Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 20:00, реферат
За прошедшее с тех пор время метод “критического пути” не только получил широкое применение в повседневной практике управления, но и обусловил появление специальной научно-прикладной дисциплины – управление проектами.
Предмет дисциплины - вопросы планирования, организации, контроля и регулирования хода выполнения проектов, организации материально-технического, финансового и кадрового обеспечения проектов, оценки инвестиционной привлекательности различных вариантов реализации проектов. В современной деловой среде актуальность проектного управления как метода организации и управления производством значительно возросла. Это обусловлено объективными тенденциями в глобальной реструктуризации бизнеса.
Введение……………………………………………………………………………...3
Объект проектного управления…………………………………………………..4
Теоретические основы проектного управления……………………………….12
Методы расчета временных параметров……………………………………….16
Список литературы………………………………………………………................22
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В конце 50-х годов в
США для осуществления
За прошедшее с тех пор время метод “критического пути” не только получил широкое применение в повседневной практике управления, но и обусловил появление специальной научно-прикладной дисциплины – управление проектами.
Предмет дисциплины - вопросы планирования, организации, контроля и регулирования хода выполнения проектов, организации материально-технического, финансового и кадрового обеспечения проектов, оценки инвестиционной привлекательности различных вариантов реализации проектов.
В современной деловой среде актуальность проектного управления как метода организации и управления производством значительно возросла. Это обусловлено объективными тенденциями в глобальной реструктуризации бизнеса.
1 ОБЪЕКТ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Термин проект, как известно, происходит от латинского слова projectus, что в буквальном переводе означает “брошенный вперед”. Таким образом, сразу становится ясно, объект управления, который можно представить в виде проекта, отличает возможность его перспективного развертывания, т.е. возможность предусмотреть его состояния в будущем. Хотя различные официальные источники трактуют понятие проекта по-разному, во всех определениях четко просматриваются особенности проекта как объекта управления, обусловленные комплексностью задач и работ, четкой ориентацией этого комплекса на достижение определенных целей и ограничениями по времени, бюджету, материальным и трудовым ресурсам.
Однако, любая деятельность,
в том числе и та, которую
никто не собирается называть проектом,
выполняется в течение
Деятельность как объект управления рассматривается в виде проекта тогда, когда
Поэтому, объектом проектного управления принято считать особым образом организованный комплекс работ, направленный на решение определенной задачи или достижение определенной цели, выполнение которого ограничено во времени, а также связано с потреблением конкретных финансовых, материальных и трудовых ресурсов. При этом под “работой” понимается элементарная, неделимая часть данного комплекса действий.
Элементарность работы – понятие условное и относительное. То, что нецелесообразно делить в одной системе действий, полезно разукрупнять в другой. Например, если за элемент комплекса работ по сборке автомобиля принимается технологическая операция, то одной из “работ” может считаться установка сборщиком фары. Эта “работа” в данном случае неделима, так как остаются неизменными ее факторы – исполнитель, предмет и объект действия. Но, как только мы начинаем рассматривать исполнение этой работы как отдельную задачу, она сама превращается в комплекс.
Управление проектом – искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта. Успешное выполнение проекта определяется выполнением ряда установленных критериев: сроки завершения проекта, стоимость и бюджет проекта, качество выполненных работ и спецификации требований к результатам, степень удовлетворения заказчиков.
Работа по управлению проектом включает ряд относительно независимых процессов:
- процессы инициации
(разработка концепции, ТЭО,
- процессы планирования (определение целей и критериев успеха, разработка рабочих схем, планов, алгоритмов и т.д.),
- процессы выполнения
(организация и реализация
- процессы контроля и анализа,
- процессы завершения.
Осуществление любой части проекта требует реализации определенных функций управления. Выделяют базовые и интегрирующие функции. К базовым функциям относятся:
К интегрирующим функциям относятся:
1. Управление персоналом проекта – подбор, привлечение и подготовка (переподготовка) специалистов.
2. Управление коммуникациями (взаимодействиями и информационными связями). Необходимо для организации мониторинга и контроля над ходом выполнения проекта, интерпретации полученной информации и прогнозирования.
3. Управление контрактами
– определение состава
4. Управление риском.
Заключается в прогнозировании
неопределенности, предупреждении
негативных воздействий
Для успешной реализации данных функций в управлении проектами используют ряд методов.
Наиболее распространенными являются сетевые методы планирования. Сетевой график – информационно-динамическая модель, связывающая различные работы, необходимые для достижения целей проекта. Основными элементами сетевого графика являются работы и события. Сетевые графики используются для решения задач управления, связанных с управлением временем и различными ресурсами. При этом используются следующие методы:
- метод критического
пути (определение
- PERT-анализ – в дополнение к вышеперечисленным задачам, реализуя вероятностные методы, позволяет определить также оценку возможных отклонений от результатов, полученных по методу критического пути, вероятность того, что проект завершится не позднее установленного срока и т.д.
Кроме того, применяют ряд дополнительных инструментов: диаграмма Ганта, эпюра потребления ресурсов (ресурсная гистограмма, отображающая потребности проекта в том или ином виде ресурсов в каждый момент времени) и т.д.
Управление проектом осуществляется в основном за счет манипулирования резервами времени и ресурсов, выявленными при применении этих методов.
Еще одним важным методом управления проектами, который реализует иерархический подход к решению задач в условиях риска, является дерево решений.
Эффективное управление возможно в том случае, когда любая из функций управления основывается на пяти относительно независимых видах деятельности: планировании, организации, координации, активизации и контроле.
Планирование – определение оптимальной программы работ подсистем нижестоящего уровня для достижения определенного результата. Планирование осуществляется в рамках существующих ограничений по стоимости, срокам, качеству продукции и т.д. В результате планирования определяется кто, что, сколько и в какие сроки должен сделать.
Организация – определение способов, методов, путей реализации плана. В результате проведения организационных мероприятий определяется, каким образом можно привести план в исполнение, после чего осуществляется фактическая реализация планового решения.
Координация – согласование деятельности различных участников проекта, предотвращение и разрешение дисбалансов и конфликтов на нижних уровнях, поддержание на должном уровне основных критериев качества выполняемых работ с целью повышения эффективности реализации планового решения.
Активизация – процесс стимулирования участников проекта к эффективной работе.
Контроль – систематическое наблюдение за всеми процессами выполнения проекта, выявление отклонений результата выполняемых работ от запланированного по ряду критериев, прогнозирование последствий сложившейся ситуации. Контроль реализует обратную связь от уровня непосредственных исполнителей к высшим уровням управления и позволяет своевременно задействовать механизмы координации и активизации для предотвращения негативных последствий наблюдаемых отклонений.
Планирование проекта включает в себя следующие процессы:
- планирование и декомпозицию целей,
- планирование предметной области (состава работ и их взаимосвязи),
- планирование фонда ресурсов (работников, оборудования, материалов), имеющихся в распоряжении для реализации всего проекта,
- планирование
- оценка стоимости отдельных видов работ,
- распределение ресурсов между работами,
- разработка календарных планов, разработка критериев оценки эффективности реализации проекта, в том числе критериев качества продукции проекта,
- идентификация и оценка риска и т.д.
Но даже самое тщательное планирование не гарантирует успешное выполнение проекта. Основные причины неудач реализации проектов: недостаток ресурсов, нереальные сроки, ошибки формулирования целей, несплоченность команды проекта, недостаточно детальное планирование, неэффективное взаимодействие внутри проекта, изменение целей в ходе проекта, конфликты между целями проекта и интересами подразделений организации. Устранением этих причин призваны заниматься процессы координации.
Степень координируемости
сильно зависит от выбранной организационной
структуры управления проектом. Для
определения эффективной
В теории управления проектами
выделяют множество типов