Механизмы правового регулирования взаимоотношений участников социального партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: теоретическое изучение основ института социального партнерства в России и зарубежный опыт. Цель данной работы заключается в исследовании социального партнерства. Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи:
1. Дать характеристику социального партнерства.
2. Выделить цели, задачи, формы и органы социального партнерства.
3. Определить субъектов социального партнерства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Основные понятия и принципы социального партнерства…………….5

1.1 Теоретические основы социального партнерства………………………..10

1.2 Сущность и основные принципы социального партнерства…………….13


2. Формы, задачи и цели социального партнерства……………….….….18

2.1 Органы социального партнерства………………………………………...21

3. Механизмы правового регулирования взаимоотношений участников социального партнерства……………………………………………………..22

3.1 Представители работников и работодателей в социальном партнерстве 22

3.2 Роль профсоюзов в системе социального партнерства……………………23

3.3 Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений………………………………………………………………………..28

3.4 Коллективные переговоры……………………………………………….....29


Заключение………………………………………………………………...……33

Список использованной литературы………………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

социальное партнерство.docx

— 68.67 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, теория социального партнерства, цивилизованного регулирования противоречий между трудом и капиталом, формирующаяся в течение нескольких столетий, получает реальное воплощение в качестве важнейшего компонента социально-трудовых отношений.

 

 

 

В настоящее время нет единства в определении понятия «социальное партнерство», и в различных источниках оно трактуется по-разному.

 

Смысловое значение словосочетания «социальное партнерство» - это совместная деятельность субъектов трудовых отношений. В экономической и социальной политике этот термин означает консультации и сотрудничество между наемными работниками и работодателями на разных уровнях по поводу определения взаимоприемлемых условий найма и оплаты труда.

 

В широком смысле социальное партнерство означает сотрудничество различных социальных слоев и групп для достижения общих целей. По своей сути социальное партнерство отражает компромисс интересов основных субъектов экономических процессов и выражает общественную необходимость социального мира как одного из главных условий политической стабильности и экономического прогресса.

 

 

 

 

 

 

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5- Вачугов Березкина Т.Е., Кислякова Н.А. и др. Основы менеджмента: Учебник. - М.:Проспект, 2006[24, c.129]

    В узком и наиболее распространенном значении социальное партнерство - это способ согласования интересов работников и работодателей в целях достижения социального мира с участием государственных структур, представляющих интересы общества. При этом существуют два совершенно противоположных представления.

 

Первое представление, наиболее распространенное, исходит из того, что социальное партнерство есть система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями, которая приходит на смену непримиримой

классовой борьбе между антагонистическими классами. Сторонники этого направления утверждают, что развитие капитализма привело к ликвидации классовых противоречий и на смену антагонистических противоречий пришли конфликты между организациями, представляющими разные интересы в обществе. Такие конфликты можно разрешить путем переговоров и достижения компромисса. Поэтому социальное партнерство в этом случае рассматривается как один из способов согласования интересов, представленных в обществе.

 

Второе представление состоит в том, что социальное партнерство есть способ согласования противоположных интересов, метод решения социально-экономических проблем и регулирования конфликтов между классом наемных работников и классом собственников. В этом случае социальное партнерство представляет собой способ смягчения классовых противоречий, условие политической стабильности и социального перемирия в обществе.

 

Практика показывает, что противоречия между наемными работниками и работодателями чаще всего возникают по поводу оплаты и условий труда, занятости, социальных гарантий и др. В связи с различными и противоположными интересами между работниками и работодателями возникают объективные противоречия. Если эти противоречия не устраняются, возникают серьезные социальные конфликты, чреватые тяжелыми социальными, экономическими и политическими потрясениями. Цивилизованное общество - при ведущей роли государства - должно быть способно предотвращать неуправляемое развитие таких событий.

 

Социальное партнерство не должно вести к соглашательству или, напротив, к постоянной конфронтации. Оно должно способствовать выработке таких позиций и договоренностей, которые позволяют удовлетворять интересы сторон в конкретных условиях, достигать компромисса, способного установить социальный мир на предприятии, в организации, на территории, в отрасли и в стране в целом.

 

В сфере социально-трудовых отношений социальное партнерство рассматривается как система взаимоотношений между работодателями или их представителями, работниками или их представителями, органами государственной власти, местного самоуправления, направленная на согласование интересов по вопросам регулирования трудовых отношений.

 

Анализ международного опыта позволил сформировать систему социального партнерства в Российской Федерации с учетом специфики страны. В Концепции становления и развития социального партнерства в РФ социальное партнерство в сфере труда определяется как особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их основных интересов.

 

В Трудовом кодексе РФ дается следующее определение: социальное партнерство в сфере труда - это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Статья 23 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ

 

 

1.2 Сущность и основные принципы социального партнерства

 

 

 

  Социальное партнерство- система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей. Развитие социального партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило ,профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей. В так называемом трипартистском ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия 6.

 

Развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса,ведет к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости ,6.

 

В индустриально развитых странах социальное партнерство принимает различные формы. Так называемая корпоративистская система предполагает

 

использование специальных органов, процедур и механизмов. Она получила распространение в Австрии, Швеции,Японии, ФРГ, Швейцарии, Нидерландах. В Австрии, например, социальное партнерство реализуется посредством широкой сети консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий, как на общенациональном, так и на отраслевом уровнях. В странах, где специальные институты социального партнерства отсутствуют, действует так называемая плюралистическая система (Великобритания,США, Канада). Здесь согласование противоречивых интересов осуществляется на уровне всего общества с помощью обычного политического процесса (партий,парламентов, профсоюзов) и развития сотрудничества работников и работодателей на уровне отдельных компаний.

 

В России система социального партнерства в его трипартистском варианте еще только делает первые шаги. Главное - не задействованы механизмы, обеспечивающие реализацию достигнутых соглашений. Вместе с тем в отдельных отраслях (например, в угольной) выполнение отраслевых тарифных соглашений уже привело к некоторому улучшению материального положения рабочих и росту производства.

 

Выделяются большие ,средние и малые социальные группы. В большие социальные группы (помимо классов)входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например, борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

 

 

 

 

 

 --------------------------------------------------------------------------------------------------

6-Борисов  В. Есть ли в России социальное  партнерство? // Человек и труд. – 1999. -Вып.11. [26, c.182]

 

 

 

К средним социальным группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

 

К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличают также некие родственные контакты друг с другом.

 

Особенностью социальных групп в странах с развитой экономикой в настоящее время является их мобильность, открытость перехода из одной социальной группы в другую. Сближение уровня культуры и образования различных социально-профессиональных групп приводит к формированию общих социокультурных потребностей и тем самым создает условия для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения и мотивации. В результате можно констатировать обновление и расширение самого характерного в современном мире - среднего слоя (среднего класса).

 

Основными принципами социального партнерства являются 7:

 

‾ равноправие сторон;

 

‾ уважение и учет интересов сторон;

 

‾ заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

 

‾ содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

 

‾ соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

 

‾ полномочность представителей сторон;

 

‾ свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

 

‾ добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

 

 

 

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------

7-Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. Учебник. - М.: Юристъ, 2006. [27, c.187]

 

 

 

‾ реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

 

‾ обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

 

‾ контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

 

‾ ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

 

Таким образом, принципы социального партнерства заключаются в цивилизованном регулировании социально-трудовых отношений, в налаживании нормальных партнерских взаимоотношений между наемными работниками и работодателями при посредничестве государства. В мировой практике имеется богатый и проверенный временем опыт переговорной политики, как "трипартизма", так и двухсторонних переговорных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Формы, задачи и цели социального партнерства

 

Вся система отечественного социального партнерства основана на взаимодействии людей, профессиональных и социальных групп, их объединений и органов государственной власти и местного самоуправления.

 

Система социального партнерства включает в себя следующие элементы: цели, задачи, принципы, стороны, уровни, формы и механизмы функционирования.

 

Основной целью социального партнерства является разработка, принятие и реализация социально-экономической и трудовой политики, основанной на сбалансированности интересов общества, наемных работников и работодателей.

 

Основными составляющими этой цели являются:

 

· формирование механизма коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений;

 

· обеспечение занятости и социальной зашиты населения, охраны и безопасности труда;

 

· профессиональное обучение работников;

 

· сохранение трудового потенциала общества;

 

· поэтапное повышение доходов работников на основе роста производительности труда;

 

· повышение эффективности производства.

 

Важнейшей задачей совершенствования социального партнерства является разграничение различных групп интересов и разработка механизмов их согласования и реализации.

 

На данном этапе наиболее важными вопросами партнерских отношений в социально-трудовой сфере между наемными работниками и работодателями являются согласование вопросов оплаты труда, гарантий занятости, условий труда, профессиональной подготовки и переподготовки, социальных гарантий.

 

Большое значение имеет реализация обозначенных в Трудовом кодексе РФ основных принципов социального партнерства:

 

· равноправие сторон, уважение и учет их интересов;

 

· заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

 

· содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

 

· соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

 

· полномочность представителей сторон;

 

· свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

 

· добровольность принятых на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

Информация о работе Механизмы правового регулирования взаимоотношений участников социального партнерства