Методы управления социальной работы на федеральном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 18:03, контрольная работа

Краткое описание

Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала «организационную революцию» в сфере производства благ и услуг и управления им. Когда производственные процессы усложнились, вовлекли значительную массу участников, управление превратилось в особый вид деятельности.
Целью данной контрольной работы является изучение методов управления социальной работой, анализ и рассмотрения их на Федеральном уровне.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие управления, его принципы и задачи. Система управления, ее задачи…………………………………………………………………………4
2. Федеральный уровень социальной защиты……………………………..12
Заключение………………………………………………………………..20
Список литературы………………………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная менеджмент.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тюменский государственный архитектурно-строительный университет

Институт муниципального управления и сервиса

Кафедра «Государственного муниципального управления и права»

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине  «Менеджмент в социальной сфере»

на тему «Методы управления социальной работы на федеральном уровне»

 

 

 

 

 

                                                                                           

 

                                                                                            Выполнил:

                                                                                            студент  4 курса

                                                                                            з/о, специальность ГМУ

                                                                                            зач.кн. № 08 ГМУ 011

                                                                                            Бровина Е.А.

 

                                                                                            Проверил:

                                                                                            Устинова О.В.

 

Тюмень, 2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

1.      Понятие управления, его принципы и задачи. Система управления, ее задачи…………………………………………………………………………4

2.      Федеральный уровень социальной защиты……………………………..12

Заключение………………………………………………………………..20

          Список литературы………………………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современной России в результате различных социально-экономических преобразований возникло большое число проблем, решение которых видится в ответственности государства за организацию социальной защиты нуждающихся и активизацию самопомощи и самозащиты граждан. Необходимость изменения сложившейся ситуации в социальной сфере привела к научному изучению существующих проблем, поиску и использованию различных форм и методов управления, выделению профессии руководителя (менеджера) в особый вид деятельности, требующей соответствующих знаний, навыков и умений.

Попытки систематизации управленческого опыта были сделаны еще в первой половине XIX в. в Англии. Основоположником науки социального управления по праву считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор (1856-1915 гг.).

Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала «организационную революцию» в сфере производства благ и услуг и управления им. Когда производственные процессы усложнились, вовлекли значительную массу участников, управление превратилось в особый вид деятельности.

         Целью данной контрольной работы является изучение методов управления социальной работой, анализ  и рассмотрения  их на Федеральном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.       Понятие управления, его принципы и задачи. Система управления, ее задачи.

Виды управления определяются особенностями объектов, которыми намереваются управлять (для этого нужно создать, спроектировать систему управления), или которые реально су­ществуют какое-то количество времени (функционирующие системы управления). Поэтому различают технико-техноло­гическое управление (изучается техническими науками); био­логическое управление (рассматривается в естественных на­уках) и социальное управление (исследуется в целом ряде со­циальных, организационных и экономических наук).

Главная особенность социального управления состоит в том, что субъектом и объектом в нем является человек. В свою оче­редь, оно делится на подвиды — государственное, военное, эко­номическое, производственное и общественное. [1]

Управление социальной работой — это разновидность со­циального управления. Данное понятие многозначно и выража­ет разные стороны, грани и аспекты управления.

Первое значение — организационно-структурное. Ключевыми проблемами здесь являются: «Кто должен выпол­нить (выполняет) социальную работу?"; «Какие органы, подразделения должны этим заниматься (занимаются)?»; «Какова эффективность (результативность) их деятельности, функционирования?». Управление социальной работой организует­ся на федеральном, региональном (территориальном) и локальном уровнях и имеет соответствующие организационные структуры: Министерство труда и социального развития Рос­сийской Федерации, комитеты (управления) соцзащиты (по­мощи), территориальные службы, центры социального обслу­живания.

Второе значение — функциональное. Управление со­циальной работой выполняет как общие, так и конкретные функции. Общими, независимо от уровня, субъекта, его компетенции, являются функции: прогнозирование, планирование (целеполагание), организация, координация, стимулирование (мотивация), маркетинг, учет и контроль. На конкретном уров­не управления, в конкретной должности складывается определенное соотношение между общими функциями. Конкретные функции — это виды работы применительно к должности (обя­занности и права), подразделению (функции подразделения) и предприятию, организации, учреждению (направления дея­тельности).

Третье значение — это деятельность руководите­лей разных уровней в системе соцзащиты, помощи. Руково­дители выступают как ведущая сила, «локомотив» в процессе управления. От профессионализма руководителей во многом зависят качество организации управления и его результатив­ность. Следует учитывать, что среди руководителей в системах управления социальной работой преобладают женщины и кол­лективы в основном женские. Это накладывает отпечаток на стиль и методы управления, психологию взаимоотношений, эмоциональный фон и т.д.

Четвертое значение управления социальной рабо­той — это процесс, включающий ряд элементов. Основа любого вида управления — информация, которая в «человеческих системах» тем или иным образом организуется. На основе ин­формации происходит определение, формулирование и закреп­ление (в организационно-административных документах) це­лей, задач. Целевая ориентация — важный элемент социального управления, за которым следует система действий, мер, мероприятий или управленческих решений. Управление опре­деленным образом организуется через распределение функций и формирование оргструктур, подбор и расстановку кадров (персонала). В процессе управления важно также увязать цели, задачи и решения с ресурсами — информационными, матери­альными, трудовыми, финансовыми, временными.

Пятое значение— это вид профессиональной деятель­ности, управленческий труд, включающий триаду: предмет труда (информация), средства труда (организационные и тех­нические) и человека, обладающего определенными знаниями, навыками и умениями. Соединение этих трех составляющих определенным образом называется организацией труда в сис­теме социального управления. «Трудовое» понимание управ­ления связано с решением таких проблем, как подготовка и подбор кадров, повышение их квалификации: составление ква­лификационных характеристик (КХ); организация труда ру­ководителей, специалистов и «полевых» социальных работни­ков, построение и использование информационных систем и технологий; мотивация труда; оценка и оплата труда управлен­ческих работников.

Шестое значение — управление социальной работой как наука и учебная дисциплина. Основа любой науки — мето­дология, т.е. система методов, используемых в научных иссле­дованиях. В науке управления применяется как общеметодо­логический инструментарий (анализ, синтез, индукция, дедук­ция, абстрактное и конкретное, системный подход и т.д.), так и специфический, обусловленный необходимостью исследова­ния систем и процессов социального управления, функций и организационной структуры, деятельности руководителей и возглавляемых ими коллективов. Другая составная часть науки управления — теория, или система обобщенного знания, которая существует на уровне отдельного человека (руководи­теля, специалиста) и называется эмпирической теорией, а так­же на уровне значительно больших обобщений (макротеория). Необходимой частью управления как науки являются методи­ки, представляющие собой инструменты получения научных знаний, научной информации (исследовательские методики); помогающие решать конкретные практические проблемы (де­ловые методики); используемые в консультативной деятельно­сти (диагностические методики). Применяются также комплек­сные методики для решения определенных проблем.

Метод управления — это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей. Слово “метод” греческого происхождения (methodos — в переводе означает способ достижения какой-либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. Содержание — это специфика приемов и способов воздействия. [4]

В более общем виде все методы управляющего воздействия можно разделить на две группы: основные и комплексные. К основным относятся такие, в которых четко выделяется содержательный аспект по признаку соответствия методов управления требованиям тех или иных объективных законов (например, социальных, экономических, организационно-технических и др.). Сложными, или комплексными, методами социального управления являются комбинации основных методов. По содержанию методы социального управления отражают требования различных объективных законов социального развития: экономических, организационно-технических, демографических, социологических, психологических и т. д. Социальные методы управления связаны со способами достижения социальных целей общества не только экономическими, организационно-административными способами мотивации человеческого поведения, но и непосредственно: через постановку социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его отдельных структур, управленцев, в первую очередь. Социальные методы управления включают в себя социально-психологические способы и приемы воздействий на процесс формирования и развития коллектива, на процессы, протекающие внутри него. Данные методы основаны на использовании социально-психологических механизмов, действующих в коллективе, в состав которого входят формальные и неформальные группы, личности с их ролями и статусами, связанными системой взаимоотношений и социальных потребностей и др. Социально-психологические методы управления прежде всего отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия. Психологические методы управления направлены на регулирование отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. К ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения и др. Методы комплектования малых групп позволяют определить оптимальные количественные и качественные отношения между работниками с учетом психологической совместимости. К методам гуманизации труда относятся использование психологического воздействия цвета, музыки, исключение монотонности работы, расширение творческих процессов и т. д. Методы профессионального отбора и обучения направлены на профессиональную ориентацию и подготовку людей, которые по своим психологическим характеристикам наиболее соответствуют требованиям выполняемой работы. В целом к социальным и психологическим методам относятся способы управляющего воздействия, опирающиеся на объективные законы социального развития и законы психологии. Объектом воздействия здесь являются социальные и психологические процессы на уровне народонаселения, производственного коллектива или его структурного звена, отдельного работника. Экономические методы управления представляют собой способы достижения экономических целей управления (средства) на основе реализации требований экономических законов. Иными словами, под экономическими методами в современном значении понимается экономический расчет, основанный на сознательном использовании всей системы экономических законов и категорий рыночной экономики. Среди многообразия экономических методов управления можно выделить, например, методы экономического стимулирования. Экономическое стимулирование базируется на следующих основных принципах:

— взаимосвязь и согласованность целей экономического стимулирования с целями развития организации;

— дифференциация экономического стимулирования, направленная на реализацию необходимых изменений в структуре производства;

— сочетание экономического стимулирования с другими методами мотивации;

— сочетание экономического стимулирования с экономическими санкциями, предусматривающими материальную ответственность организаций и отдельных работников.

Организационно-административные методы базируются на власти, дисциплине и ответственности. Организационно-административное воздействие осуществляется в следующих основных видах:

— прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию;

— установление правил, регулирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование), выработка стандартных процедур административного воздействия;

— разработка и внедрение рекомендаций по организации и совершенствованию тех или иных процессов, подвергаемых организационно-административному воздействию;

— контроль и надзор за деятельностью организаций и отдельных работников.

Основной формой реализации и применения организационно-административных методов управления является распорядительство и оперативное вмешательство в процесс управления в целях координации усилий его участников для выполнения поставленных перед ними задач. В целом объективной основой использования организационно-административных методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления — функция организации, задача организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства, социального регулирования. В рамках организации возможны такие формы проявления организационно-административных методов:

1) обязательное предписание (приказ, запрет и т. п.);

2) согласительные меры (консультации, компромиссы);

3) рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение).

Организационно-административные методы отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний: их невыполнение рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания.

Информация о работе Методы управления социальной работы на федеральном уровне