Менеджмент [управление в условиях рынка] означает:
- ориентацию фирмы на
спрос и потребности рынка,
на запросы конкретных
- постоянное стремление
к повышению эффективности
- хозяйственную
- постоянную корректировку
целей и программ в
- выявление конечного
результата деятельности фирмы
или ее хозяйственно
- необходимость использования
современной информационной
Менеджмент как
Труд менеджера – это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников
Возросшие требования к управлению
обусловлены увеличением
Содержание понятия «
1.1 Менеджмент как организация управления фирмой
Фирма осуществляет любые
виды предпринимательской
Цели фирмы предполагают преобразование ресурсов для достижения конечных результатов. Для их реализации необходимо осуществление различных видов деятельности, каждую из которых надо планировать и контролировать по ходу ее осуществления.
В зависимости от конкретных функций фирма делится на подразделения, выполняющие возложенные на них задачи по реализации специфических целей. Подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели.
Такое содержание понятия «менеджмент» соответствует принятому понятию внутрифирменного управления.
1.2 Менеджмент как процесс
принятия управленческих
Любая ситуация, возникающая в процессе управления, является задачей для руководителя – менеджера – и требует от него принятия решений, в частности в отношении изменения целей и программы действий. Это касается всех уровней управления.
Управленческие решения принимаются на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решения. Принятое такое решение должно содержать ответ на вопрос: как реализовать его и как проконтролировать его исполнение.
Процесс функционирования системы управления включает работу по ее совершенствованию и рационализации, поскольку современный менеджмент основан на рациональных способах принятия решений.
Каждый аспект подхода к менеджменту как к системе управления требует ее изучения в рамках глобальной деятельности, на текущий момент и на перспективу. А это отражается в методах воздействия на предмет управления, на организационной структуре, на формулировке целей.
Цели системы управления
Всю совокупность целей организации можно разделить на 4 блока:
- экономические;
- научно-технические;
- производственно-коммерческие;
- социальные.
Каждый из названных блоков имеет свою цель 1-го уровня, основное содержание которой можно кратко выразить следующим образом.
Экономическая цель – получение расчетной величины прибыли от реализации продукции или услуг.
Научно-техническая цель
– обеспечение заданного
Производственно-коммерческая цель – производство и реализация продукции или услуг в заданном объеме и с заданной ритмичностью [обеспечивающие экономическую цель договорные обязательства, госзаказы и т. п.].
Социальная цель – достижение заданной степени удовлетворения социальных потребностей работников.
Сложнее всего разобрать и вместить в рамки схемы социальную цель. Ее можно рассматривать двояко. С одной стороны, она должна отвечать на вопрос: каковы конкретные потребности работников, удовлетворения которых они вправе требовать у администрации. С другой стороны, эта же система целей должна отвечать и на такие вопросы: какие цели по использованию персонала ставит перед собой администрация? Какие условия она стремится для этого создать?
Так, с точки зрения работника, его потребности могут быть выражены через функции труда, которые он [т. е. труд] выполняет по отношению к человеку как участнику конкретного трудового процесса, т.е. позволяет он или нет человеку реализовать свои способности. Труд должен выполнять монетарную цель, социально-психологическую цель и цель самореализации.
Более детальное деление можно выразить в схеме «Базовое дерево целей системы управления организацией» [см. схему приложение ].
На следующем уровне целей следует выделить целевое обеспечение общих функций управления: планирования [т. е. координации ожидаемых результатов и способов их получения], организации и регулирования [т. е. координации фактических действий по достижению результата], учета и контроля [т. е. обратной связи от объекта к субъекту для получения информации о достижении результатов], стимулирования [т. е. распределения финансовых ресурсов между звеньями]. Все перечисленные общие функции управления в неразрывном единстве присутствуют в деятельности руководителей подразделений всех уровней.
Каждую из этих целей можно также разделить на составляющие, так, например:
1) монетарная цель:
- оплата труда;
- дополнительные материальные льготы и стимулы.
2) социально-психологическая цель:
- межличностное общение;
- условия труда;
- социальная безопасность;
- социально-психологический климат.
3) цель самореализации:
- творческий характер труда;
- возможность профессионального роста;
- должностное продвижение;
- признание заслуг, адекватная оценка труда.
С точки зрения администрации, тот же блок целей должен включать целевые задачи и условия для их решения. Так можно выделить систему целей организации по отношению к персоналу. Главной целью будет являться получение прибыли. Ради этой цели можно:
а) использовать персонал в соответствии со структурой и целями организации;
б) повышать эффективность трудовой отдачи.
Каждый из этих пунктов можно детализировать, разделить на несколько составляющих:
1. Использование в соответствии
с целями и структурой
- выполнение трудовых функций [расстановка персонала, целенаправленное перемещение персонала];
- развитие персонала [
- оценка персонала [оценка кадров при отборе, текущая периодическая оценка персонала].
2. Повышение трудовой эффективности трудовой отдачи:
- поддержка здорового климата [отношения руководства и коллектива, трудовые взаимоотношения, уровень конфликтности в коллективе];
- взаимодействие на мотивацию поведения [оплата труда, создание творческой атмосферы, поддержка карьеры, учет интересов];
- создание нормальных условий [охрана труда, соблюдение психофизиологических и эргономических норм и условий труда, обеспечение социальной инфраструктуры].
В развитии функциональных особенностей управления в западных странах проявляются следующие достаточно устойчивые тенденции, сформировавшиеся в последние годы:
* выделение практически
всех функциональных
* широкое развитие внешних
консультативных,
* делегирование полномочий
и ответственности по
* интернационализация
Информация о работе Методы управления в современной организации