Методы управления социальными системами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:17, курсовая работа

Краткое описание

Грамотное и эффективное управление социальными системами, в том числе и деятельностью органов внутренних дел во многом зависит от выбора и сочетания соответствующих методов, занимающих центральное место в механизме управления. Именно правильный выбор методов управления, позволит обеспечить сознательное, активное, творческое участие людей в трудовой деятельности, т.е. стимулировать работника к труду путем учета его интересов.

Содержание

Введение
1. Методы управления
1.1. Классификация методов управления по признакам
2. Экономические методы управления
2.1 Планирование
2.2. Хозрасчет
2.3. Ценообразование
2.4. Финансирование
3. Организационно – распорядительные и социально-психологические методы
3.1. Организационно-распорядительные методы
3.2. Социально-психологические методы
3.2.1. Виды социально-психологических методов
3.2.2. Социологические методы
3.2.3. Психологические методы
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

нгг.docx

— 83.41 Кб (Скачать файл)

организацию и координацию финансовой деятельности;

выбор и использование источников финансирования;

определение ожидаемой прибыли  на капиталовложения и регулирование  на этой основе хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;

оценку финансового риска, связанного с получением прибыли;

прогнозирование и планирование хозяйственно-финансовой деятельности;

анализ результатов хозяйственно-финансовой деятельности. 
Многие вопросы финансирования выходят за рамки настоящего учебника. Здесь мы остановимся лишь на некоторых необходимых менеджеру вопросах управления финансами. 
Сложность финансирования зависит главным образом от риска, который принимает на себя кредитор, а также от срока долгового обязательства. В зависимости от наступления срока долгового обязательства, взятого предприятием при получении финансов, различаются три вида источников финансирования:

краткосрочное - на период до одного года;

среднесрочное - на период от одного года до десяти лет;

долгосрочное - на период свыше десяти лет.

Рассмотрим коротко каждую группу источников финансирования. 
1. Краткосрочное финансирование. Этот вид финансирования обычно используется для торговых закупок быстрореализуемых товаров (например, сезонных) и в случаях, когда кредит может быть возвращен в срок до одного года. 
Источниками этого вида финансирования служат:

торговый кредит;

государственные и коммерческие банки;

трастовые компании;

фактор-компании.

Торговый кредит предоставляется  фирмой-продавцом фирме-покупателю в тех случаях, когда она не расплачивается за товар наличными деньгами. Это отражается в балансовом отчете в статье «Векселя к оплате». Срок по данному виду кредита составляет обычно 30 или 60 дней. Как правило, предусматривается скидка за кредит, если деньги возвращаются в течение 10 дней. Если покупатель не возвращает кредит в срок, с него взимается штраф, предусмотренный договором о кредите. 
Государственные и коммерческие банки обычно осуществляют кредит в том случае, когда предприятие-покупатель испытывает временные трудности с наличными деньгами и не может получить кредит у продавца. Наиболее удобной формой такого кредита является открытие банком для предприятия так называемой кредитной линии. Кредитная линия - это договоренность между банком и предприятием о предоставлении займа на оговоренную сумму на определенный срок с поступлением денег в течение оговоренного в договоре периода. Банк, как правило, оставляет за собой право получения долга и до окончания функционирования кредитной линии. 
Трастовые компании - это фирмы, управляющие финансами предприятий. Здесь обычно ставки кредита выше, чем в коммерческих банках, так как трастовые компании несут обязательства перед хозяевами денег — предприятиями. 
Фактор-компании - это фирмы, взимающие долги с дебиторов по поручению кредитора за определенное вознаграждение. К этому виду финансирования предприятие прибегает тогда, когда уплата по счетам задерживается или ставится под угрозу неплатежа. 
2. Среднесрочное финансирование. Этот вид кредита используется для развития предприятия (строительство и ремонт помещений, покупка нового оборудования), а также для увеличения оборотного капитала при проведении крупных хозяйственно-финансовых операций. 
Источниками этого вида финансирования являются:

государственный и коммерческие банки;

компании по операциям с недвижимостью;

частные источники.

Процентные ставки по кредитам здесь  выше, чем при краткосрочном финансировании. От компании, получившей кредит, требуется имущественный залог. Выплата процентов проводится по данному виду кредита, как правило, многоразово, в установленном договором порядке. При закупках оборудования часть его стоимости может быть дана в кредит поставщиком на определенных условиях. 
3. Долгосрочное финансирование. Этот вид кредита используется для наращивания активов предприятия - основных фондов и собственного капитала. Этот вид финансирования осуществляется путем:

предоставления капитала;

предоставления долгосрочных кредитов;

аренды основных фондов.

Предоставление капитала осуществляется через продажу предприятием выпущенных им обыкновенных и привилегированных акций первого и последующего выпусков, а также за счет нераспределенной прибыли предприятия. Наличные вложения в активы предприятия, как правило, не возвращаются. Основными покупателями акций выступают различные юридические и физические лица. 
Предоставление долгосрочных кредитов осуществляется через продажу предприятием выпускаемых им облигаций. 
Аренда основных фондов представляет собой получение предприятием необходимых ему основных фондов и других активов на определенный срок. За это предприятие (арендатор) выплачивает арендодателю плату, обусловленную арендным договором. Долгосрочные процентные ставки обычно выше краткосрочных и среднесрочных, так как в них входят и курсовые разницы в цене акции. 
Из всего сказанного о финансировании очевидно, что оно тесно связано с еще одним важным механизмом бизнеса - кредитом.

3.Организационно – распорядительные  и социально-психологические методы

                    3.1 Организационно рапорядительные методы

Реализация экономических методов управления осуществляется в рамках системы отношений между людьми. Эта система взаимоотношений чрезвычайно сложна и включает в себя экономические, социальные, психологические и организационные отношения. Последние находят свое выражение в вертикальных и горизонтальных связях.

Реализация организационных отношений  в системе происходит с помощью  применения организационно-распорядительных методов управления. Организационно-распорядительные методы направлены на использование таких мотивов трудовой деятельности, как чувство ответственности, в том числе административной.

Применение организационно-распорядительных методов управления предшествует применению экономических методов, поскольку для того, чтобы использовать последние, нужно организационно сформировать объект управления и структуру управления. В процессе функционирования хозяйственной системы эти методы управления реализуются в форме организационно-распорядительного влияния субъекта управления на объект управления. Тесная связь этих методов позволяет осуществлять эффективное влияние управляющей подсистемы на подсистему, которой управляют.

Вместе с тем, организационно-распорядительные методы управления отличаются от экономических. Основа разделения – механизм их действия и форма проявления в процессе управления.

Экономические методы управления основаны на учете экономических интересов организации. Формой проявления экономических методов управления стали планы, задачи, программы, выраженные экономическими параметрами, степень удовлетворения индивидуальных, групповых, коллективных интересов, выраженных стимулами индивидуальной и коллективной работы.

Организационно-распорядительные методы управления основаны на таких индивидуальных и групповых свойствах людей, как чувство обязанности, ответственности, дисциплины и понимание возможности  административного наказания.

Организационно-распорядительные методы управления следует применять с  учетом требований экономических законов. Только в этом случае они являются научно обоснованными. Если орган управления в своей деятельности не учитывает  или недостаточно учитывает требования экономических законов, организационно-распорядительные методы могут превратиться на административные, бюрократические, волюнтаристские, субъективные методы влияния.

Характерными особенностями организационно-распорядительных методов управления являются:

прямое влияние на объект управления: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному выполнению;

определенная ответственность  за невыполнение указаний и распоряжений.

Акты управления, которые осуществляются управленческими работниками, разделяют  на два вида: нормативные и индивидуальные.

Нормативные акты не имеют конкретного  адресата. Они содержат общие нормы  действий в тех или иных условиях и рассчитаны, как правило, на продолжительный  период. К ним можно отнести  уставы, положения, должностные инструкции, нормы и нормативы расходов ресурсов, стандарты и другие.

Индивидуальные акты адресуются определенным объектам управления. К ним относят  приказы, постановления, распоряжение, циркуляры, указания.

Выделяют две группы организационно-распорядительных методов:

организационно-стабилизирующие;

распорядительные.

Основное содержание этих методов  организационно-стабилизирующего влияния  состоит в установлении состава  элементов системы и стойких  организационных связей между ними с закреплением определенных обязанностей как за системой в целом, так и  за отдельными ее звеньями.

В состав организационно-стабилизирующих  методов управления входят:

регламентирование,

нормирование,

инструктирование.

Регламентирование представляет собой довольно жесткий тип организационного влияния, который состоит в разработке и введении в действие организационных положений, обязательных для выполнения на протяжении определенного времени, регламентированного этими положениями. С научной точки зрения, совокупность регламентов должна охватывать все звенья социально-экономической системы – от рабочих мест до верхних звеньев управления. Построение и функционирования всех этих звеньев должны регламентироваться специальными положениями о структурных подразделениях и должностными инструкциями для отдельных должностей.

Нормирование состоит в установлении нормативов, которые являются ориентиром в деятельности и как метод организационно-стабилизирующего влияния более мягок.

Нормы и нормативы, которые используются в практике управления, классифицируются:

по уровню управления:

народнохозяйственные (ставки вывозной пошлины, нормы налогообложения  деятельности предприятий, минимальный  размер заработной платы в народном хозяйстве и другие),

общесистемные (нормативы создания фондов, нормы амортизации помещений, оборудование и механизмов, естественной убыли товаров при перевозках и хранении и другие),

внутренние (нормы расхода материалов, сырья и топлива в производстве, выработки, нормативы времени на технологические операции и другие);

по видам:

технологические (регулируют использование  сырья, оборудования и вспомогательных  материалов),

экономические (регулируют оплату и  стимулирование труда, нормирование товарных остатков, сроки представления статистической отчетности),

трудовые (нормы выработки, нормативы  численности работников, нормы времени  для работы и отдыха, трудового  распорядка и другие),

финансово-кредитные (регулируют порядок  получения кредитов и ликвидации задолженности, создание фондов общего и специального назначения, порядок  отнесения потерь и убытков на результаты деятельности и другие),

снабженческие (определяют порядок  поступления сырья, материалов и  товаров, сроки поставки, устанавливают  минимальные объемы отгрузки и другие),

организационно-управленческие (типичные управленческие структуры, нормы подчинения, порядок разработки и принятие управленческих решений и другие);

по срокам действия:

долгосрочные,

краткосрочные;

по направлению влияния:

нормы влияния на коллектив в  целом,

нормы влияния на отдельных работников.

Инструктирование – наиболее мягкий способ организационного влияния. Он заключается в ознакомлении с условиями работы или обстоятельствами порученного дела, выяснении вопросов, возможных затруднений, предостережении от возможных ошибок, в советах относительно выполнения определенных видов работ. Инструктирование всегда имеет форму методической и информационной помощи, направленной на успешное выполнение работы.

Второй группой организационно-распорядительных методов управления являются методы распорядительного влияния, которые отображают текущее использование установленных организационных связей и их частичное корректирование в случае изменения условий работы. В основу распорядительных методов положены полномочия и обязанности, порядок управления, разработанный в результате актов организационного влияния.

Для распорядительного влияния  характерна нерегулярность его возникновения, поскольку отклонения возникают  внезапно и их сложно предусматривать. В хорошо организованной системе  эти отклонения сведены к минимуму, тем не менее, из-за разнообразных  внешних и внутренних причин иногда возникает потребность в применении распорядительного влияния.

Методы распорядительного влияния дают возможность предотвратить отклонения от планов, осуществить переход системы к состоянию равновесия, например, внедрением более совершенного порядка работ, планирования, стимулирования.

Формой распорядительного влияния  служат директивы, постановления, приказы, указания, распоряжения, резолюции. Все  это виды распорядительной деятельности, распорядительного влияния, а не документы. Документы с аналогичными названиями – лишь внешнее проявление распорядительного влияния. Само же распорядительное влияние может  быть по форме устным или документально  оформленным. Каждая из этих форм имеет  свои преимущества. Устная форма более  оперативная. Документальная форма  способствует лучшему учету и  контролю выполнения распоряжений.

Распоряжения – это распорядительные акты, которые принимаются коллегиальными органами управления (съездами, конференциями, собранием, комиссиями, правлением) и  содержат пути решения важных вопросов, которые касаются всей организации  или системы в целом.

Основной письменной формой распорядительного влияния являются приказы. Приказ – это письменное решение определенной задачи с перечнем конкретных путей, сроков, порядка, ответственных лиц и форм контроля.

Выполнение приказа обязательно, поскольку он выражает волю линейного  руководителя, который имеет право  единоличного принятия решений. Сам  приказ обязательно должен отвечать нормам административного права, иначе  он юридически может быть неправомерным.

Разновидностью распорядительного  влияния являются распоряжения, которые  детализируют конкретные пути и способы  решения отдельных задач в  масштабах отдельно взятых служб  и подразделений. Распоряжение может  быть дано линейным или функциональным руководителем в пределах его  полномочий.

Специфической формой распорядительного  влияния является директива, которая  представляет собой решение о  целях перспективного развития отдельных  структурных подразделов, предприятий, организаций, хозяйственных систем и областей. Директивы определяют общую цель хозяйствования, рассчитанную на продолжительный период и которая  нуждается в качественном изменении  способов и методов работы. Реализация директив связана с изданием приказов, распоряжений, постановлений и указаний для решения промежуточных задач.

Информация о работе Методы управления социальными системами