Методы управления социальными системами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:17, курсовая работа

Краткое описание

Грамотное и эффективное управление социальными системами, в том числе и деятельностью органов внутренних дел во многом зависит от выбора и сочетания соответствующих методов, занимающих центральное место в механизме управления. Именно правильный выбор методов управления, позволит обеспечить сознательное, активное, творческое участие людей в трудовой деятельности, т.е. стимулировать работника к труду путем учета его интересов.

Содержание

Введение
1. Методы управления
1.1. Классификация методов управления по признакам
2. Экономические методы управления
2.1 Планирование
2.2. Хозрасчет
2.3. Ценообразование
2.4. Финансирование
3. Организационно – распорядительные и социально-психологические методы
3.1. Организационно-распорядительные методы
3.2. Социально-психологические методы
3.2.1. Виды социально-психологических методов
3.2.2. Социологические методы
3.2.3. Психологические методы
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

нгг.docx

— 83.41 Кб (Скачать файл)

Принцип гибкости заключается в необходимости предусматривать при составлении планов определенные производственные резервы. Величина резервов зависит от уровня профессиональной компетентности плановиков. Они должны быть достаточными для достижения поставленной цели, не завышенными или заниженными. 
Принцип точности связан с понятием «эффективности» плана и принципом гибкости, т.е. планы должны быть максимально приближены к существующим возможностям предприятия.  

Все менеджеры, независимо от того на каком уровне организации они  находятся, занимаются планированием. Однако характер и масштаб планирования изменяются в зависимости от полномочий, которыми располагают менеджеры. В  зависимости от цели различают стратегическое и оперативное планирование.

Стратегическое планирование - это процесс определения миссии и целей организации, нахождения конкретных стратегий для выбора и приобретения нужных экономических ресурсов, их распределения и использования с целью обеспечения эффективной деятельности организации в обозримой перспективе.  

Смыслом стратегического планирования является процесс моделирования  будущего, применительно к которому должны быть определены цели и сформулирована концепция долговременного развития.  

Этапы стратегического планирования:  

формирование миссии и целей; 

проведение стратегического анализа;  

оценка и выбор стратегических альтернатив; 

«Стратегическое планирование имеет  дело не с будущими решениями, а с  будущим решений, принимаемых сегодня».  

                                               2.2 Хозрасчет

В слове «хозрасчет» две составляющие: «хозяйственный» и «расчет». Главным  здесь является первое слово, а «расчет» второстепенным, хотя и важным. Представление, что стоит только правильно рассчитать и все пойдет как по маслу,- вредная иллюзия. Рассчитывали мы и раньше. Этим, как вчера, так и сегодня, занимается целая армия квалифицированных людей. А вот слово «хозяйственный» с рубежа 80-90-х гг. XX в. приобрело новый смысл. Его связали с понятием «хозяин». Ибо полный хозрасчет - это прежде всего механизм относительной экономической и управленческой самостоятельности предприятия. Независимость, чувство полного хозяина - вот что рождает глубокую, кровную заинтересованность работника в конечном результате труда. И в этом главный смысл хозрасчета. 
Полный хозрасчет в сочетании с самофинансированием обеспечивает хозяйственную самостоятельность предприятия. При этом производственная и социальная деятельность на предприятии, а также оплата труда осуществляются за счет заработанных средств. Материальные затраты на производство и социальную сферу возмещаются из прибыли, полученной при реализации продукции, работ и услуг, производимых предприятием. В этих условиях главным обобщающим показателем успешности хозяйственной деятельности становится прибыль, или доход. После того как часть прибыли будет выплачена по обязательствам предприятия, все, что останется, поступает в полное распоряжение собственника предприятия и расходуется на развитие производства, оплату труда и социальные нужды. Исходя из этой общей установки на каждом предприятии может вводиться одна из возможных форм или, как часто говорят, моделей хозрасчета. 
Выбор модели хозяйственного расчета предприятия, приспособление ее к конкретным условиям хозяйствования на данном заводе, данной фабрике или фирме - важнейшая задача менеджера и совета (правления) предприятия. Полезно для решения этой задачи привлекать независимых консультантов - управленцев, экономистов, правовиков. 
Все, что выше говорилось о хозрасчете, в частности о его моделях, относится к предприятию в целом. Но хозрасчетные отношения должны формироваться и внутри предприятия, между его подразделениями, вплоть до рабочего места. В какой мере признаки полного хозрасчета предприятия в целом могут быть реализованы в его низовых звеньях - в подразделениях? Таких признаков, обязательных для полного хозрасчета предприятия, известно по крайней мере пять:

хозяйственная самостоятельность;

самоокупаемость;

материальная заинтересованность;

материальная ответственность;

контроль рублем.

Совершенно очевидно, что присутствие  всех этих признаков характерно, как  правило, лишь для предприятия в  целом и обеспечивается наличием у него статуса юридического лица, обладанием обособленной частью собственности, самостоятельным балансом, текущим счетом в банке. Далеко не каждое, даже крупное, подразделение предприятия является в этом смысле полностью самостоятельным в хозяйственном отношении й самоокупаемым. Не все подразделения могут быть, например, заинтересованы в конечном результате труда, не все могут нести полную материальную ответственность за свою деятельность, не каждому из них доступен контроль рублем. Следовательно, о полном хозрасчете внутри предприятия следует говорить с большой осмотрительностью. В большинстве случаев речь может идти лишь о частичном хозрасчете, об элементах хозрасчета подразделений в рамках полного хозрасчета предприятия в целом. 
В зависимости от степени развитости хозрасчетных отношений внутренний хозрасчет, таким образом, может быть разной полноты: от весьма слабого до полного. Кратко охарактеризуем наиболее типичные формы внутренних хозрасчетных отношений по степени нарастания их полноты.

Административная форма. Здесь  внутренний хозрасчет близок к нулю. Полный хозрасчет организуется лишь на уровне предприятия в целом. Экономическая  деятельность подразделений регламентируется и направляется административным путем - приказами, расписывающими хозрасчет сверху вниз, вплоть до рабочего места. Вся работа строго регламентируется заданиями, не оставляя места для инициативы и творчества. Задача работающих - точное выполнение приказа-задания. За это они отвечают в административном порядке. Оплата труда здесь чаще повременная, но может быть и сдельная, которая благодаря «выводиловке» мало чем отличается от повременной. Заинтересованность в количестве и качестве труда весьма слабая -больше положенного не заработаешь.

Целевая форма. Здесь подлинного хозрасчета несколько больше. Предприятие расписывает  свои конечные общие задачи по частным  ожидаемым результатам и выдает их подразделениям в виде целей деятельности. Эти цели обеспечиваются по нормативам необходимыми ресурсами - трудовыми (заработной платой), материалами, сырьем, оборудованием, энергией. Пути достижения целей не регламентируются. Смысл внутреннего хозрасчета здесь в том, что сэкономленные ресурсы остаются в распоряжении трудового коллектива и ему частично выплачивается их стоимость (определенная доля от экономии).

Подрядная форма. В этом случае предприятие  дает хозрасчетным подразделениям задания на работу (подряд) и выделяет необходимое для работы оборудование (основные фонды). Подразделение оплачивает своему предприятию выделенное оборудование и его амортизацию. При этом предприятие обеспечивает работу основных фондов энергией, техническим обслуживанием и ремонтом. Смысл внутреннего хозрасчета здесь в том, что подразделение получает в свое полное распоряжение разницу между плановой и фактической себестоимостью продукции - подрядный доход. Подрядная форма внутреннего хозрасчета обычно сочетается с бригадными формами организации труда.

Форма «долевого участия». Подразделения  работают на основе заданий своего предприятия на выделенных им или  закрепленных за ними основных фондах. Смысл здесь в том, что оплата труда подразделениям производится на основе их долевого участия в доходе предприятия. Эта доля определяется заранее и носит стабильный характер. Она может корректироваться в меньшую сторону лишь на основе предъявленных подразделению обоснованных хозрасчетных претензий.

Опыт показал, что все описанные  формы внутреннего хозрасчета оказались недостаточно сильными, для того чтобы осуществлять экономические методы управления в их сущностном виде. Поэтому следует обратить внимание на более сильные формы хозрасчетных отношений. Среди них такая форма хозрасчета предприятия и его подразделений, как аренда.

Арендная форма. Подразделения  арендуют, т. е. берут во временное  пользование за определенную плату  у своего предприятия, основные фонды (оборудование, транспорт, помещения и т. д.). На арендуемое имущество и производимую продукцию подразделение-арендатор приобретает определенные юридические права хозяина: может самостоятельно заключать договоры как с другими подразделениями предприятия, так и со сторонними организациями. Арендный договор заключается, как правило, на длительный срок. Доход подразделения за вычетом арендной платы, обычных выплат в бюджет и отрасли, а также материальных производственных затрат поступает в полное распоряжение арендатора. Никто до конца срока аренды не вправе пересматривать нормативы отчислений и осуществлять другое вмешательство в хозяйственную деятельность арендатора.

Полный хозрасчет подразделения. Он может иметь место лишь при  наличии у подразделения предприятия  всех пяти признаков - хозяйственной самостоятельности, самоокупаемости, материальной заинтересованности, материальной ответственности, контроля рублем. Это высшая форма внутреннего хозрасчета. Средства труда могут арендоваться как у собственного хозрасчетного предприятия, так и у сторонних организаций. Оплата труда идет за счет валового дохода.

С полным хозрасчетом предприятия  неразрывно связан следующий экономический метод управления - стимулирование. Что здесь самое важное? Прежде всего это удовлетворение с помощью стимулирования кровных интересов работающего и трудового коллектива. Не лишние «рубли» премии за ударный труд, а существенное улучшение жизни и труда хорошо работающего человека и коллектива - вот смысл стимулирования. И речь идет не только о денежном вознаграждении. Совершенствование производства, улучшение условий труда, обеспечение себе «выгодного» рабочего места и т. д. — все это накрепко привязывается к результатам труда. 
Денежный заработок ставится в прямую зависимость от конечного результата работы, как от количественного, так и, особенно, качественного. Здесь работает простой, понятный и справедливый принцип: во сколько раз больше и лучше сделал, во столько раз больше и получил. Чем полнее реализуется этот принцип, тем лучше будет результат. Это означает, в частности, и снятие различных ограничений на оплату труда по совместительству, заместительству, сверхурочной работы.

                                         Ценообразование

Конкретные возможности ценообразования в значительной степени предопределяют финансовую политику компании. Цена является объектом энергичной конкуренции, результаты которой во многом предопределяют и финансовые итоги рыночной деятельности, что существенно повышает ответственность менеджмента компании за качество хозяйственных решений, которые так или иначе прямо или косвенно связаны с управлением ценами. Как известно, цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую хочет продать, а покупатель готов купить продукт. Цена определенного количества продукта составляет его стоимость, отсюда цена — денежная стоимость продукта.

По мнению Зайцева Н.Л., цена –  экономическая категория, позволяющая  косвенно измерить затраченное на производство продукта общественно необходимое рабочее время. При товарных отношениях цена выступает как связующее звено между производителем и приобретателем, то есть является механизмом обеспечивающим равновесие между спросом и предложением, а следовательно, между ценой и стоимостью.

Цена — сложная экономическая  категория. В ней фокусируются практически все основные экономические отношения в обществе. Прежде всего, это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также к созданию, распределению и использованию денежных накоплений. Цена опосредствует все товарно-денежные отношения.

Ценообразование — процесс формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование — формирование цен государственными органами. При этом в рамках затратного ценообразования в основу формирования цены закладываются затраты производства и обращения.

Система цен характеризует взаимосвязь  и взаимоотношение различных видов цен, состоит из блоков, в качестве которых рассматриваются как конкретные цены, так и определенные группы цен.

Первым и важнейшим признаком  классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой  сферой товарного обращения.

В зависимости от этого признака цены подразделяются на следующие основные виды:

1) оптовые цены на продукцию промышленности подразделяются на 2 подвида: оптовая цена предприятия - цена, по которой предприятие реализует произведенную продукцию другим предприятиям; оптовая цена промышленности – цена, по которой предприятие оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым организациям;  

2) цены на строительную продукцию.  Продукция строительства оценивается  по трем видам цен: сметная  стоимость – предельный размер  издержек на строительство каждого  объекта; прейскурантная – усредненная  сметная стоимость единицы конечной  продукции типового строительного  объекта; договорная цена –  цена, устанавливаемая по договоренности  между заказчиками и подрядчиками;

3) закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию – цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция фермерами;

4) тарифы грузового и пассажирского  транспорта – плата за перемещение  грузов и пассажиров, взимаемая  транспортными организациями с  отправителей грузов и населения;

5) розничные цены – цены, по  которым торговые фирмы реализуют  продукцию населению;

6) тарифы на коммунальные и  бытовые услуги, оказываемые населению;

Ценообразование — это установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от исходной стоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.

Ценообразование - установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от начальной стоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов. Основные подходы к установлению цены:

- на основе закрытых торгов, исходя из ожидаемых ценовых предложений конкурентов;

- на основе ощущаемой ценности, исходя из покупательского восприятия  ценностной значимости продукта;

- на основе уровня текущих  цен, исходя из текущих цен  конкурентов. 

 

Цель ценообразования. Обеспечить мотивированную, своевременную и достаточную ценовую реакцию, таким образом, чтобы получить максимальный объем продаж с минимальной потерей маржинальности.

Нужно понимать, что ценообразование  того или иного товара всегда зависит от целей, которые ставит организация. А цели бывают самые разные:

- выживание организации. Т.е. необходимо установить такую цену на товар, которая позволит фирмы выжить в конкурентной борьбе. Очевидно, что такие ситуации происходят не от хорошей жизни;

- максимизация прибыли;

- расширение рынка торгово-промышленной деятельности;

- позиционирование товара для  определенной ниши. Например, если  товар является люксовым, то цена  на него может быть далеко  не всегда оправданно завышенной, если говорить об затратах на его изготовление;

- стимулирование торговой деятельности;

- расширение доли на ранке;

Это не все цели. При желании  данный список можно серьезно расширить. В конце концов, у всех компаний свои цели в тот или иной промежуток времени.

                                     2.3 Финансирование

 Финансы нужны предприятию для его производственного и социального развития. Деньги дают предприятию возможность заработать еще большие деньги, т. е. получить прибыль (доход). Именно получение прибыли позволяет судить о том, нужную ли работу делают данный завод или фабрика, эффективно и экономно ли производство. Если продукция, выпускаемая предприятием, имеет спрос - будет прибыль, не нужна - прибыли не будет. Чтобы обеспечить себе прибыль, предприятие повышает качество продукции и услуг, снижает их себестоимость, наращивает производительность труда, совершенствует оборудование и приемы работы. 
Финансовая самостоятельность предприятия предусматривает необходимость обеспечения своевременных денежных выплат поставщикам, подрядчикам, другим партнерам. Это касается также налоговых расчетов с государством, деньги от которых идут на проведение государственных экономических и социальных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, решение экологических проблем и другие потребности государства. 
Для того чтобы строить финансовые, денежные отношения, предприятию нужно прежде всего эти деньги иметь. В определенных случаях приходится брать деньги взаймы - получать кредит. Сфера кредитования, как мы видим, получила значительное развитие в нашей стране в текущее, первое, десятилетие XXI в. 
Под управлением финансами предприятия понимается действие менеджера по манипулированию денежными средствами, целью которого является получение в конечном итоге максимально высокой прибыли. 
Управление финансами предполагает:

Информация о работе Методы управления социальными системами