Методы управления в современной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 21:11, контрольная работа

Краткое описание

В условиях перехода России к рыночной экономике система руководства нуждается в специалистах, обладающих обширными, современными знаниями в области управления, а, главное, способные применить эти знания в деле. Потребность в таких специалистах и руководителях особенно велика в организациях основного звена, где сейчас происходят существенные изменения, в том числе и в системе управления организацией в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р Менеджмент.docx

— 49.69 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В условиях перехода России к рыночной экономике система  руководства нуждается в специалистах, обладающих обширными, современными знаниями в области управления, а, главное, способные применить эти знания в деле. Потребность в таких  специалистах и руководителях особенно велика в организациях основного  звена, где сейчас происходят существенные изменения, в том числе и в  системе управления организацией в  целом. Также происходят принципиальные изменения в системе управления предприятиями

Менеджмент как современная  система управления фирмой, предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной  деятельности. Речь идет о такой  системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной  необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы  на спрос и потребности рынка, на запросы индивидуальных потребителей.

В общем виде управление следует представлять как умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу.

Другими словами, управление – это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.

В системе мер реализации экономической реформы особое значение придается повышению уровня работы с кадрами, постановке этой работы на прочный научный фундамент, использованию  накопленного в течение многих лет  отечественного и зарубежного опыта.

Управленческая деятельность – один из важнейших факторов функционирования и развития промышленных компаний в  условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением  хозяйственных связей, повышением роли потребителя.

В России управление предприятиями  имеет много специфических особенностей в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий, степени вовлечения их во внешнеэкономическую деятельность, обеспеченности их современной электронно-вычислительной техникой, характера выпускаемой  продукции. Однако, определяющим фактором является формирование и развитие рынка, товарно-денежных отношений, которые получат полное развитие лишь в условиях широкого применения оптовой торговли средствами производства, введения конвертируемости рубля, стабилизации рыночных цен, эффективного использования инструментов финансово-кредитного механизма.

До недавнего времени  это понятие практически отсутствовало  в управленческой практике, хотя в  каждой организации существовала подсистема управления персоналом [отдел кадров], в обязанности, которой входили прием и увольнение работников, обучение и переподготовка кадров и т. д. Но отделы кадров, как правило, имели низкий организационный статус, являлись слабыми в профессиональном отношении. Они были структурно разобщены с другими подразделениями, которые выполняли функции управления кадрами [отдел труда и заработной платы, юридический отдел и др.]. И, как следствие, он не являлся ни методическим, ни информационными, ни координирующими центром кадровой работы организации.

Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую  нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание  общих истин и значимости многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой. Руководитель необходимо понимать и учитывать критические факторы или составляющие организаций (внутренние переменные), а также силы, воздействующие на организацию из вне [внешние переменные], а также учитывать влияние организации на общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Система управления  – цели, понятия

 

Для того чтобы разобраться  в месте и роли управления в  предпринимательской деятельности, нужно понять, что это такое. С  системой управления непосредственно  связан менеджмент.

Менеджмент – это самостоятельный  вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение фирмой, действующей в рыночных условиях хозяйствования, намеченных целей путем  рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением  принципов, функций и методов  экономического механизма менеджмента.

Менеджмент [управление в условиях рынка] означает:

- ориентацию фирмы на  спрос и потребности рынка,  на запросы конкретных потребителей  и организацию производства тех  видов продукции, которые пользуются  спросом и могут принести фирме  намеченную прибыль;

- постоянное стремление  к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов  с меньшими затратами;

- хозяйственную самостоятельность,  обеспечивающую свободу принятия  решений тем лицам, которые  несут ответственность за конечные  результаты деятельности фирмы  или ее подразделений;

- постоянную корректировку  целей и программ в зависимости  от состояния рынка;

- выявление конечного  результата деятельности фирмы  или ее хозяйственно самостоятельных  подразделений на рынке в процессе  обмена;

- необходимость использования  современной информационной базы  для проведения многовариантных  расчетов при принятии обоснованных  и оптимальных решений.

Менеджмент как самостоятельный  вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер не зависим  от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может  владеть акциями фирмы, а может  и не иметь их, работая по найму  на должности менеджера.

Труд менеджера – это  производительный труд, возникающий  в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем  специализации работников

Возросшие требования к управлению обусловлены увеличением масштабов  предприятий, сложностью технологии, необходимостью владения управленческими навыками. В современных условиях все решения  по финансовым, организационным и  экономическим вопросам подготавливаются и вырабатываются профессионалами  в области организации управления, которые осуществляют также наблюдение и контроль принятых решений.

Содержание понятия «менеджмент» можно рассматривать как организацию  управления фирмой и как процесс  принятия управленческих решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Менеджмент как организация  управления фирмой

 

Фирма осуществляет любые  виды предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли. Содержание менеджмента состоит  в достижении фирмой определенных результатов  в ходе предпринимательской деятельности.

Цели фирмы предполагают преобразование ресурсов для достижения конечных результатов. Для их реализации необходимо осуществление различных  видов деятельности, каждую из которых  надо планировать и контролировать по ходу ее осуществления.

В зависимости от конкретных функций фирма делится на подразделения, выполняющие возложенные на них  задачи по реализации специфических  целей. Подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых  сознательно направляется и координируется для достижения общей цели.

Такое содержание понятия  «менеджмент» соответствует принятому  понятию внутрифирменного управления.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Менеджмент как процесс  принятия управленческих решений

 

Любая ситуация, возникающая  в процессе управления, является задачей  для руководителя – менеджера  – и требует от него принятия решений, в частности в отношении  изменения целей и программы  действий. Это касается всех уровней  управления.

Управленческие решения  принимаются на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решения. Принятое такое  решение должно содержать ответ  на вопрос: как реализовать его  и как проконтролировать его  исполнение.

Процесс функционирования системы  управления включает работу по ее совершенствованию  и рационализации, поскольку современный  менеджмент основан на рациональных способах принятия решений.

Каждый аспект подхода  к менеджменту как к системе  управления требует ее изучения в  рамках глобальной деятельности, на текущий  момент и на перспективу. А это  отражается в методах воздействия  на предмет управления, на организационной  структуре, на формулировке целей.

Цели системы управления

Всю совокупность целей организации  можно разделить на 4 блока:

- экономические;

- научно-технические;

- производственно-коммерческие;

- социальные.

Каждый из названных блоков имеет свою цель 1-го уровня, основное содержание которой можно кратко выразить следующим образом.

Экономическая цель – получение  расчетной величины прибыли от реализации продукции или услуг.

Научно-техническая цель – обеспечение заданного научно-технического уровня продукции и разработок, а  также повышение производительности труда за счет совершенствования  технологий.

Производственно-коммерческая цель – производство и реализация продукции или услуг в заданном объеме и с заданной ритмичностью [обеспечивающие экономическую цель договорные обязательства, госзаказы и т. п.].

Социальная цель – достижение заданной степени удовлетворения социальных потребностей работников.

Сложнее всего разобрать  и вместить в рамки схемы социальную цель. Ее можно рассматривать двояко. С одной стороны, она должна отвечать на вопрос: каковы конкретные потребности  работников, удовлетворения которых  они вправе требовать у администрации. С другой стороны, эта же система  целей должна отвечать и на такие  вопросы: какие цели по использованию  персонала ставит перед собой  администрация? Какие условия она  стремится для этого создать?

Так, с точки зрения работника, его потребности могут быть выражены через функции труда, которые он [т. е. труд] выполняет по отношению к человеку как участнику конкретного трудового процесса, т.е. позволяет он или нет человеку реализовать свои способности. Труд должен выполнять монетарную цель, социально-психологическую цель и цель самореализации.

Более детальное деление  можно выразить в схеме «Базовое дерево целей системы управления организацией» [см. схему приложение ].

На следующем уровне целей  следует выделить целевое обеспечение  общих функций управления: планирования [т. е. координации ожидаемых результатов и способов их получения], организации и регулирования [т. е. координации фактических действий по достижению результата], учета и контроля [т. е. обратной связи от объекта к субъекту для получения информации о достижении результатов], стимулирования [т. е. распределения финансовых ресурсов между звеньями]. Все перечисленные общие функции управления в неразрывном единстве присутствуют в деятельности руководителей подразделений всех уровней.

Каждую из этих целей можно  также разделить на составляющие, так, например:

1) монетарная цель:

- оплата труда;

- дополнительные материальные  льготы и стимулы.

2) социально-психологическая  цель:

- межличностное общение;

- условия труда;

- социальная безопасность;

- социально-психологический  климат.

3) цель самореализации:

- творческий характер  труда;

- возможность профессионального  роста;

- должностное продвижение;

- признание заслуг, адекватная  оценка труда.

С точки зрения администрации, тот же блок целей должен включать целевые задачи и условия для  их решения. Так можно выделить систему  целей организации по отношению к персоналу. Главной целью будет являться получение прибыли. Ради этой цели можно:

а) использовать персонал в  соответствии со структурой и целями организации;

б) повышать эффективность  трудовой отдачи.

Каждый из этих пунктов  можно детализировать, разделить  на несколько составляющих:

1. Использование в соответствии  с целями и структурой предприятия:

- выполнение трудовых  функций [расстановка персонала, целенаправленное перемещение персонала];

- развитие персонала [индивидуальные задачи, обучение, служебное и профессиональное продвижение];

- оценка персонала [оценка кадров при отборе, текущая периодическая оценка персонала].

2. Повышение трудовой  эффективности трудовой отдачи:

- поддержка здорового  климата [отношения руководства и коллектива, трудовые взаимоотношения, уровень конфликтности в коллективе];

- взаимодействие на мотивацию поведения [оплата труда, создание творческой атмосферы, поддержка карьеры, учет интересов];

- создание нормальных  условий [охрана труда, соблюдение психофизиологических и эргономических норм и условий труда, обеспечение социальной инфраструктуры].

В развитии функциональных особенностей управления в западных странах проявляются следующие  достаточно устойчивые тенденции, сформировавшиеся в последние годы:

* выделение практически  всех функциональных направлений,  охватывающих целый комплекс  проблем;

* широкое развитие внешних  консультативных, посреднических  фирм, работающих с организациями  на договорной основе;

* делегирование полномочий  и ответственности по выполнению  функций управления персоналом  линейным руководителям подразделений  и опытными специалистами с  одновременной организацией их  глубокого, непрерывного обучения;

* интернационализация управления, выражающаяся в развитии международных  контактов в деятельности организаций,  центров подготовки персонала  и т. д.

Информация о работе Методы управления в современной организации