Механизмы принятия стратегических решений в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ теории разработки и принятия решений, а также возможностей их практического применения. Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач: исследование генезиса понятия "управленческое решение";
изучение основных сущностных характеристик стратегических решений;
рассмотреть процессы разработки, принятия, реализации стратегических решений;
провести анализ внешней и внутренней среды ОАО "Восход" - КРЛЗ и определить основные проблемы предприятия;
разработать стратегические решения для ОАО "Восход" - КРЛЗ.

Содержание

Введение…………………………………………………………..………3
Глава 1. Теоретические основы механизма принятия стратегических решений в организации........................................................................................6
1.1 Понятие стратегии и стратегического решения……...…………..6
1.2 Методологические основы принятия стратегических решений...8
1.3 Этапы разработки и выбора стратегии………………………..….11
Глава 2. Аналитическая основа процесса принятия стратегических решений на предприятии ОАО «Восход»……………………………...14
2.1 Характеристика предприятия………..………………….....……..14
2.2 Анализ деятельности предприятия……………………………....17
2.3 Деятельность совета директоров предприятия…………............22
2.4 Процесс выбора стратегии ОАО «Восход»………….……….….23
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию существующей стратегии ОАО «Восход»………………………………………………………26
Заключение…………………………………………………….………....31
Список использованной литературы..……………………………….…34

Вложенные файлы: 1 файл

statist_men.docx

— 61.36 Кб (Скачать файл)

               Выручка от продажи продукции, товаров, услуг возросла на 4,1% по сравнению с 2010 годом, в то время как себестоимость реализованной продукции возросла на 11%. Прибыль от продажи реализованной продукции уменьшилась почти на 34 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что связано с увеличением стоимости покупных материалов и ростом цен на энергоносители. Больший объем выручки получен при относительно стабильной величине среднесписочной численности работающего персонала. Производительность труда уменьшилась на 10 %, в связи со снижением объемов производства.

В структуре кредиторской задолженности  значительна доля задолженности  по авансам, что более чем в 2 раза превышает данный показатель по аналогичному периоду прошлого года.

Таблица 5.

Структура расходов Общества по элементам затрат в процентах от общих затрат.

№ п/п

Наименование вида расходов

2011 год

2010 г.

1.

затраты на оплату труда  и отчисления на социальные нужды

48,3

37,8

2.

материальные затраты  (в том  числе электроэнергия)

45,3

49,4

3.

прочие расходы

6,4

12,8


 

Основные факторы риска, связанные с деятельностью Общества.     

Основной  объем продукции, выпускаемой Обществом, приходится на внутренний рынок, при  этом около 90% продукции используют предприятия, работающие по Гособоронзаказу. Основной риск - нерегулярность финансовых поступлений из Государственного бюджета. Возможен риск снижения уровня финансирования предприятий – потребителей продукции, при производстве которой Общество выступает соисполнителем по Гособоронзаказам по комплектации. В этом случае важна разработка новой продукции и поиск ее рынков сбыта.    

Имеет место  риск, связанный с возможными изменениями  цен на сырье, услуги, электроэнергию. Рост цен на сырье и энергоносители ведет  к росту себестоимости  производимой продукции и понижению  рентабельности. Предприятие реагирует  на данный рост цен повышением цен  на свою продукцию. При этом основной риск – государственное ограничение  роста цен, что не в полной мере покрывает затраты на сырье.

Риск  сокращения спроса на продукцию Общества в условиях наличия мощных отсрочек платежей, поставок более качественной продукции требует постоянной работы по обновлению продукции, сокращению сроков внедрения новых разработок.

Финансовые  и правовые риски,  риски, связанные  с судебными процессами, продлением лицензий на определенные виды деятельности  значительного влияния на деятельность Общества и на исполнение обязательств по ценным бумагам оказать не смогут и оцениваются Обществом как  минимальные.

 Действия Общества по снижению влияния рисков: принятие мер по более оперативному реагированию на изменение потребности рынка, сокращение сроков внедрения новых разработок, выбор оптимальных условий ценовой политики.

 

Преобладающим видом деятельности Общества явилось  производство продукции производственно  – технического и специального назначения:

- интегральных микросхем;

- термопечатающих головок;

- приёмно – усилительных радиоламп;

- проведение научно – исследовательских,  проектно – конструкторских и  технологических работ.

 

2.3 Деятельность совета директоров предприятия.

 

               В состав совета директоров  входят:

  • председатель Совета директоров;
  • 7 членов Совета директоров.

    Состав  Совета директоров переизбирался  на годовом общем собрании  акционеров Общества 24 июня 2011 года. В составе Совета директоров  были произведены изменения, двое выведены и двое введены в состав.

 Совет директоров осуществлял общее руководство деятельностью Общества в соответствии с Уставом между годовыми собраниями акционеров.

За год, прошедший с момента избрания Совета директоров, проведено 13 заседаний  Совета директоров, на которых рассмотрены   вопросы  текущей  деятельности Общества  в пределах компетенции и прав Совета директоров, а также текущие  корпоративные вопросы. Членов Совета директоров, не участвующих в заседаниях без уважительных причин, нет.

За отчетный период Советом директоров были одобрены 2  крупные сделки. Это Генеральное  соглашение об открытии рамочной кредитной  линии на пополнение оборотных средств  и заключении в его рамках кредитных  договоров в Калужском отделении  Сберегательного банка России, а  также сделка по открытию возобновляемой кредитной линии на пополнение оборотных  средств. Обе сделки одобрены Советом  директоров Общества согласно требований  законодательства.

Общество  в своей деятельности руководствуется  теми положениями Корпоративного кодекса, которые являются обязательными  для акционерных Обществ в  соответствии  с  Гражданским  кодексом Российской Федерации, Федеральным  законом  «Об акционерных  Обществах»  и законодательством Федеральной  службы по финансовым рынкам. Акционеры  Общества обладают совокупностью прав в отношении Общества, соблюдение и защиту которых обеспечивает Совет директоров. Общество ежегодно предоставляет акционерам годовой отчет и осуществляет раскрытие информации в соответствии с Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 года № 06-117/пз-н. Общество стремится к максимальной прозрачности и информационной открытости. Корпоративных конфликтов, связанных с ненадлежащим выполнением Обществом рекомендаций Кодекса корпоративного поведения,  в отчетном году не было.

Лицо, исполняющее  функции единоличного исполнительного  органа Общества:

- генеральный директор. На годовом общем собрании  акционеров Общества 7 апреля 2009 года был избран генеральный директор  Шмаков Николай Викторович.

Лицо, исполняющее  функции единоличного исполнительного  органа Общества:

- генеральный директор. На годовом общем собрании  акционеров Общества 7 апреля 2009 года был избран генеральный директор  Шмаков Николай Викторович.

 

2.4 Процесс выбора стратегии ОАО «Восход».

 

Процесс выбора стратегии, реализуемый в организации является многофакторным.

Основные направления стратегии маркетинга:

  • увеличение продаж при одновременном снижении затрат на производство продукции;
  • концентрация на перспективных сегментах рынка;
  • дифференциация продукции;
  • соблюдение принципов современного маркетинга.

Основной задачей стратегии управления ОАО «Восход» является создание единой системы планирования, закупок, учета и анализа, позволяющей обеспечить максимальную доходность от деятельности предприятия и рациональное использование денежных средств за счет рассмотрения целесообразности закупок материальных ресурсов, минимизации закупочных цен на материалы и комплектующие, осуществление входного контроля, рационального использования материальных ресурсов, снижения материалоемкости, трудоемкости, расширения взаимовыгодных кооперационных связей, перехода на более перспективную систему оплаты труда, соблюдения оптимальных отпускных цен.

В области финансовой политики осуществляется оптимизация налогов и отчислений во внебюджетные фонды и вложение свободных денежных средств в ценные бумаги, имеющие высокую степень доходности и ликвидности. Необходимо в условиях отсутствия денежных средств у заказчиков применять различные формы оплаты за продукцию, в т.ч. векселями, денежными зачетами, другими ценными бумагами. Не исключается возможность использования и заемных средств на выгодных условиях, направленных на пополнение оборотных средств в условиях выполнения крупных заказов с оплатой после реализации и на выполнение отдельных высокоэффективных инвестиционных проектов.

В области ресурсно-рыночной стратегии принято решение о расширении круга поставщиков основных материалов и комплектующих изделий. Внесение элемента конкуренции при выборе поставщиков позволило снизить затраты на основные материалы и комплектующие при их покупке до 20%.

В итоге можно сделать вывод, что данное предприятие обладает достаточно проработанной стратегией, отражающей разнообразные направления деятельности ОАО, однако большое количество факторов внешней среды мешает предприятию выйти на передовые позиции. Поэтому, несмотря на проработанность действующей стратегии, можно предложить некоторые рекомендации по стратегическому планированию деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Рекомендации по совершенствованию существующей стратегии ОАО «Восход».

 

               В перспективе данное предприятие планирует использовать стратегию для конкуренции в отрасли, находящейся в стадии зрелости. Приоритетными направлениями производственной деятельности ОАО «Восход» является сохранение производства продукции, не имеющей конкурентов в России.

              В целом объем производства по специальной продукции позволяет сохранить технологию производства и кооперационные связи с поставщиками.

               Наиболее приоритетными направлениями развития товаров народного потребления являются:

1. Разработка нового продукта  для выхода на новые сегменты  рынка;

2. Выработка и фиксирование ценовой политики, поиск путей снижения себестоимости и, как следствие, стабилизирование цены;

3. Выработка и фиксирование системы стимулирования клиентов;

4. Проработка новых схем работы с клиентами;

5. Поиск и размещение новых заказов на гражданскую продукцию;

6. Выработка наиболее эффективной современной системы работы с клиентами и обслуживания клиентов;

7. Увеличение объемов производства востребованной рентабельной продукции.

               Этого можно достичь различными способами:

1. Для увеличения объема выпуска  гражданской продукции ОАО «Восход» необходимо проводить различные мероприятия по поиску потенциальных заказчиков с выгодными для ОАО «Восход» заказами через СМИ, участвовать в различных выставках и т. д.; более детально прорабатывать заявки заказчиков с учетом всех имеющихся на ОАО «Восход» производственных возможностей с проведением оценки финансового состояния потенциальных заказчиков.

2. Для увеличения реализации  продукции необходимо проводить маркетинговые исследования по выявлению дополнительных рынков сбыта, рекламные кампании для оптовых и розничных покупателей, рассылку рекламной информации о продукции оптовым клиентам, заниматься изучением потребностей имеющихся рынков сбыта, выявлять слабые и сильные стороны конкурентов. Систематически внедряться мероприятия по улучшению качества. Проводить политику своевременного применения различных рыночных цен.

               Очень важно тщательно определять потребности предприятия, выбрать наиболее выгодную стратегию объемов производства, определить какие из видов продукции выгоднее производить организации.

               Для достижения целей предприятия необходимо оптимально использовать все виды ресурсов. Поэтому руководители предприятия должны в первую очередь ориентироваться на оперативное управление, с помощью которого оптимизируется структура производственных факторов и всего процесса производства.

               Экономия ресурсов и внедрение более экономичных материалов являются неотъемлемой составляющей стратегии направленной на достижение максимального результата.

               Одной из главных задач руководителей является организация и управление персоналом, что в конечном итоге должно приводить к выполнению целей предприятия. При этом предприятие должно регулировать отношения между работающими и координировать процессы, необходимые для выполнения поставленных задач. Управление персоналом включает личное и конкретное воздействие на сотрудников, необходимое для своевременного принятия решений и успешной реализации намеченных планов. Если все внутренние процессы, связанные с персоналом, будут управляться надлежащим образом, то у предприятия не возникнет проблем с достижением заданий по выпуску продукции, прибыли, доходам и т.д. В качестве критерия успешности работы принимается повышение эффективности предприятия за счет совершенствования его человеческих ресурсов. Такой подход требует разработки специальных методов, позволяющих производить оценку качества труда и выявлять внутренние процессы, которые требуют принятия мер с целью повышения производительности труда.

               Помимо реализации выбранной стратегии и принятия решений, ведущих к выполнению поставленных задач, необходимо так же принимать стратегические решения и реагировать на неожиданные изменения и факторы. Это помогает избежать проблем связанных с неожиданными изменениями во внешней среде, и как следствие избежать финансовых и других потерь.

                    Показатели эффективности деятельности предприятия:

  • результативность - оценивается, достигнуты ли организацией поставленные цели;
  • производительность - достигнута ли цель посредством минимальных трудовых затрат;
  • продуктивность - оценивается количество и качество продукции;
  • рентабельность - показатель прибыльности в процессе всего товарооборота от приобретения сырья и оборудования до продажи произведенного товара;
  • экологичность - отражает применение экологически чистых технологий; загрязнение окружающей среды является одним из важных показателей неэффективности производственного предприятия;
  • энергоемкость - показатель энергозатрат, израсходованных в технологическом процессе, говорит об эффективности всего производства в целом.

 

              Выбор показателей для стратегического контроля является задачей стратегического значения, так как именно от этого будет зависеть оценка успешности выполнения стратегии. При выборе показателей для стратегического контроля руководство должно расставить их приоритеты, чтобы суметь сделать однозначный вывод в том случае, если одни показатели говорят о том, что есть проблемы при реализации выбранной стратегии, а другие свидетельствуют о том, что все идет отлично.

Информация о работе Механизмы принятия стратегических решений в организации